Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
методическая разработка (старшая группа)

Хватова Ирина Николаевна

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_razvivayka.docx75.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

платных образовательных услуг

подготовка детей к школе «Развивай-ка»

Возраст воспитанников: 6-7лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Хватова Ирина Николаевна

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Нягань

2020

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Актуальность

Использование развивающих игр является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников. Развивающие средства обучения объединяют в себе элементы игры с экспериментированием, активизируют мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивают конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствуют интерпретации и самовыражению, расширяют кругозор, позволяют поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о предлогах, словах, предложениях.

Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми   дошкольного возраста.  Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

Цель и задачи

Цель: развитие нестандартного мышления и познавательных способностей дошкольников, удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии.

Задачи:

 - выявлять, развивать и поддерживать талантливых воспитанников; создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития воспитанников;

-повышать  уровень развития у детей фонематического слуха.

- закреплять умение работать с системой звуков и букв русского языка.

- составлять схемы слов с указанием ударения.

- составлять графически схемы предложений.

 - формировать умения конструировать модель с помощью образцов, инструкций, а также по замыслу посредством методических пособий «палочки Кюизенера», «Блоков Дьенеша», «Нумикона»;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: подготовка детей к школе.

Категория воспитанников

Воспитанники 6-7 лет

Объем и срок освоения программы

Количество занятий: 24

Срок освоения: 6 мес.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форма обучения: очная.

Форма работы: индивидуальная,  работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, и такие виды деятельности как, познавательная, исполнительская, творческая, интеллектуальная.

Отличительные особенности

В основе разработки данной программы «Развивай-ка» лежит использование методик логико – математического развития, блоков Дьенеша, палочек Кьюизенера, лабиринтов, головоломок, интерактивных игр и т.д. Отличительная особенность программы состоит в том, что подготавливает почву для развития речи, познавательных способностей и обучению детей в школе.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. После каждого занятия предусмотрен перерыв 10 минут. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Умеет обозначать ударные и безударные слоги, строить простейшие диаграммы, моделировать временные отношения.

Имеет обобщенные представления о свойствах предметов, выделяет самостоятельно основание классификации, замечает и выражает в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин. Владеет способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляет интерес и творчество в интеллектуальных играх. Не испытывает затруднений в играх, пользуется условными обозначениями, постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними.

 

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

«Незнайка в гостях»

1

1

Самостоятельная работа

2

 “Живые звуки”

1

1

Самостоятельная работа

3

«Художники»

1

1

Самостоятельная работа

4

«Матрешки»

1

1

Самостоятельная работа

5.

"Найди братца"

1

1

Самостоятельная работа

6

«Живые числа»

1

1

Самостоятельная работа

7

"Телеграф"

1

1

Самостоятельная работа

8

«Аэродром»

1

1

Самостоятельная работа

9

«Волшебники»

1

1

Самостоятельная работа

10

«Собери правильно»

1

1

Самостоятельная работа

11

"Диета Карлсона"

1

1

Самостоятельная работа

12

«Угадайте, какое число пропущено?»

1

1

Самостоятельная работа

13

«Какая буква убежала из слова?»

1

1

Самостоятельная работа

14

«Разделим и угостим друг друга»

1

1

Самостоятельная работа

15

«Помоги Жуку проведать родственников»

1

1

Самостоятельная работа

16

«Примеров много — ответ один»

1

1

Самостоятельная работа

17

«Лабиринты»

1

1

Самостоятельная работа

18

«Торопись, да не ошибись»

1

1

Самостоятельная работа

19

«Помоги Буратино открыть дверцу»

1

1

  Самостоятельная работа

20

«Посади буквы в вагончики»

1

1

Самостоятельная работа

21

«Реши кроссворд»

1

1

Самостоятельная работа

22

Расставь буквы по порядку

1

1

Самостоятельная работа

23

«Учимся рисовать круги»

1

1

Самостоятельная работа

24

Досуг «Всезнайка»

Диагностика

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение)

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

05.

ноябрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Незнайка в гостях»

Групповая комната

Самостоятельная работа

12.

ноябрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

 “Живые звуки”

Групповая комната

Самостоятельная работа

19.

ноябрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Художники»

Групповая комната

Самостоятельная работа

26.

ноябрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Матрешки»

Групповая комната

Самостоятельная работа

03.

декабрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

"Найди братца"

Групповая комната

Самостоятельная работа

10.

декабрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Живые числа»

Групповая комната

Самостоятельная работа

17.

декабрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

"Телеграф"

Групповая комната

Самостоятельная работа

24.

декабрь

2020

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Аэродром»

Групповая комната

Самостоятельная работа

14.

январь

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Волшебники»

Групповая комната

Самостоятельная работа

21

январь

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Собери правильно»

Групповая комната

Самостоятельная работа

28

январь

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

"Диета Карлсона"

Групповая комната

Самостоятельная работа

04.

февраль

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Угадайте, какое число пропущено?»

Групповая комната

Самостоятельная работа

11.

февраль

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Какая буква убежала из слова?»

Групповая комната

Самостоятельная работа

18.

февраль

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Разделим и угостим друг друга»

Групповая комната

Самостоятельная работа

25.

февраль

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Помоги Жуку проведать родственников»

Групповая комната

Самостоятельная работа

04.

март

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Примеров много — ответ один»

Групповая комната

Самостоятельная работа

11.

март

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Лабиринты»

Групповая комната

Самостоятельная работа

18.

март

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Торопись, да не ошибись»

Групповая комната

Самостоятельная работа

25.

март

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Помоги Буратино открыть дверцу»

Групповая комната

Самостоятельная работа

01.

апрель

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Посади буквы в вагончики»

Групповая комната

Самостоятельная работа

08.

апрель

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

«Реши кроссворд»

Групповая комната

Самостоятельная работа

15.

апрель

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

Расставь буквы по порядку

Групповая комната

Самостоятельная работа

22.

апрель

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

Беседа. Моделирование

1

«Учимся рисовать круги»

Групповая комната

Самостоятельная работа

29.

апрель

2021

15.30-16.00

I-подгруппа

16.15-16.45

II-подгруппа

1

Досуг «Всезнайка»

Групповая комната

Самостоятельная работа

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж:15

Педагогический стаж:15

Категория:высшая

Материально-технические условия

Помещение: групповая комната

  • демонстрационная магнитная доска;
  • музыкальный центр, аудиоматериалы, презентации;
  • ноутбук;

Учебно-методические условия

  • Магнитная азбука;
  • Палочки Кьюизенера;
  • Блоки Дьеныша;
  • Тетради в клетку, линейку;
  • Геометрическое лото;
  • Счетный материл;
  • Звуковые схемы;
  • Цветные и простые карандаши, авторучки;
  • Дидактические, настольные игры;
  • Картотеки сюжетных картинок;
  • Числовой фриз;

Раздаточный материал: алфавит, фишки, простые и цветные карандаши, авторучки

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по

Список литературы

  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Готовимся к письму. Прописи, раскраски, упражнения. М., Росмэн, 2011.
  • Жукова Н.С. Букварь; Эксмо, 2012.
  • Крылова О.Н. Знакомство с грамотой и окружающим миром: конспекты занятий. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  • Крылова О.Н. Знакомство с математикой: конспекты занятий. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  • Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Игровые занятия в детском саду и в начальной школе. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Дурова, Н. В. Фонематика. «Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» / Н. В Дурова. – М. : Просвещение, 2000. – 132 с
  • Колесникова, Е. В. «От звука к букве» / Е. В. Колесникова. – М. : Просвещение, 2008. – 144 с.
  • Тумакова, Г. А. «Учите играя» / Г. А. Тумакова, А. И Максакова. –  М. : Просвещение, 2003. – 84 с.
  • Ушакова, О. С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» /
    О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Владос, 2002. – 128 с.  
  • Ушакова, О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» (игры, упражнения, конспекты занятий) / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 112 с.
  • Фалькович, Т. А. «Развитие речи, подготовка к освоению письма» /
    Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : Просвещение, 2007. – 93 с.
  • Шумаева, Д. Г. «Как хорошо уметь читать» / Д. К. Шумаева. – С.П., 2008. – 138 с.

Приложение

Рабочая программа

Содержание теоретических и практических занятий

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.  

Упражнения в рабочей тетради. Закрепление навыков работы с дидактическим пособием «Палочки Кюизенера». Линейка. Фломастеры, карандаши.

 “Живые звуки”

Учить определять место звука в словах, Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.

Упражнения в рабочей тетради. Магнитная азбука.

«Художники»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.  

Закрепление понятий «длинный», «длиннее», «короткий», «короче», «широкий», «шире», «узкий», «уже», «высокий», «выше», «низкий», «ниже». Закрепление навыков измерения длины, ширины, высоты с помощью мерки. Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления). Развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.

Цель: развитие ориентировки в пространстве.    

Упражнения в рабочей тетради. Закрепление навыков работы с дидактическим пособием «Палочки Кюизенера». Линейка. Фломастеры, карандаши.

«Матрешки»

Цель: дать детям представление, что при увеличении любого числа на 1, получается следующее по порядку число. Закрепление умения устанавливать равенство и сравнивать группы предметов по количеству. Закрепление навыка использования математических знаков « = », « < »,  « > ».Учить определять место звука в словах, соотносить схему слова с названием изображенного предмета. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.

Упражнения в рабочей тетради. Счетные палочки, раздаточный материал.

"Найди братца"

Учить определять место звука в словах, соотносить схему слова с названием изображенного предмета, соотносить мягкий и твердый звук. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха.

Упражнение в рабочей тетради. Фишки, звуковые дорожки. Фломастеры, карандаши.

«Живые числа»

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда «больше, меньше, больше на.., меньше на…», умение увеличивать и уменьшать каждое из чисел на 1. Упражнять в решении простых арифметических действий.

Упражнения в рабочей тетради. Палочки Кьюизенера.

"Телеграф"

Продолжать работу по определению места звука в словах и обозначению на схеме, используя условное обозначение. Закреплять умение определять первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. Закрепить понятие   слог…

Упражнение в рабочей тетради, карандаши, слоговая таблица, магнитная азбука.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете в пределах 10.

Упражнения в рабочей тетради. Раздаточный материал.

«Волшебники»

Цель. Развивать мышление, сообразительность.

Преврати букву в другую. Схемы букв.

Упражнения в рабочей тетради. Линейка. Фломастеры, карандаши.

«Собери правильно»

Цель:  упражнять в мысленном объединением предметов в группы, в образовании множеств.

Блоки Дьёныша

"Диета Карлсона"

Цель: развивать внимание, учить находить слово на заданную букву. Учить детей читать по слоговой таблице, находить заданную букву.

Магнитная азбука.

«Угадайте, какое число пропущено?»

 Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Раздаточный материал

«Какая буква убежала из слова?»

Цель. Развивать внимание, умение из букв составлять слово.

Упражнение в рабочей тетради. Раздаточный материал.

«Разделим и угостим друг друга»

Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части.

Раздаточный материал, счетный материал.

«Помоги Жуку проведать родственников»

Упражнять в счете в пределах 10, познакомить с образованием числа 6, 7,8,9,10.

Закрепление навыков работы с дидактическими пособиями: «палочки Кюизенера».

«Примеров много — ответ один»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Раздаточный материал, лтнейки.

«Лабиринты»

Продолжать увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; учить называть «соседей данного числа»; познакомить с четными и нечетными числами, устанавливать логические связи.

Упражнения в рабочей тетради. Закрепление навыков работы с дидактическими пособиями: «палочки Кюизенера» Линейка.

«Торопись, да не ошибись»

Цель: закрепить знания состава чисел первого десятка.

Составлять коврики для чисел 7, 8, 9, 10, учить составлять числа из 2 меньших чисел, выработать представления о действиях сложения и вычитания

Закрепление навыков работы с дидактическими пособиями: «палочки Кюизенера» Линейка.

«Помоги Буратино открыть дверцу»

Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции, закреплять названия геометрических фигур, умение составлять число 10 из 2 меньших чисел.

Закрепление навыков работы с дидактическим пособием блоки Дьенеша Линейка, раздаточный материал.

«Посади буквы в вагончики»

Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Упражнения в рабочей тетради. Магнитная азбука, слоговые таблицы.

«Реши кроссворд»

Учить ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»), развивать количественные представления, учить находить разность чисел.

Упражнение в тетради.

Расставь буквы по порядку

Продолжать учить проводить фонетический разбор слова. Совершенствовать навык чтения. Развивать логическое мышление, память.

Упражнения в рабочей тетради. Магнитная азбука.

«Учимся рисовать круги»

Цель: учить рисовать круги в квадратах.

Линейка, карандаши, тетради.

Досуг «Всезнайка»

Досуг

Диагностика

Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Сычёва Г.Е.

Результаты фиксируются с помощью условных обозначений: 

задание выполнено самостоятельно – «+»;

задание выполнено при помощи педагога – «+,- »;

задание не выполнено – «-».

Для примечаний педагога дается дополнительная строка.

Фамилия, имя _____________________________________________

Дата рождения ____________________________________________

Заключение логопеда _______________________________________

Дата обследования __________________________________________

  1. Конструктивный праксис
  1. Пирамидка _________________________________

  1. Разрезная картинка с образцом

Предметная

из двух частей

из трех частей

из четырех частей

из пяти частей

Сюжетная

  1. Разрезная картинка без образца

Предметная

из двух частей

из трех частей

из четырех частей

из пяти частей

Сюжетная

  1. Рамки – вкладыши_____________________________________

II.Геометрические фигуры

Называет

Показывает

  1. Цвет

1-я группа

Называет

красный

желтый

зелёный

синий

белый

черный

коричневый

Показывает

2-я группа

Называет

розовый

оранжевый

голубой

фиолетовый

серый

Показывает

IV.Счёт

  1. Прямой_________________________________________
  2. Обратный _______________________________________
  3. Порядковый______________________________________
  4. Счетные операции_________________________________
  5. Знание цифр______________________________________

V.Соотнесение количества предметов

  1. Поровну_____________________________________________
  2. Столько же___________________________________________
  3. Больше_______________________________________________
  4. Меньше______________________________________________

VI. Ориентировка в пространстве

  1. Правая и левая руки____________________________________
  2. Справа (направо)______________________________________
  3. Слева налево__________________________________________
  4. Впереди (вперед)______________________________________
  5. Позади (назад)________________________________________
  6. Вверх________________________________________________
  7. Вниз_________________________________________________

VII. Ориентировка во времени

  1. Утро________________________________________________
  2. День_________________________________________________
  3. Вечер________________________________________________
  4. Ночь________________________________________________
  5. Зима_________________________________________________
  6. Весна________________________________________________
  7. Лето_________________________________________________
  8. Осень________________________________________________
  9. Дни недели___________________________________________
  10. Месяцы______________________________________________

VIII.Сравнение предметов

  1. Большой и маленький__________________________________
  2. Высокий и низкий_____________________________________
  3. Широкий и узкий______________________________________
  4. Длинный и короткий___________________________________

IX. Понимание и использование

предложно-падежных конструкций

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

X.Согласование числительных с существительными

  1. Количественные числительные__________________________
  2. Порядковые числительные______________________________

Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.
  2. Колесникова Е.В. Раз – словечко, два – словечко. – М.: ГНОМ и Д, 2001..
  3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  4. Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  5. Колесникова Е.В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  6. Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  7. Колесникова Е.В. От слова к звуку. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
  8. Новотворцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и дома. – Ярославль: Академия
  1.  Сычева Г. Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет Гном, 2019  Учебно-методичекий комплект

Рабочие тетради

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 6-7 лет сост. Сычева Г. Е Гном, 2019  Учебно-методичекий комплект
  2. Я учу звуки и буквы. Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева / Под ред. М.Д. Маханёвой. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Предшкольная подготовка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Весёлый английский» «Fun English»

Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста отличаются особой...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...