Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Осень» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)

Маркова Надежда Григорьевна

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма проведения ОД: групповая

Методы и приёмы: игровые (игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, физминутка); словесные (загадывание и отгадывание загадки,  беседа, вопросы и ответы, пояснение); наглядные (наблюдение, демонстрация, рассматривание, показ); практические (упражнения, совместные действия воспитателя и ребенка, поощрение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_-_osen.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

с элементами экспериментирования «Осень»

в старшей группе

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. 

Тип ОД: проверка усвоения  знаний.

Интегрируемые образовательные области: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Форма проведения ОД: групповая

Методы и приёмы: игровые (игровая ситуация, пальчиковая гимнастика, физминутка); словесные (загадывание и отгадывание загадки,  беседа, вопросы и ответы, пояснение); наглядные (наблюдение, демонстрация, рассматривание, показ); практические (упражнения, совместные действия воспитателя и ребенка, поощрение).

Дидактический наглядный материал:

Демонстрационный материал: конверт с загадками, иллюстрация картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», листочки с деревьев, овощи, фрукты.

Раздаточный материал: зеркала

Оборудование: магнитофон (аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»), аудиозапись «На веселой ярмарке» Группа Барбарики), тазик с водой.

Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень».

Задачи:

Образовательные:  уточнить знания детей об осенней поре года.

Развивающие: развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук; расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе; желание любоваться красотой осеннего пейзажа.

Предварительная работа:  наблюдения за живой и неживой природой, рассматривание картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.

Ход ОД:

Вводная часть.

Организационный момент.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель:  Я сегодня, когда шла в детский сад увидела на дороге конверт. Давайте, его откроем и посмотрим, что там написано. Ребята отгадайте загадку.

Пришла без красок и без кисти,

и перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Основная часть.

Воспитатель: Какая бывает осень?

(Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень»).

Воспитатель: Да! Золотая осень: радостная, яркая, богатая урожаем. Эту осень любят за щедрость, с какой она отдает богатства своих полей, садов, за ясные дни, за красоту лесов, писанных золотой и багряной краской. Вся эта пестрая масса с остатками зелени несётся вихрем и будто кружится в танце. Днем ещё тепло и солнце посылает на землю лучи.

Опыт 1. Поймай солнечного зайчика (с зеркалами).

Воспитатель: Посмотрите сколько разноцветных корабликов на пруду: желтые, оранжевые, красные! Все они прилетели сюда по воздуху. Опустится кораблик на воду и поплывет. Много их прилетит ещё. А потом кончатся кораблики и пруд замёрзнет. Угадайте, что это за разноцветные кораблики плавают на пруду? (Листья).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листья? (ответы детей - мало солнца, стало холодно). А теперь давайте погреем ладошки.

Пальчиковая гимнастика 

Поиграем-ка немножко                Дети хлопают в ладоши

Да похлопаем  в ладошки

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.            Сжимают пальцы в кулак и разжимают

Воспитатель: Давайте возьмем листочки и рассмотрим их (рассматривание листьев клена, тополя, каштана). Сравним их по величине, по форме, по цвету.

Опыт 2 «Тонет – не тонет». Опускаем в ёмкость с водой (это лужа) различные предметы: листочки, камешки, мячик, шишки, машинки…

Вывод: легкие предметы не тонут, а тяжелые тонут.

Физминутка "Мы – листики осенние" 

Мы листики осенние. Плавное покачивание руками вверху над головой.

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. Подуть, развести руки в стороны.

Мы летели, мы летели Машут руками.

И на землю тихо сели. Присели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Подуть. Плавное покачивание руками вверху над головой.

Закружились, полетели

И на землю снова сели. Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Осенью у земледельцев много дел: надо убрать хлеб с полей, фрукты в садах, овощи в огородах. Что осень подарила за труд и старание? Осенью устраиваются, праздник урожая, веселые ярмарки.

Песня группы Барбарики «На веселой ярмарке» с демонстрацией овощей.

Воспитатель: С огородов пожаловали 40 одежек и все без застёжек. Что это? Какая она капуста? Расскажите. А вот прибыл овощ, лечит от 7 недуг.

Воспитатель: Все овощи привезли в овощной магазин, а фрукты?

Загадка. «Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, а откусишь сладко?  (ответы детей). Правильно это яблоко. Где растут фрукты? Где выросло яблоко? (ответы детей).

Воспитатель: Чем полезны фрукты? (ответы детей).  Уходит золотая осень, уносит с собой свои краски, на смену ей спешит другая (звучит П. И. Чайковский «Времена года. Осень. Октябрь»)

Опыт 3. «Движение воздуха».

Воспитатель: Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Подуть на полоски бумаги Что почувствовали? Все ощущения эти вызваны движением воздуха.

Вывод. Воздух невидим, но его движение можно почувствовать.

Воспитатель: Подул холодный ветер, скоро наступит зима. Все звери готовятся к зиме.

Загадка «Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверёк такой? Острозубый, темноглазый. По деревьям может лазить. Строит дом он свой в дупле, чтоб зимою жить в тепле. Кто это? (ответы детей). Правильно это белка.

Как называют детеныша белки? Поиграем в игру «Кто у кого?» Я буду называть животное, а вы отвечаете, кто у неё детеныш и детеныши.

Например. У лисы – лисёнок, лисята.

Дети: У медведицы – медвежонок, медвежата.

У волчицы – волчонок, волчата.

У зайчихи – зайчонок, зайчата.

Воспитатель: А где живет заяц? (ответы детей). Давайте поиграем в игру «Чей домик?»

Дупло -

Скворечник-

Гнездо-

Улей-

Нора-

Дупло-

Логово-

У собаки –

У лисы –

У медведя –

У муравья –

Воспитатель: А что делают птицы осенью? Почему они улетают? (ответы детей).

А сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко»

- Ворона каркает, а лягушка …

- Сова летает, а заяц…

- Корова ест сено, а лиса…

- Крот роет норки, а сорока…

-У коровы – теленок, а у ежихи….

- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….

Заключительная часть:

Воспитатель: Вам понравилось? Было весело? Вы много знаете об осени, и она в благодарность прислала вам посылочку. (Открываем посылочку и угощаемся яблоками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Чудо-вода» в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие»

Конспект организованной образовательной деятельности  с элементами экспериментирования «Чудо-вода»в старшей группе по образовательной области«Познавательное развитие»...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе "Потерянные краски осени"

Цель:  формирование  у детей   склонностей  к наблюдению, через экспериментирование.Задачи:           Образовательные:1....

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...

"Осенние приметы" (конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми 4 – 5 лет)

Цель занятия: формирование у детей 4-5 лет осознанно-правильного отношения к объектам и явлением природы средствами экспериментальной деятельности....