Проект «Неизведанный мир чудес»
проект

Маркова Надежда Григорьевна

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti_.docx45.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по опытно-экспериментальной деятельности

«Неизведанный мир чудес»

Пояснительная записка

Тема: «Неизведанный мир чудес»

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой

Участники: дети старшей группы,  воспитатель, родители. 

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Практическая значимость

Данный проект может быть использован педагогами, работающим по теме экспериментирование и поисковая деятельность детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

«Детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой» (Н.Н. Поддьяков). Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

В экспериментальной деятельности достаточно чётко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе всё новые, более сложные цели.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», более полно удовлетворить естественную любознательность. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Теоретической базой экспериментальной работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка» (Н.Н. Поддьяков).

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем более и полноценнее он развивается.

Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё неопределён и не конкретизирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особую печать на все действия, входящие в поисковую (исследовательскую) деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Экспериментальная деятельность помогает старшему дошкольнику понять окружающий мир, способствует усвоению знаний, возникновению чувства удивления природой, учит получать удовольствие от общения с ней, а также формирует у ребёнка бережное, ответственное отношение к среде, в которой он живёт. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы. В.А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.

Цель: создание условий для опытно – исследовательской деятельности в работе со старшими дошкольниками и их семьями в условиях ДОУ, внедрение в практическую деятельность технологий исследовательского обучения.

Задачи проекта:

1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта.

2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников.

3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ.

4. Развитие интеллектуальных эмоций детей: создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым  явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач.

5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме проекта.

Данный проект представляет собой попытку формировать основу целостного мировидения у дошкольников через экспериментальную деятельность.

Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

  1. Создание центра экспериментально-поисковой деятельности.
  2. Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе.
  3. Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности.
  4. Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

  1. Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
  2. Самостоятельная деятельность детей.
  3. Фронтальные занятия.
  4. Наблюдения в природе.
  5. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
  6. Беседы по теме эксперимента.
  7. Целевая прогулка.

  1. Экскурсия

Структура проведения игры-экспериментирования:

  1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  3. Проверка гипотезы (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства)
  4. Подведение итогов, вывод;
  5. Фиксация результатов;
  6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  2. тайна, сюрприз;
  3. мотив помощи;
  4. познавательный мотив (почему так?)
  5. ситуация выбора.

Ожидаемые результаты

Создать необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

  • Расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  • Развить умение наблюдать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам.
  • Воспитать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и к природе родного края.
  • Повышение уровня компетентности родителей.
  • Воспитать творческую, самостоятельную личность.
  • Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Содержательная часть

Этапы проекта:

  • Организационный (1 этап)
  • Организация предметно – развивающей среды.
  • Разработка перспективного планирования.
  • Подборка опытов с описанием проведения. 
  • Содержательный (2 этап)
  • Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
  • Результативный (3 этап)
  • Анализ, результативность, перспективность  проекта. 

Тематический план проекта

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей в старшей группе:

Месяц

Название

мероприятия

(опыта, эксперимента)

Задачи

Сентябрь

«Свойства песка»

Предложить взять белый лист бумаги и насыпать на него немного песчинок. Рассмотрите в увеличительное стекло. Посмотрите, какие они мелкие. Каждую из них хорошо видно на листе бумаги. Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песчинок.

Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони).

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

«Какой формы вода?»

Возьмите в руки предметы, давайте определим, какой они формы. А вода, какой формы? Давайте попробуем определить (дети самостоятельно переливают воду в разные сосуды, пытаясь определить ее форму). Есть ли форма у воды? (нет, она принимает форму сосуда, в который ее налили) Налейте полные стаканы воды и принесите на стол. Что случилось? (вода стала выливаться, пролилась на пол) Почему это произошло? (стакан полный, вода пролилась).

Вода – жидкость ее можно пролить.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может лить, наливаться, разливаться из сосуда.

«Как увидеть невидимку?»

Давайте попробуем увидеть воздух. Налейте в стаканчик воды, опустите трубочку для коктейля и подуйте. Что увидели? (в воде появились пузырьки) Откуда они взялись? (мы подули, это воздух) Какие свойства воздуха вы уже знаете? (воздух прозрачный, невидимый, он везде, его нельзя потрогать. Воздух нельзя потрогать, но его можно поймать. Возьмите пакет. Что в нем? (он пустой) Наберите в него воздух и завяжите. А теперь отпустите.  Что стало с пакетом? (воздух весь вышел, пакет снова пустой) Как еще можно поймать воздух? (можно надуть шарик).

«Игры с соломинкой»

Дети дуют через соломинку. Воздух невидим, но его можно увидеть (пузырьки в воде).

Дать представление о том, что воздух не виден.

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

«Бумага, ее качества и свойства»

Детям предлагается бумага для рассматривания. Нужно определить (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Дать представление о том, что бумага легкая, может быть тонкой и толстой.

Дать представление о том, что бумага может рваться.

Октябрь

«Песочный конус»

Предложить взять горсть песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникает движение песка, похожее на течение.

Познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, состоит из песчинок, мокрый песок сохраняет форму).

«Вдунь шарик в бутылку»

Как вы думаете, можно ли бумажный шарик вдуть в бутылку?

Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик полетит не внутрь бутылки, а наружу.

Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.

Дать представление о том, что воздух не виден.

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

«Окрашивание воды»

Предлагается для рассматривания вода в стакане. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная) Что значит – прозрачная? Положите в стакан любой предмет. Что вы видите? (предмет видно, мы его видим). Почему? (Вода прозрачная) Давайте намочим кисточку и размешаем в воде краску. Какого цвета вода? Вода осталась прозрачной?

У воды нет цвета, она прозрачная. Ее можно покрасить, если в воде размешать краску. Если вода окрашена в любой цвет, она перестает быть прозрачной.

Учить детей манипуляциям с водой.

Дать представление о том, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить.

«Надувание мыльных пузырей»

Предлагается приготовить

мыльную пену. Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?

Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе).

Развить у детей представление о  мыльной пене.

Научить пускать мыльные пузыри,  познакомить со свойством мыльной воды.

Ноябрь

«Как из песка построить замок?»

Наберите в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получается? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается?  Как из песка построить замок? (его надо намочить)

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

«Упадет или нет?»

Переверните маленькую воронку широкой частью вниз. Вложи те в нее шарик для настольного тенниса, и придержите его пальцем. А теперь дуйте в узкий конец воронки и перестаньте шарик поддерживать. Он не упадет, а останется в воронке.

Это объясняется тем, что давление воздуха под шариком гораздо больше, чем над ним. И чем сильнее вы дуете, тем меньше воздух оказывает давление на шарик, и тем больше подъемная сила.

Дать представление о том, что воздух не виден.

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

«Помоем камешки», «Легкий – тяжелый»

Воспитатель предлагает детям рассмотреть камни. Затем воспитатель просит ребенка взять самый маленький камень. Обращает внимание детей на то, что камень легкий. Далее воспитатель предлагает взять камень побольше. Затем ребенку предлагается поднять самый большой камень.

Дать представление о том, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые.

«Снег. Какой он?»

Предложить детям рассмотреть снег в морозную и теплую погоду, попробовать слепить комок. Спросить у детей, когда комок лепился хорошо – в морозную погоду или в теплую. Снег состоит из снежинок, когда снежинок много, образуются сугробы.

В морозную погоду снег скрипит, не лепится, «сухой».

Когда теплеет, снежинки «берутся за руки» (снег падает хлопьями), снег становится липким, можно играть в снежки

Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Каждый ребёнок - первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег - это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным - летом, злым и колючим - зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам , взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же - ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково- исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт - это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

В нашей группе созданы центры активности и детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. 

Таким образом, работа по данному проекту позволила сделать вывод о том, что в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности у детей формируются такие интегративные интеллектуальные и личностные качества как любознательность, активность, владение средствами общения со взрослыми и сверстниками, умение управлять собой и своим поведением, планировать действия, способность решать интеллектуальные задачи. Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.
  2. Рыжова, Н.А.  Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010г.
  3. Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
  4. Козлова, С.А. Мой организм. [Текст] /С.А. Козлова.-М.; 2010 г.
  5. Гризик, Т.И.  Познаю мир. [Текст] /Т.И. Гризик.-М.; 2010 г.
  6. Мартынова, Е.А., Сучкова, И.М. Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. [Текст] /Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова.- Волгоград .;2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Неизведанное рядом"

Допроектная деятельность:Мотив: У детей недостаточно сформированы навыки исследовательской деятельности в процессе изучения явлений и закономерностей в природном окружении. Чем больше дети соприкасают...

ПРОЕКТ «Неизведанное рядом»

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребёнка грузом знаний, ...

Разработка плана детского проекта "Неизведанный космос"

план детского проекта "Неизведанный космос"...

Презентация детского проекта "Неизведанный космос"

Презентация детского проекта "Неизведанный космос"...

Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...

Проект "Неизведанный космос"

Дети среднего и старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о космосе:  планетах, космонавтах, созвездиях и т.д.Участие детей в проекте «Неизведанный космос&ra...