Отчет об самообразовании 2 мл.группа
рабочая программа (младшая группа)

Магомедова Эльмира Рамазановна

Отчет об самообразовании 2 мл.гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovanii.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Московская область Ленинский муниципальный район

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский  сад N22 «Город Детства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отчет по самообразованию

 «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

2 младшая группа 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                    Воспитатель: Магомедова Э.Р

                                                                        Заместитель заведующего: Антонова О.В

                                                                        Начало изучение темы: сентябрь 2022г 

                                                                        Окончание изучаемой темы:май 2023г                                                                                

                                                             

Пояснительная записка

 

Каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались.

Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, реализуемая, в частности, и через сказки. В детстве личность человека только начинает формироваться, поэтому этот период жизни – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Цель сказки – не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить младшего дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает  обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Актуальность:

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

 

Цель: 

Раскрыть сущность патриотического воспитания через сказки, литературное наследие  В.А.Сухомлинского. Создать условия, способствующие формированию нравственных качеств: доброта, гуманность, патриотизм, готовность помогать близким и нуждающимся в помощи

Задачи:

- побуждать у детей интерес к сказкам;

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (В.А.Сухомлинского, К.И. Чуковского);

- способствовать формированию представления  о доброте и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.;

- помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.


 
Ожидаемые результаты:

 Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.

 

Примерный план

 

Сентябрь.

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей младшего возраста посредством русских народных сказок»,   постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».


 
Октябрь.

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Репка», рассматривание иллюстрации.

-Консультация для родителей: «О важности чтения сказок детям».

-Чтение сказки К. Чуковского «Таракан»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.


 
Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Колобок»

- Чтение сказок: Волк и козлятки», «Теремок» .

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Воспитание Сказкой».

3. День матери «Маму очень я люблю», организация конкурса для мам.

 

Декабрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

-Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Сказка о гусыне» В. Сухомлинского

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2.Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

3.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

 

 

 

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка, как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В Сухомлинский.

-Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Консультация для родителей: «как правильно читать ребенку сказки».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

 

Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

-Чтение сказки В А. Сухомлинского «Карасик в аквариуме»

-Мини-викторина по сказкам К.Чуковского.

-Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского

-Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят».

 

Март.

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Как ежиха приласкала своих деток» В.А.Сухомлинский.

-Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

-Мини-викторина «Русские сказки»

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей: «Какие сказки читать детям».

-В уголке для родителей: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

 

Апрель.

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

 

Май.

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки» .

 

 

Литература:

 

  • - Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
  • -Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
     "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
     
    (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  • - Закон «Об образовании в Алтайском крае» (Официальный сайт органов власти Алтайского края www.altairegion22.ru)
  • -Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
  •  Ведерникова В.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975.
  •  Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка - дошкольника. - М.: Мозайка-Синтез, 2009.
  •  Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  •  Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение, 2003.
  • Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). СПб.: Детство - Пресс, 2000.
  •  Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия ,2001.
  •  Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  • Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
  •  Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1981
  •  Флёрина Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественноеслово дошкольникам. - М.: 1952.
  • Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.
  • В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
  • Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
  • Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  •  Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
  • Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию(Подготовительная группа). ТЕМА : " Социализация детей дошкольного возраста по средствам сюжетно-ролевой игры".

Социализация - это процессво время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которым принадлежит ребенок.Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, ребенок учится жить ...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Отчет по самообразованию воспитателя группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва - Титовой Альбины Револеновны, по технике нетрадиционного рисования.

Развитие интереса к рисованию в работе с детьми группы №2 "Цветочек" школы №2120 Д8, г. Москва, среднего дошкольного возраста, используя нетрадиционные техники рисования....

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

«Отчет по самообразованию воспитателя группы №9 «Теремок» Токаревой И.В. за 2021 – 2022 учебный год»

Тема: «Формировать основы инженерного мышления у воспитанников посредством STEM – образования и вовлечение в познавательно-исследовательскую среду»...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...