Проект социального партнерства "Путешествие в страну Читалия"
проект (подготовительная группа)

Проект социального партнерства "Путешествие в страну Читалия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект социального партнерства детского сада и библиотеки

«Путешествие в страну Читалию»

Выполнила:

Чибышева Анастасия Витальевна,

воспитатель,

МБДОУ «ЦРР – детский сад №15 «Страна чудес»

г. Ханты-Мансийск

Пояснительная записка

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы не читающего молодого поколения и снижения интереса к чтению у старших дошкольников нашего детского сада. Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте.

В наши дни книг в магазинах много, но стоимость их не малая, и с каждым днем она существенно возрастает. Красивые, качественные издания доступны далеко на всем.

Сформировать и поддержать интерес детей к чтению и миру литературы способствует организация взаимодействия детского сада и библиотеки. Не случайно родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Именно поэтому уже не одно поколение моих выпускников ведут дружбу с библиотекой со старшей группы детского сада. Поскольку социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.

Актуальность

Мы привыкли считать, что книги – хранители знаний, которые передают духовные традиции, культуру и искусство от поколения к поколению, соединяют людей разных времен и народов посредством слов, то есть закладывает основу мировоззрения ребенка. От того, какими будут первые книги, зависит многое в его жизни. И нам, взрослым, необходимо привить детям любовь и интерес к книге, потребность в чтении.

На важность приобщения дошкольников к книге, к красоте художественного слова указывают многие психологи и педагоги, в том числе К.Д.Ушинский и Л.С. Выготский, С.Я.Маршак и Л. Токмакова. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом в 21 веке, по сравнению с 20 столетием, выявили негативные и неутешительные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у детей; резкое сокращение доли чтения в жизни детей из-за вытеснения книг наличием телевизоров и компьютеров. Возникшие проблемы способствовали принятию национальной программы поддержки и развития чтения. Согласно программе, усилия всех соответствующих структур (библиотеки, издательства, книжная торговля) должны быть направлены на пропаганду чтения, на воспитание активного читателя.

Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых: он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника, как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в сознании неадекватные стереотипы.

К сожалению, очень многие родители относятся к детскому чтению не так, как хотелось бы. По данным российских СМИ, лишь около 15 % родителей участвуют в формировании книжной культуры детей, 60 % не читают детям вообще. У родителей есть желание читать и рассказывать детям, но 80% из опрошенных не знают, как организовать домашнее чтение.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества.

Чтение – это процесс творческий, а читатель – великий творец. К тому же, формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Значит, книг должно быть много. То есть должна быть библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Разнообразие книжной среды и свободный доступ стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Особая роль библиотеки раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Однако условия проживания у многих родителей не позволяют содержать такую библиотеку, которая бы удовлетворила потребности современного ребенка в познании книжного мира. Поэтому одним из выходов из сложившейся ситуации стало социальное партнерство дошкольного учреждения и библиотеки, в ходе которого происходит контакт с детьми, воспитателями и родителями.

Для этого был разработан проект «Путешествие в страну Читалию», который способен оказать помощь в воспитании интереса и любви к чтению, знакомстве с книжной культурой, в развитии литературной речи, социализации ребенка. Поскольку именно в дошкольном возрасте формируются читательские интересы, любовь к художественному слову.

Цель проекта: способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к художественной литературе через создание единой системы работы педагогов группы, сотрудников библиотеки и семьи.

Задачи:

  1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ и детской библиотекой для создания единой социокультурной системы;
  2. Способствовать созданию образовательной системы ДОУ и детской библиотекой для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса;
  3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса. Раскрыть роль художественного слова в воспитании детей дошкольного возраста.
  4. Разработать цикл мероприятий, способствующих формированию активного читателя. Проведение совместных литературных досугов библиотеки и детского сада.

Тип проекта: образовательный и социально-просветительский

Приоритетные образовательные области: речевое и художественно – эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое, физическое, речевое. Участники: воспитанники МБДОУ, родители (законные представители) воспитанников, педагоги МБДОУ, сотрудники детской библиотеки.

Формы работы в ходе реализации проекта:

  1. экскурсии в библиотеку;
  2. знакомство и взаимодействие с библиотекой;
  3. создание мини-библиотеки на базе ДОУ;
  4. участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
  5. выставки рисунков и поделок;
  6. участие в театрализованной деятельности
  7. совместные праздники.

Время реализации проекта: 1 год

Этапы реализации проекта:

Разработка        проекта        социального        взаимодействия        строится        поэтапно.

Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

I этап - подготовительный:

Цель: разработка проекта, а именно определение цели, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, заключение договора сотрудничества с библиотекой, создание перечня нормативно - правовых документов, определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Задачи данного этапа:

  1. Изучение нормативно – правовой базы для организации проекта. Составление договоров о сотрудничестве между МБДОУ детским садом № 14 и детской библиотекой и создании библиотечного пункта.
  2. Определение направлений взаимодействия, сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
  3. Составление плана совместных мероприятий на учебный год с учетом образовательной программы МБДОУ и календарного планирования.
  4. Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста.

Этап – основной.

Цель: реализация сотрудничества МБДОУ и библиотеки.

Задачи данного этапа:

  1. Реализация системы мероприятий воспитанниками МБДОУ, педагогами, родителями, библиотекой в соответствии с планом.
  2. Проведение экскурсий для воспитанников ДОУ в детскую библиотеку.
  3. Посещение воспитанниками ДОУ внеклассных мероприятий, «дней открытых дверей», проводимых в детской библиотеке с группой и родителями.
  4. Создание мини-библиотеки в ДОУ.

III этап – заключительный:

Цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  1. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов (представление опыта на сайтах Интернета, публикация статей).
  2. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с библиотекой.

Мероприятие

Задачи

Сроки

Работа с воспитанниками МБДОУ

1

Ручной труд: «Книжкина больница». Подклеивание книг.

Учить детей умению «лечить» разорванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Сентябрь

2

Путешествие в библиотеку

Знакомить с библиотекой, с правилами поведения в ней. Воспитывать бережное

отношение к книге.

Октябрь

3

Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка». «Сказочное слово».

Познакомить детей со сказкой, с образными словами и выражениями, характерными для русских народных

сказок, воспитывать нравственные качества.

Ноябрь

4

Двенадцать месяцев

Продолжать знакомство со сказками народов мира, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

Декабрь

5

Подбор книг. Совместная

деятельность.

Создать условия для реализации проекта. Заинтересовать детей в выборе

литературы по интересам

Январь

6

Рождественское чудо

знакомить с культурой и традициями народа, прививать чуткость к поэтическому слову, воспитывать

добрые чувства.

Январь

7

Совместное развлечение с

библиотекой «Книга – источник знаний». Игра – викторина.

Формировать знания о книгах, их содержании, авторах; развивать речь, интерес к игре, умения распределять

роли, партнеров, придумывать сюжет; воспитывать бережное отношение к

книгам.

Февраль

8

«Умей обождать» совместное

мероприятие с использованием презентаций и обучающих

мультфильмов.

Формировать представление детей о здоровье, познакомить с авторской сказкой, понимать ее содержание,

воспитывать умения правильно оценивать поступки героев, их действия, активизировать фантазию и творческие способности детей, воспитывать умения аккуратно пользоваться ножницами, клеем.

Февраль

9

Участие в конкурсах

организуемых библиотекой «Мои любимые сказки», «Любимая сказка»

Формировать понятие «Сказка», развивать умения изображать любимые сказки, воспитывать чувство гордости своими достижениями.

Март

10

Путешествие в прошлое книги

Знакомить с историей создания книги.

Март

11

НОД «Хлеб  - всему голова»

Дать представления о

последовательности посева

зерен, изготовления и выпечки хлеба. Способствовать развитию интереса у

детей к устному народному творчеству.

Март

12

Совместное с библиотекой

мероприятие «Викторина по

любимым книгам»

закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам; развивать мышление, память, воображение; совершенствовать навыки выразительности речи; воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Апрель

13

Развлечение «Русские посиделки»

Познакомить с понятием «народное искусство»; развивать познавательный

интерес; воспитывать дружеские отношения между детьми,

эмоциональные чувства.

Май

Работа с родителями

1

Анкетирование родителей. Что любят слушать дети? "Книга в семье".

Выявить читают ли родители детям книги. Приобщать детей к чтению.

Сентябрь

2

Оформление родительского

уголка: размещение консультаций, рекомендаций по теме. «О пользе семейного чтения. Воспитание чтением»

Просвещать родителей в вопросах приобщения к чтению книг детям

Октябрь

3

Оформление страницы альбома «Моя любимая сказка».

Развитие совместной деятельности

Ноябрь

4

«Круглый стол» с участием

родителей, детей, библиотекаря.

Ознакомить с проектом. Сформировать интерес в оказании помощи по созданию условий для реализации проекта. Приобретение книг детям, создание «Уголка Книги».

Декабрь

5

Консультация «Давайте,

почитаем». Книги о героях.

Приобщать к здоровому образу жизни.

Январь

Работа с педагогами МБДОУ

1

Консультация «Как научить

ребенка беречь книги?»

Повышение компетентности в вопросах сохранности книг детьми

Сентябрь

2

Список литературы для чтения детям всех возрастов

Повышение компетентности в вопросах приобщения к чтению

Октябрь

3

«Как обсуждать с ребенком

прочитанное произведение?»

Помощь в подборе литературы в работе воспитателей

Ноябрь

4

«Какие вопросы следует

задавать ребенку во время

рассматривания картинок в

книге?»

Повышение компетентности в вопросах работы с книгой

Декабрь

5

«Художественная литература –могучее средство воспитания».

Консультация библиотекаря.

Повышение компетентности в вопросах приобщения детей к чтению литературы

Январь

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение (компьютер, фотоаппарат, принтер, сканер);

Научно-методическое обеспечение (художественная литература и картотека к ней, атрибуты к играм, театр, конспекты занятий, сценарии развлечений, планы, программа);

Нормативно-правовое обеспечение: Законодательную основу социального партнерства в сфере образования дает Гражданский кодекс РФ, Закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях», Указ Президента Российской Федерации от 31.08.1999 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в Российской Федерации».

На муниципальном уровне правовую базу организации социального партнерства создают федеральные законы «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также соответствующие законы субъектов Российской Федерации, принятые в развитие указанных федеральных законов.

Ожидаемые результаты реализации проекта Проект будет эффективным, если:

  • 70% детей и родителей будут активными участниками в его реализации: повысят литературный багаж посредством знакомства с художественной литературой;
  • повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка;
  • будет создана образовательная система ДОУ и детской библиотекой для развития творческого потенциала и познавательной активности, социализации участников образовательного процесса;
  • возрождение домашнего чтения;
  • позитивные изменения в речи детей;
  • обобщение и распространение семейного опыта домашнего чтения;
  • продолжение партнерских отношений с районной библиотекой.

Риски проекта:

  • негативное влияние социальных факторов;
  • отсутствие опыта по реализации проектов;
  • нежелание родителей участвовать в проекте.

Перспективы распространения проекта.

Реализация проекта возможна в рамках обсуждения полученных результатов на конференциях, семинарах, «круглых столах» и внедрения эффективных форм и метод воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях города, округа.

Список литературы

  1. Александрова, Т. С. Копилка секретов: Календарь библиотекаря / Т.С. Александрова. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2012. – 256 с.
  2. Балалиева, О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. – 2009. –  № 5. –  С. 16-19.
  3. Безрукова, С.В. Я люблю читать / С.В Безрукова. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2001. – 142 с.
  4. Большева, Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. / Учебно-методическое пособие / Т.В. Большева. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 168 с.
  5. Бойдаченко, П. Г. Социальное партнерство / П.Г. Бойдаченко. – М.: Экономика,2009. –  236 с.
  6. Буева, И. Социальное партнерство: детский сад и дополнительное образование // Дошкольное воспитание. –  2008. –  № 7. – С. 30-31.
  7. Быкадорова, Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей / Н.К. Быкадорова. – М.: Просвещение, 2002. – 124 с.
  8. Булатов, М. Тридцать три пирога / М. Булатов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 143 с.
  9. Гавриченко, Г. С кем дружит ДОУ? // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – № 4. – С. 3-8.
  10.  Грибоедова, Т. П. Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения: проблемы и опыт реализации // Начальная школа плюс до и после. – 2009.  – № 3. – С. 3-6.
  11.  Затулина, Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи:  Учебное пособие / Г.Я. Затулина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 224.
  12.  Зинченко, Г. П. Социальное партнерство: учебник / Г.П. Зинченко, А.А. – М.: «Академцентр», 2012. – 148 с.
  13.  Гуськова, А. А. Обучаем дошкольников пересказыванию / А.А. Гуськова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 93 с.
  14.  Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедическая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Дубравушка»  Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедиче...

Конспект занятия- экскурсии в библиотеку "Путешествие в страну Читалию"

Цель: Познакомить детей с городской библиотекой; дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой  книга была в древности; восп...

Проект "Путешествие в страну читалию"

Проет по обучению детей чтению...

Педагогический проект "Там в стране Читалии"

Сказка - необходимый элемент в жизни ребёнка. Попадая туда, ребенок погружается в мир чудес и волшебства. Сказки, вводя детей в круг волшебных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают...

Проект "Есть страна Читалия..."

вторая младшая группа...

Методическая разработка «Педагогический проект «Там, в стране Читалии» для средней группы»

В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотеках и магазинах. Современно...

Проект «Есть страна Читалия…»

Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, практико-ориентированный, художественно-речевой, краткосрочный.Продолжительность проекта: с 11 февраля  2019г. по 15 февраля  2019г.Уча...