«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
статья (средняя группа) на тему
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_razvitiya_voobrazheniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
Автор
старший воспитатель:
Шевченко О.В.
Содержание
- Виды воображения
- Особенности воображения у дошкольников
- Дидактическая игра – средство развития воображения
- Воображение в изодеятельности дошкольника
- Сказка и воображение дошкольника
- Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.
Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.
Виды воображения
В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.
- Непроизвольное – пассивное.
Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.
В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.
- Произвольное – активное.
Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.
Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:
- воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
- творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
- мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.
Особенности воображения у дошкольников
Психологи различают три стадии развития воображения человека:
- преобладание вымысла, фантазии, сказок;
- сочетание фантазии с практическим расчетом;
- полное подчинение этой способности интеллекту.
В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.
Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.
Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.
Дидактическая игра – средство развития воображения
Существует три основных вида дидактических игр:
- словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
- настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
- с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.
Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.
Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.
Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.
Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.
Воображение в изодеятельности дошкольника
Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.
Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.
В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:
- произвольность;
- креативность;
- устойчивость;
- широта.
Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.
Сказка и воображение дошкольника
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.
Воображение на занятиях конструкторской деятельностью
Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.
Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов
- ребенок представляет в уме требуемый результат;
- углубляются представления об окружающем мире;
- идет процесс осмысления предметных свойств;
- запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
- дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.
Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:
- готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
- наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
- различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.
Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие воображения у детей дошкольного возраста
призентация для защиты методического портфолио...
Развитие воображения у детей дошкольного возраста (перспективное планирование).
Каждый ребенок по своей психологической сути волшебник. Только об этом не знает ни он, ни окружающие его взрослые. А чтобы стать волшебником, надо научиться воображать, т....
статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"
Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....
Семинар для педагогов Доу "Развитие воображения у детей дошкольного возраста"
знакомство с психической функцией воображение, способами его развития. Знакомство с приемами развития воображения у детей посредством активизации фантазии....
Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста
Развитие речи через развитие воображения у детей дошкольного возраста...
Методы развития воображения у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов«Методы развития воображения у детей дошкольного возраста» Виды воображения1. Непроизвольное – пассивное.Особенность такого вида заключается в том, что...