Конструирование как метод развития воображения у дошкольников
учебно-методический материал
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
«Конструирование как метод развития воображения у дошкольников»
Термин "конструирование" произошел от латинского слова "construere", что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала. Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное. В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т.п. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как "нарушение" пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к "формированию своеобразных эмоциональных образов". К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала. Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Виды конструирования в детском саду. В зависимости от того из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
#1082;онструирование из строительных материалов;
#1082;онструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
#1082;онструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т.д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, предавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические ("Архитектор", "Подъемные краны", "Юный кораблестроитель", "Мосты" и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются "Конструкторы", имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются металлические или пластмассовые, у которых крепления более сложные (с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.).В игре "Конструктор" дети учатся решать сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе. Прежде чем сложить из бумаги лодочку или кораблик, нужно заготовит исходную форму (прямоугольник, квадрат). В том случае, если основным способом изготовления игрушки будет надрезание бумаги и склеивание, то заготавливают выкройку, раскладывают и наклеивают на ней детали, украшения, делают нужные надрезы и только после этого склеивают. Весь этот процесс требует от детей умения измерять, пользоваться ножницами, и, конечно, это значительно сложнее, чем конструирование из готовых форм. Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т.д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя их в различных сочетаниях с помощью клея или проволоки, дополняя разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и т.д.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заниматься в свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Значение конструктивной деятельности в развитии воображения ребенка. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А.С. Яковлева, И.П. Кулибина, В.А. Гасиева, Т.А. Эдисона и других. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их: как, с помощью чего скрепляются? Какая из них является основой для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений? Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т.е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения. Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
Вывод: Конструирование создаёт условия для развития воображения и творческих способностей детей. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается воображение творческие способности. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение. Конструируя ребёнок совершенствует свои мыслительные процессы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте – СПб:союз,1997
2. Дьяченко М.М., Воображение дошкольника
3. Запорожец А.В., Усова А.П., Педагогика и психология. Сенсорное развитие дошкольника. М.,1995
4. Маклаков А.Г. Общая психология., Питер-2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окру...
Конструирование как метод развития мышление дошкольника
Конструирование как метод развития мышление дошкольника. статья о важности конструирования для развития мышления воображения, логики дошкольника...
Развитие воображения у дошкольников с задержкой психического развития
Рекомендации для родителей. Как заниматься с ребенком дома....
Роль занятий по конструированию из различных материалов в развитии воображения у дошкольников
Детское конструктивное творчество - это деятельность, в которой создается нечто новое для ребенка, это средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему. Под детским конс...
Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста» Виды воображения1. Непроизвольное – пассивное.Особенность такого вида заключается в том, что...
Форум фото-отчёт " Художественное конструирование как средство развития воображения и связной речи"
Форум фото-отчёт " Художественное конструирование как средство развития воображения и связной речи"...
Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...