Проект "Путешествие в страну читалию"
проект на тему

Проет по обучению детей чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_stranu_chitaliyu.docx83.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - Детский сад № 51»

Педагогический проект

«Путешествие в страну Читалию»

Подготовила:

Воспитетель

Козлова Н.В.

2015г.

Содержание:

Актуальность темы проекта

Цель проекта

Задачи проекта

План проекта

Итоги проекта

Список используемой литературы

Приложение

Актуальность

Идея посвятить проект детскому чтению, а особенно роли семейного чтения, особенно актуальна в преддверии выпуска старших дошкольников из детского сада. Эта тема тесно связана с нашей главной заботой об образовании наших детей, об их успешной учёбе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам: воспитателям и родителям хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Как этого добиться? Опыт подсказывает: необходимо, как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладези знаний, идей, мудрости и опыта.

Следует рассказывать детям о ценности чтения, показывать связь чтения с их успехами в учебе и в других делах, приводить примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей, поощрять дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.

Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.

Особое значение чтения заключается в развитии воображения — основы творчества. Книга рождает и развивает воображение, без воображения нет предвидения.

Книга – хороший помощник для развития воображения ребенка. Она побуждает его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

Классификация проекта

Образовательная область

Речевое развитие

Тип проекта

Практико-ориентированнный

Вид проекта

Групповой

По продолжительности

Среднесрочный

Участники проекта

Воспитатель, дети, родители

Возраст участников

6-7 лет

Срок реализации

1 месяц

Проблема

Проблема заметного снижения интереса к чтению у детей связана с резким сокращением доли чтения в структуре свободного времени из-за того, что телевидение и компьютер вытеснили книгу из жизни детей. Классическая детская литература незаметно вытесняется модной массовой литературой, тем самым отделяя часть классической русской культуры от познания ее детьми с ранних лет. Важно концентрировать внимание и интерес ребенка к классической детской литературе, а также познавательным книгам. Формировать в сознании ребенка убеждение о важности книги и знаний, которые она несет.

Цель проекта

Через реализацию проекта развивать у детей понимание того, как важно читать книги. Формировать интерес к чтению.

Задачи проекта

1. Провести предварительную работу с родителями о роли чтения в жизни ребенка;

2. Провести наблюдение за детьми в совместной деятельности (наличие фрагментов сказок, сказочных литературных персонажей в игре детей);

3.  Сформировать чувство ответственности и заботы о следующих поколениях – сохранение и передача литературного наследия через продуктивную деятельность

4. Совершенствовать умение детей составлять краткий пересказ литературных произведений.

5. Знакомство с работой библиотеки, формирование положительного отношения к книге.

6. Провести работу с родителями о важности семейного чтения.

7.Формировать умение ребенка выделять основную мысль произведения, внимательное восприятие содержания.  

План проекта

1 неделя :

Этап 1 «Предварительная работа с родителями»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1

Предоставить родителям анкету «В чем воспитательная сила книги в семье?»

 (Приложение №1)

  -

Заполнение анкеты «В чем воспитательная сила книги в семье?»

Сбор и анализ заполненных анкет

 -

 -

Формирование рекомендаций для родителей на основании анкетных

данных

 -

 -

Этап 2  «Наблюдение за детьми в совместной деятельности»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

2

Наблюдение за детьми в процессе игры

  Театрализованные и сюжетно-ролевые игры

 -

Анализ деятельности детей (Приложение 2)

 -

 -

2 неделя:

Этап 3 «Книга для малышей»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

3

Предлагает детям создать книгу для малышей своими руками при помощи техники выполнения на выбор (лепка, аппликация, рисунок) (Приложение 3)

Изготовление книги по предложению воспитателя

 -

3 неделя:

Этап 4  «Книга лучший друг»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

4

Проведение занятия-беседы с детьми о важности книги (Приложение 4)

  Участие в беседе

 -

Этап 5  - «Путешествие в Книгоград»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

5

Экскурсия в детскую библиотеку

  Посещение детской библиотеки

 -

4 неделя:

Этап 6  «Родительское собрание «Роль семейного чтения в приобщении ребенка к книге»

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

6

Обсуждение актуальности темы чтения ребенка; данных из анкет  «Чтение в жизни ребенка»

(Приложение 5)

 -

 участие в родительском собрании, обсуждение актуальных вопросов

Предоставление рекомендаций по семейному чтению и подборки книг для чтения ребенку (Приложение 6)

 -

Получение рекомендаций воспитателя и списка рекомендуемой литературы

Этап 7 «Чтобы умным стать нужно книги читать»

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

7

Совместное чтение произведения (Приложение 7)

 Слушание и обсуждение по содержанию прочитанного

 

Проведение викторины «На внимательность»

(Приложение 8)

Участие в викторине

Результативность

1. Дети: являются  активными участниками, в стране читали, составляют иллюстрированную книжку для малышей, хорошо ориентируются по прочитанным произведениям.

2. Родители:  Принимали активное участие в анкетировании, собрании знакомились со списком рекомендуемой литературы и получили рекомендации для совместного чтения. Помогали в организации выставки, музея книг.

3. Педагог: непосредственно занимался подготовкой необходимого материала ко всем занятием, оформлением уголка чтения, мини музея согласно теме,  подготовил периодическую выставку для родителей

1. В рамках Этапа I  была проведена следующая работа тематике….

2. В рамках Этапа II была проведена экскурсия, во время которой…

3. В рамках Этапа III было проведено родительское собрание, по итогам которого родителям был предложен список книг для совместного чтения с ребенком. (На летний период и т.д.)

4. В рамках Этапа IV, было проведено совместное чтение + книжная викторина.

Список используемой литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е изд.М.: Академия, 2008., 400с.

 2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.15

 4. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004.

5. Гурович Л.М., Ребенок и книга: Книга воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002., 64с.

6. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004., 223с.

7.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

8. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ – инфо". 2000.

9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2004.

10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М., 2006.

11.Юченкова Л.А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.

Приложение 1

Опрос родителей на тему: «В чем воспитательная сила книги в семье?»

Цель: познакомиться с опытом семей по использованию книги как средства общения взрослого с ребенком дома.

Уважаемые родители!

Просим Вас поделиться своей точкой зрения на роль книги в семейном воспитании дошкольника.

  1. Какое место в семейном воспитании Вашего ребенка занимает чтение книг (подчеркните нужное):
  • практически все свободное время;
  • ежедневно;
  • наравне с другими средствами;
  • хотелось бы больше, но мало свободного времени;
  • дополните по  желанию_______________________________________

_______________________________________________________________

  1. Вспомните, пожалуйста, возраст своего ребенка, когда вы впервые раскрыли перед ним детскую книжку (сколько месяцев, лет): _______________________________________________________________
  2. В чем видится воспитательная роль книги (подчеркните нужное):
  • книга - источник познания окружающего мира;
  • книга - источник жизненного опыта и отношений между людьми;
  • книга - источник эстетической культуры;
  • дополните по желанию_________________________________________
  1. Назовите, пожалуйста, литературные произведения, чтение которых Ваш ребенок готов слушать многократно, любит рассматривать в них иллюстрации, пересказывает содержание, подражает героям в играх___________________________________________________________
  2. Вспомните, пожалуйста, из своего детства собственные любимые книги и литературных героев______________________________________________
  3. Какое время дня в Вашей семье используется как наиболее удобное для чтения книг (подчеркните нужное):
  • перед сном;
  • перед едой;
  • на прогулке;
  • дополните по желанию_________________________________________
  1. Кто из членов семьи чаще читает ребенку книги:______________________

________________________________________________________________

  1. Как Вы поддерживаете ребенка в выражении впечатлений от любимых произведений и их героев (подчеркните нужное):
  • в совместном рисовании по сюжетам литературных произведений;
  • в игре;
  • в лепке;
  • с помощью юмора произведений;
  • приведите примеры____________________________________________
  1. Проявляет ли ребенок самостоятельную инициативу в рассматривании книг:
  • да;
  • нет;
  • от случая к случаю;
  • другое_______________________________________________________
  1.  Чем Вы руководствуетесь при покупке детских книг (подчеркните нужное):
  • красочные иллюстрации;
  • познавательная ценность книги;
  • яркий литературный язык;
  • доступная цена;
  • привлекательное оформление;
  • удобный для чтения шрифт;
  • выбор, сделанный самим ребенком;
  • другое_______________________________________________________
  1.  Как у Вас в доме размещаются книги:
  • доступно для взрослых членов семьи;
  • предназначенные только для детей;
  • как-то еще (дополните)________________________________________
  1.  Аккуратен ли ребенок в обращении с книгами (подчеркните нужное):
  • в основном, да;
  • бывает небрежен;
  • по-разному.

13. Какие важные, на Ваш взгляд, правила обращения с книгой Вы внушаете ребенку__________________________________________________________

14. Приходится ли Вам в требовательном тоне усаживать ребенка с книгой:

  • нет;
  • иногда;
  • очень часто;
  • всегда;
  • поясните при желании ___________________________________________

15. Имеются ли в доме аудиокассеты с записями литературных произведений для прослушивания с ребенком:

  • да;
  • нет.

16. Записываете ли Вы пересказы любимых произведений самим ребенком или кого-то из членов семьи:

  • да;
  • нет;
  • дополните ответ примерами из опыта Вашей семьи:___________________

_______________________________________________________________

Благодарим Вас за отзывчивость!


Приложение 2

Анализ игровой деятельности детей

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

1 половина дня

2 половина дня


                                                                                                           Приложение 3

Конспект занятия по продуктивной деятельности

Тема: «Веселая книга для малышей»

 Цель:

  • создать условия для самостоятельного создания детьми красочных, ярких сюжетов;
  • формировать умения детей продумывать сюжет своей работы, воплощать задуманное путем подбора нужного материала, необходимых элементов композиции;
  • воспитывать интерес к изобразительному искусству.

 Предварительная работа

 Беседа о книжках малышках, рассматривание книжных иллюстраций (что изображают художники, какой материал выбирают).

Разучивание стихотворения для динамической паузы.

Материалы: карандаши, мелки, краски, цветная бумага, ножницы, клей, белый картон, кисти, простые карандаши, трафареты, лоскутки разной ткани,  кусочки поролона.

 Содержание занятия

 Дети стоят в кругу, выполняют  разминку «Дружные ребята»:

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята (дети маршируют)

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем,

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть все будет хорошо (разводят руки в стороны)

Будет радостно, светло! (берутся за руки, поворачивают голову, улыбаются) И друг другу улыбнулись!

 

Воспитатель:

Дети младшей группы хотели бы иметь у себя книгу с картинками, но что бы она была необыкновенная, интересная, и такой  книги не было ни у кого. Давайте поможем ребятам.

Воспитатель: Мы попробуем справиться за 30 минут?

Ребята, давайте подумаем, как мы поможем малышам. (Ответы детей: купить, взять в библиотеке, сделать самим)

Сделать самим можно, а у меня как раз есть и обложка для книги (показывает), нам остается сделать только страницы.

Каждая страничка этой книги должна быть необычной, яркой, интересной, ведь мы делаем книгу для малышей. Из чего мы можем сделать иллюстрации? (ответы детей: нарисовать, вырезать из бумаги, ткани, при помощи пластилина).

У нас есть коробка с различным материалом, давайте заглянем в нее. (Воспитатель поочередно достает материал (бумага, кусочки ткани, поролон, и т.д., спрашивает, как им можно воспользоваться. Дети рассказывают способы применения).

Воспитатель:  Да, ребята, здорово вы умеете фантазировать! Я думаю, у нас получится интересная книга для малышей. Какое название будет у нашей книги? (Дети предлагают варианты)

Воспитатель: Давайте разомнем наши пальчики, а потом  примемся за работу.

Наши пальчики друзья,

Нам без пальчиков нельзя,

Любят пальчики играть,

И лепить и рисовать,

Любят пальцы пошуметь

И тихонько поработать. (Дети выполняют движение  согласно тексту.) 

 Дети садятся за столы.

Воспитатель:  Ребята, чтобы начать работу необходимо:

  • Задумать сюжет;
  • Выбрать нужный материал;
  • Правильно расположить лист бумаги;
  • Вспомнить правила пользования ножницами.

Не забывайте, что на всю работу у нас 20 минут.

Выполнение работы детьми.

Дети создают  иллюстрации для книги. Вместе с детьми анализируем работы. 

 Кто изображен на иллюстрации?

 Какой материал использовали?

 Как назвали свою иллюстрацию?

Дети и воспитатель соединяют странички, делают обложку, придумывают книге название и дарят малышам.

                                                                                                Приложение 4

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку»

Цель:

  • Учить детей пересказывать текст, последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей.
  • Учить объяснять значение слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов.
  • Учить замечать смысловые несоответствия. Понимать эмоционально-образное содержание произведения.
  • Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на необычное название (это пословица).

Ход занятия


Дети встают в круг .Воспитатель обращает внимание детей на клубочек.

Воспитатель:
- Как вы думаете, какой он? (волшебный)
- Да ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Даше и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово. Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Волшебному клубочку, как  и мне, приятно отправляться в путешествие с такими хорошими детьми. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете. Ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку? (надеть волшебные башмачки).
Воспитатель: А еще как можно? (перечисляют, имитируют надевание).
- Ребята! Постучим каблучками и скажем дружно: «В сказку всем попасть нам нужно» (под музыку).
- Руки расставьте в стороны как птицы. «Летим»… теплый ветер нас обдувает, смотрим на землю с высоты (рука над глазами). Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся (пружинка). Облака как ватные, нам приятно, легко (перемещение по группе). Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
- И вот мы с вами в гостях у сказки.
- Как обычно начинается сказка? С каких слов? (
жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве… и т.д.)
- А какими словами заканчивается сказка? (стали они жить-поживать, вот и сказке конец, а кто слушал молодец… т.д.)
- Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (о приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях).
- Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики»
- Как вы понимаете эту пословицу?
- В каких случаях ее говорят (
когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле).
- Давайте еще раз повторим пословицу. Сказка, которою вы сейчас услышите, называется так же, как и пословица: «У страха глаза велики».
- А теперь сказку слушайте (чтение сказки).
- Ребята понравилась вам сказка?
- Кто же главный герой в сказке?
- Как их зовут – называют?
- С какими ведрами они ходили за водой?
- Как они воду носили домой?
- Что случилось однажды?
- Кто же на самом деле испугал водоносов?
- Кому, что померещилось? А теперь послушайте внимательно сказку еще раз, постарайтесь запомнить ее и пересказать (чтение сказки второй раз).
Пересказ.
- Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему?

Физкультминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На разминку становитесь!
Походим мягко как лисята,
И как мишка – косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубочек,
Потому что он продрог, Лучик ежика, коснулся.
Ежик сладко потянулся.

- В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно о них сказать?  Какие  они?  (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые)
- Подберите к этим словам,  слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
- Бабушка подумала, что за ней гонится медведище. Почему сказано не медведь, а медведище?
- А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его назовем? (медвежонок, мишенька, медведюшко).
- Как мы называем большого сильного волка? (волчище).
- А не очень большого, но сильного? (волчишко).
- Как назвать лису ласково? (лисонька, лисичка).
- В сказке мышка сказала «котище – то какой, усатый»
- А как ласково сказать про кота? Отметим, что в сказке говорится о том, чего в жизни не бывает. А сейчас послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?»
(дать установку: запомните, что правда, а что нет в этом стихотворении)

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь,
Любит в речке посидеть.
И зимой среди ветвей, 
Га-га-га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?

(дети говорят, какие несуразицы, нелепицы они заметили)
- Молодцы, ребята! А теперь подойдите все ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопали каблучками, закрыли глаза, вдохнули воздух носиком и выдохнули. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно».
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Чем занимались?
- Что больше всего понравилось?
- Вот какие мы сегодня с вами молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга, пожмите руку и скажите «спасибо» за взаимодействие. Пусть ваши дружные пальчики возьмут карандаши и закрасят героев из сказок, который передаст ваше настроение нашего  занятия.

                                                                                             

                                                                                            Приложение 5

Родительское собрание на тему:

«Приобщение детей и родителей к традициям семейного чтения художественной литературы»

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путём приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, компьютер активно выступают её конкурентами. Но книга остаётся тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создаёт определённые незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Но воспитание читателя, способного воспринимать произведение искусства во всём его богатстве – процесс долгий и трудный. И всё-таки приступать к его осуществлению необходимо с раннего детства, т. е. с возраста, когда идёт формирование предпосылок читателя. Главная задача в том, чтобы на основе изучения условий, в которых протекает вызревание читательской личности малыша, высветить объективную картину его чтения, определить степень включённости в книжную культуру.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЁНКА

Приобщение ребёнка к книге и чтению совершается под воздействием таких компонентов, как семья, детский сад. Какое же влияние оказывает каждая из сторон на первичное литературное воспитание?

Вхождение ребёнка в книжную культуру совершается не в пять или шесть лет, а гораздо раньше – в младенчестве, едва он только начинает приобретать первичное представление об окружающем мире, понимать речь взрослого, овладевать первыми словами.

Дело в том, что ребёнок к этому времени представляет интерес как начинающий читатель, превращающийся из слушателя в самостоятельного читателя. Ведь одни дети овладевают основными грамматическими формами родного языка и довольно хорошо, с увлечением читают; другие делают первые, очень важные шаги в этом направлении; а третьи выступают в роли слушателя, воспринимающего литературное произведение с голоса.

Однако, как бы то ни было, каждый ребёнок к пяти годам, а тем более к шести или семи, приобретает через взрослых свой первый литературный опыт. С этого времени начинается и так называемый «библиотечный возраст» ребёнка, когда взрослые (родители, воспитатели) впервые пытаются привлечь дошкольника в библиотеку.

Восприятие литературного произведения у старших дошкольников в сравнении с младшими поднимается на более высокую ступень. Именно в этот возрастной период начинает интенсивно формироваться творческое воображение, что означает: ребёнок уже не только способен создать представление об отсутствующих или незнакомых предметах, но и может оперировать представлениями, комбинировать их, преобразовывать, создавая новые, более сложные. А это, как отмечают психологи, влияет на восприятие художественного произведения, делая его более творческим.

Ребёнок этого возраста хорошо чувствует вымысел и легко проникает в необычную ситуацию. Интуитивно ощущая нереальность происходящего, он в то же время понимает возможность действия в сфере обычной жизни. Ребёнка старшего дошкольного возраста отличает особая наглядность и живость представлений. В процессе чтения он открывает самого себя. Все качества героя, ситуации, в которые он попадает, маленький читатель переносит на самого себя, становясь как бы соучастником событий. Такое восприятие происходящего – изнутри – способствует творческому процессу перевоплощения ребёнка, которое можно назвать основой эстетического восприятия прочитанного.

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕЙ ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ

Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи:

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей, позитивными и негативными стереотипами);
  • расширить их представления о детской литературе;
  • научить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ;

Прежде всего, на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими (зрительскими) интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя) », в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б. Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза? » и др. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка.

В настоящее время средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение.

Задача детского сада — помочь родителям понять гуманистическую ценность искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В организации родительского педагогического всеобуча в детском саду почётное место должна занять проблема детского чтения. В чем конкретно может проявиться педагогическая пропаганда в этой области?

Детский сад должен информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей целесообразно помещать советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими, например, рубриками: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения книги», «Личная библиотека вашего ребенка» и др. Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинки детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

Советы родителям

Народные сказки

К выбору народных сказок для детского чтения надо подходить осторожно. Следует брать русские народные сказки, специально адаптированные для детей. В исходном виде произведения устного народного творчества бывают грубоватыми и нередко жестокими. Для детей оптимально подойдут сборник «Русские детские сказки» А. Н. Афанасьева, сказки в обработке А. Н. Толстого, в пересказах Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Выбирайте книжки с красивыми крупными иллюстрациями. Читая сказку, рассказывайте малышу о том, что изображено на картинках, предлагайте ему самому показывать персонажей.

Сказки о животных можно показывать с помощью пластмассовых, резиновых, мягких игрушек. Декорации легко изготовить из подручных средств. Прочитайте ребёнку сказку «Заюшкина избушка». Подберите с ним игрушки, соответствующие персонажам сказки: зайчика, лисичку, собачку, волка, медведя, петушка. Лубяную избушку зайчика можно изготовить из картонной коробки, прорезав в ней окошки и дверцу. Ледяной избушкой лисы может послужить прозрачный целлофановый пакет. Следующую встречу со сказкой «Заюшкина избушка» можно проводить уже с игрушками. Поставьте на стол домики зайчика и лисы. Взрослый будет читать книжку, а ребёнок – показывать происходящее, используя фигурки животных.

Для детей начиная с годовалого возраста оптимально подойдут сказки выдающегося педагога К. Д. Ушинского «Храбрая собака», «Лиса и гуси», «Коровка», «Петушок с семьёй», «Васька», «Мышки», «Козлятки и волк». Это добрые и поучительные произведения.

О вреде телевизионного и компьютерного «воспитания»

Чтение было и остаётся важнейшим средством образования, воспитания и приобщения ребёнка к духовным богатствам человечества. Но в наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема приучения к чтению, создания насущной потребности в этом роде деятельности стоит исключительно остро.

В прежние времена занимательное чтение наряду с играми являлось основной формой проведения досуга для детей всех возрастов. Теперь книги уступают место телевизору, компьютерным играм, интернету. Современные малыши, ещё не умея говорить, уже знают, как обращаться с телевизионным пультом и компьютерной мышью.

Старайтесь максимально оградить дошкольника от контакта с телевизором, компьютером, DVD-плеером. Если вы вынуждены проживать с ребёнком в одной комнате (однокомнатной квартире, не злоупотребляйте просмотром телепередач, пока ваш малыш находится дома и бодрствует.

Зависимость от «движущихся картинок» сильна и вырабатывается очень быстро. Многие взрослые, придя с работы, сразу же берутся за телевизионный пульт или, наспех поужинав, спешат сесть за компьютер, вместо того чтобы почитать хорошую книгу. А ведь ребёнок строит свою модель поведения, глядя на родителей. Такой ли пример для подражания ему нужен? Будет нелегко приучить малыша к чтению, если он видит, что никто из взрослых членов семьи не читает книг.

Необходимо также помнить, что длительное просиживание у телеэкрана и монитора серьёзно вредит не только зрению, но и здоровью всего организма. Нездоровая полнота и целый букет заболеваний многих современных детей являются зачастую следствием именно такого малоподвижного «телевизионно-компьютерного» образа жизни. А если учесть ещё низкий культурный уровень и негативную смысловую нагрузку большинства детских компьютерных игр и анимационных сериалов, характерной чертой которых являются насилие и агрессия, то можно утверждать, что страдает не только физическое, но и психическое здоровье детей.

                                                                                                 

Приложение 6

Рекомендации по семейному чтению. Подбор книг для дошкольника

Важную роль в формировании маленького читателя играет отбор книг. Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. Охватить это богатство невозможно. В педагогической науке были разработаны критерии, которые при отборе книг для детей позволяют избежать субъективности, вкусовщины, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств. Какие это критерии?

Проблема отбора книг для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем литературоведения, психологии и педагогики. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта, на важном этапе -этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолевать все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Важнейшее значение имеет художественный уровень литературного произведения. Мерилом художественности является органическое слияние содержания, идей произведения с такой формой их выражения, которая наиболее точно совпадает с идеей, выражает её наилучшим образом.

Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др.

Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. А. Есенина, М. М. Пришвина и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления.

В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для детей народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы.

В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Для детей дошкольного возраста это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого, рассказы и сказки К. Д. Ушинского, стихи для маленьких В. А. Жуковского, А. Н.Плещеева, Н.А. Некрасова, В. В.Маяковского, А. А. Блока, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, А. Л. Барто и др. В золотую библиотеку для дошкольника также вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А. М. Горького; «Поход», «Чук и Гек», «Голубая чашка» А. П,Гайдара; «Обвал», «На льдине», «Что я видел» Б. С.Житкова; «Золотой ключик» А. Н. Толстого; «Ребята и утята», «Золотой луг», «Лисичкин хлеб» М. М. Пришвина; «Волчишко», «Медвежата» и др. Е. И. Чарушина; «Лесные домишки», «Первая охота», «Хвосты», «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки и др. Традиционно включают в детское чтение и произведения зарубежной классики: сказки Ш. Перро, братьев Гримм, X. К. Андерсена.

Круг чтения дошкольника, однако, не ограничивается основным списком. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство. Это как бы второй круг детского чтения. Переход к нему требует подготовленности, которая формируется в результате знакомства с основным минимумом - ядром детского чтения. Второй круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности. Он направлен также на удовлетворение возникших литературных интересов к произведениям определённого жанра или определённой тематики.

Библиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, 3. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др.

В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, и, Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка.

Если Вы решили купить своему ребёнку новую книгу

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества:

  • как книга иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать. Они ценят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный;
  • соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя. Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но притом достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий;
  • та ли это книга, которая понравилась именно вашему ребенку. Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной;
  • обладает ли книга силой эмоционального воздействия. Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, на долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально;
  • хорошо ли книга написана. Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению;
  • нравится ли книга вам. Если вы считаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основание ожидать, что это понравится ребенку.

Как обращается с книгой Ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

  • прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки;
  • книгу читают и рассматривают за столом;
  • бери книгу: не пачкай ее, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной.
  • не играй с книгой, она от этого портится;
  • после того, как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
  • правильно храни книгу в специально отведенном для нее месте - в книжном шкафу или на полке, а не среди игрушек;
  • если заметил, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.

Десять "почему" детям необходимо читать

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

Советы родителям «Как помочь ребёнку стать читателем»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
  7. В доме должна быть детская библиотечка.
  8. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
  11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  13. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
  14. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  15. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  16. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
  17. Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

     

Приложение 7

«Книга – лучший друг»

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

Задачи:

 Образовательные:

  • Приучать детей - будущих школьников проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Продолжать работу по обогащению словаря детей.
  • Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки родного  языка.
  • Учить определять количество букв в слове,
  • Побуждать детей интересоваться смыслом слов.

Развивающие:

  • Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.
  • Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях и пении (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
  • Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Воспитательные:

  • Воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Ход занятия

Воспитатель: 

Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о книгах. Многие из вас уже сами умеют читать. А почему так важно уметь читать самому? (Ответы детей)

Как хорошо уметь читать-

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти».

А вот в одном лесу жили звери, которые не умели читать.

Инсценировка про зверят

Выходит   Мишка, вертит в руках дощечку, переворачивает, пытается прочитать.

 Следом выходит Лисичка:

Лисичка: Миша, здравствуй! Что ты делаешь?

Мишка: Читаю!

Лисичка: Давай читать вместе!

Читают. Выходит Лягушка.

Лягушка: Здравствуйте! Что вы делаете?

Мишка и Лисичка: Читаем!

Лягушка: Давайте вместе читать будем!

Читают. Выходит Мышка.

Мышка: Здравствуйте! Чем вы занимаетесь?

Все: Читаем!

Мышка: И я с вами!

Читают все вместе.

Мишка: Что же здесь написано? Здесь, наверно, написано "мед"!

Лисичка: Здесь написано "курочка"!

Лягушка: Нет! Здесь написано "муха".

Мышка: Здесь написано "сыр".

Воспитатель: Не спорьте, зверята, давайте я вам помогу прочитать. Здесь написано "книга".

Все: Книга?

Воспитатель: Да, книга.

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней -

Будешь вчетверо умней.

Воспитатель: Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге, об истории создания книги и бережном отношении с ней. Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом?

(ответы детей)

Воспитатель: Книги, как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".

Воспитатель показывает презентацию на экране и рассказывает детям об истории возникновении книги.

А было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами такая библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.

Прошло время, и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом.

При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.

Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.

Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне.

Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг!

Чтобы делал человек,

Если б не было бы книг.

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей.

От волшебных добрых сказок,

До веселых новостей.

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книгой руку,

А ее на полке нет!

Нет! Нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник.

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

Дети:

Любим мы, когда читают

Сказки и рассказы нам,

И стихи мы тоже любим.

Ведь мы с книгой очень дружим,

Уважаем книги все.

Воспитатель: Ребята, а без чего нельзя написать книгу?

Отгадайте загадку.

                       Тридцать три родных сестрицы - писаных красавицы,

                       На одной живут странице и повсюду славятся.

Дети: Буквы.

Воспитатель:   А теперь послушайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на параде

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется ….

Дети: Алфавит.

Воспитатель:  Верно, буквы расположенные по порядку – это алфавит или азбука.

Лягушка: Стоп, стоп! А почему два названия?

Дети: Слово «азбука» - русское, слово «алфавит» - греческое.

Лягушка: Греческое! Ох, как все сложно!

Воспитатель:  Ну что ты, Лягушонок! Сейчас дети расскажут о том, сколько чудесного могут открыть страницы книг.

Дети-буквы:

Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком,

Но для тебя они ключи

Ко всем чудесным книжкам.

В дорогу взять не позабудь

Ключей волшебных связку.

В любой рассказ найдёшь ты путь

Войдёшь в любую сказку.

Прочтёшь ты книги о зверях,

Растениях и машинах.

Ты побываешь на морях

И на седых вершинах.

Тебе чудесные края

Откроет путь от А до Я.

Медведь: А почему в книгах некоторые слова длиннее, а другие короче?

Воспитатель:  Потому что в каждом слове свое количество букв.

Медведь: А понял! Слово «волк» должно быть длиннее, чем слово «заяц», да? Потому что волк большой и сильный!

Воспитатель:  Дети, правильно Мишка рассуждает?

Дети: Нет!

Воспитатель:  Вот кубики с буквами, сейчас дети составят слова «заяц» и «волк».

Дети составляют слова, считают количество букв в словах.

Воспитатель:  Дети, сейчас мы поиграем в игру « Найди ошибку»

Детям предлагаются буквы, написанные с ошибками – перевертыши, дети пишут буквы верно (на мольберте).

Воспитатель:  А сейчас время зарядки с буквами.

Дети делают зарядку вместе со  зверятами:

А, Б, В, руки к голове,

Г, Д, Е, ходим по земле,

Ж, З, И, руки подними,

К, Л, М, весело нам всем,

Р, О, П, рады мы весне,

У,Ф, Х, руки на бока

Ч,Ц,Ш, зарядка хороша,

Э,Ю,Я , вздохнули все, друзья!

Лисичка: А теперь, ребята, и со мной поиграйте.

Найдите ошибки в стихах.

На островок налетел ураган, на пальме остался последний баран (банан)

Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей (грачей)

 На поляне лесной вырос зуб (дуб) молодой

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку (точку)

Жучка будку (булку) не доела, неохота, надоело.

(дети называют слова правильно)

Лисичка: Дети, сколько ошибок вы нашли в моих стихотворениях! Подвели меня озорные буквы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сказочных персонажей здесь изображено. Интересно, из каких они сказок?

Игра «Соберитесь в книжку»

Дети рассматривают изображения персонажей из сказок. Необходимо собрать всех героев в "одну книжку" и сказать название сказки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу книжную полочку. Сколько разных книг здесь собрано!

Дети берут книги в руки.

Дети-книги читают стихотворение:

Увидеть вас в который раз

Явилась книг семья.

Быль, сказка, повесть и рассказ -

Все старые друзья.

Но не стареем мы, поверь,

Попробуй заглянуть,

Страницы наши разверни -

И с книгой в добрый путь!

Воспитатель: Зачем нужны книги? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.  (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Познакомились с энциклопедией, знаем, что с книгой надо бережно обращаться.

А сейчас давайте скажем спасибо книгам, которые приходили к нам.

(дети хором):

Мы сегодня говорим:

Спасибо, книга наша!

Нет любимее тебя,

Интересней, краше.

(один ребенок):

За то, что учишь добру нас и ласке,

За песни, стихи, за загадки и сказки,

(дети хором):

За весь разноцветный и сказочный мир -

Спасибо! Спасибо, тебе говорим.

Белочка: Ребята, мы с моими друзьями сегодня так много узнали от вас о книгах и буквах! Мы обещаем вам обязательно научиться читать.

Воспитатель: Ребята!  Книги сделали вам подарок. Они дарят новые, интересные  книги в наш книжный уголок.

                                                                                       Приложение 8

Конспект занятия по ознакомлению 
с художественной литературой в подготовительной группе 
«Викторина по сказкам»

Программное содержание:

  • обобщить знания детей о сказках;
  • совершенствовать коммуникативные функции речи;
  • активизировать творческий потенциал детей.
  • совершенствовать умения выразительно читать стихи, вести диалог.
  • развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки, творческие способности, выразительность движений, жестов, мимики.
  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества, активность и самостоятельность, любовь к чтению. 


Оборудование: 

  • разрезные картинки по сказкам,
  • фланелеграф, костюмы для драматизации отрывков из сказок,
  • предметы из сказок,
  • эмблемы для команд,
  • жетоны для жюри,
  • медальки для участников викторины,
  • магнитофон.


Предварительная работа

  • анализ и обобщение литературы по теме,
  • чтение различных сказок,
  • заучивание отрывков из сказок.

Ход викторины

Воспитатель: 

В мире много сказок - грустных и смешных,

И нельзя на свете нам прожить без них. 
Сегодня мы с вами проведем интересную викторину по сказкам. 
У нас есть две команды - это команда «Умная сова» и команда
«Ученый кот».

Оценивать конкурсы викторины сегодня будет жюри, поприветствуем их.
Ну, а сейчас я попрошу команд поприветствовать друг друга. 
Команда «Умная сова»: 
Наш девиз: « Неразлучные друзья, маленькие дети, 
                      Вас пришли порадовать точными ответами!» 
Команда «Ученый кот»: 
Наш девиз: « Думай быстро - и вперед»

                       Нас тогда победа ждет!»
Воспитатель: Прошу, вас, команды, занимайте свои места.

Конкурс № 1 «Интеллектуальный»


За каждый конкурс команде победителю будет присуждаться 1 балл.
Итак, первый вопрос (задаются поочередно каждой команде).

Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, о животных)

Кто сочиняет сказки? (Авторы-авторские сказки, народ -народные сказки).

Какими совами обычно начинаются сказки?

Какими словами заканчиваются сказки?

В каких сказках жили братья?
( « Три поросенка», «Конек-Горбунок», «Царевна- лягушка», 
«Два жадных медвежонка»).

В каких сказках, дети, заходят часто речи о старой, доброй печи?
( «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой», «Золушка», 
«Гуси-лебеди»).

Конкурс № 2 «Бюро находок»

В сказочном сундучке лежат вещи, которые принадлежат сказочным героям. Вам нужно будет сказать, что это за герои и из какой они сказки.
(Воспитатель достает предметы из сундучка и поочередно показывает их командам.) 
За победу в этом конкурсе присуждается 1 балл.

1 .Хрустальный башмачок   2. Скалочка  3. Пропеллер  4. Зеркало 5. Скорлупа грецкого ореха  6. Стрела  7. Шарик  8. Яйцо

Конкурс № 3 «Путаница»

Чебурашка и крокодил Гена любят читать сказки, но проказница Шапокляк перепутала всех сказочных героев в их любимой книжке.

1. —Ребята, помогите, расставьте всех на свои места.

Коли есть печка, не нужен и диван,

Щукой командует в сказке Иван (не Иван,а Емеля).

2.—Дёрнуть за верёвочку Такой для входа код. Съел бабушку и внучку Голодный, серый кот (не кот,а волк).

3.—Женат на лягушке уже он неделю,

Старшие братья жалеют Емелю (не Емелю, а Ивана).

4.—Найти жену помог клубок,

Был счастлив очень Колобок (не Колобок, а Иван-царевич).

5.—Волка не пускают, Волка братья злят. Крепкий дом построен

У троих козлят (не козлят, а поросят).

6.—А орешки не простые,
Все скорлупки золотые, 
Те орешки - щёлк да щёлк
— Разгрызает ловко волк (не волк, а белка).

7.—На лесной опушке Ведьмы злой избушка,
Знает ту старушку всяк

Её имя Шапокляк (не Шапокляк, а Баба Яга).

8.—Лягушка со стрелою — Печальная картина. 
Женой квакушка станет 
Теперь для Буратино (не для Буратино, а для Ивана- царевича).

Молодцы, все отгадали и героев всех назвали.

Конкурс № 4

А теперь я объявляю «Конкурс капитанов»

Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах! Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал, Пазлы вы должны собрать

Сказку нам должны назвать!
(Капитаны команд собирают из разрезных картинок иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Айболит»). 
Молодцы! Сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!

Ребята, пока наше уважаемое жюри подводит итоги конкурсов, я предлагаю вам немного отдохнуть. Настало время для музыкальной паузы. Звучит песня из к/ф «Золушка» «Встаньте, дети, встаньте в круг...»


Команды выходят на ковёр, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.

Воспитатель просит огласить промежуточные итоги викторины.

-Наша викторина продолжается.

Конкурс № 5

— О какой сказке идёт речь?

Команда «Умная сова»

В дом хозяева вошли  беспорядок там нашли.

А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

 Колотил,         колотил по тарелке носом.

И        сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

Ещё         пуще злится злая старуха... 


Команда «Кот учёный»

6.Приходите,        тараканы, я вас чаем угощу.

7. Свет         мой, зеркальце, скажи...

8.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

9.Спокойствие,только спокойствие.

10.Сяду на пенёк, съем пирожок.

Настало время для последнего нашего конкурса, называется он
 « Домашнее задание». 
Обеим командам было дано задание подготовить фрагмент из сказки и показать его.


Итак, первой домашнее задание показывает команда «Умная сова» (дети из этой команды показывают отрывок из сказки Ш. Перро) « Красная шапочка».

Следующей домашнее задание показывает команда «Ученый Кот» (дети показывают фрагмент из сказки А.С. Пушкина) «Сказка о рыбаке и рыбке» Молодцы! А сейчас для подведения итогов викторины слово предоставляется нашему уважаемому жюри (жюри подводит итоги викторины). 
Воспитатель:

За ваше умение,
За ум и смекалку,
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался

Подарки на память сейчас подарю.

Я хочу подарить вам на память медальки в виде золотых рыбок, пусть они исполнят ваши самые заветные желания. Хочу пожелать вам всегда верить в сказку и быть добрыми  друг  к другу.

Верить в сказку - это счастье.

И тому, кто верит- Сказка обязательно отворит все двери!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедическая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 10 «Дубравушка»  Итоговое развлечение «Путешествие в страну «Читалию» подготовительная логопедиче...

Конспект занятия- экскурсии в библиотеку "Путешествие в страну Читалию"

Цель: Познакомить детей с городской библиотекой; дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой  книга была в древности; восп...

Педагогический проект "Там в стране Читалии"

Сказка - необходимый элемент в жизни ребёнка. Попадая туда, ребенок погружается в мир чудес и волшебства. Сказки, вводя детей в круг волшебных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности " Путешествие по стране " Читалии"

Материал по развитию речи  к тематической недели: " Международный день детской книги"...

сценарий "Открытие Страны Читалии"

Сценарий путешествия по стране "Читалии". Встреча детей с различными книжными героями....

Конспект НОД Путешествие в страну Читалию.

Познакомить детей с городской библиотекой; дать основы библиографических знаний (абонемент, читальный зал, библиотекарь, разделы книг); рассказать о том, какой  книга была в древности; воспитыват...

Проект "Есть страна Читалия..."

вторая младшая группа...