Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
проект (подготовительная группа)
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu_my_poydyom.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект в подготовительной группе
«Скоро в школу мы пойдем»
Описание проекта:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.
Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Новизна:
Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».
Проблема:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.
Результаты беседы на тему «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Цель проекта:
повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Семья – ДОУ – Школа»
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
- обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
- Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
Для педагогов:
- Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Срок реализации:
с 02.09.2019-29.05.2020г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы «Солнышко» МБДОУ;
- педагоги МБДОУ;
- родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
- облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
- формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
- доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
- информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
- владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Для педагогов :
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
- Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
- Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».
Для родителей:
- Результаты анкетирования «Скоро в школу»;
Для педагогов:
Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:
- сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
- методические рекомендации для педагогов по данной теме;
- изготовление папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.
Материально-техническое обеспечение:
- аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка,
- библиотека для детей и родителей,
- подбор литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- выставки книг, рисунков,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Методическое сопровождение:
- Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
- Интернет-ресурсы.
Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап
№ п/п | Содержание работы | Результат | ответственные |
1. | Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов. | Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта. | воспитатели |
2. | Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной художественно-эстетической направленности). | Перспективно-тематический план. (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности). | воспитатели |
3. | Подбор информации по данной теме. | Создание методического обеспечения проекта. Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей. Подбор пословиц и поговорок по теме проекта Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений. | воспитатели |
4. | Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | Анкетирование родителей по теме, проведение родительского собрания. | воспитатели |
2.Практический этап
Мероприятия на сентябрь | Тема мероприятия | Ответствен ные |
Беседы | « Что такое школа?». | воспитатели |
Занятия | «День знаний». | воспитатели |
Экскурсия | Экскурсия в школу. | воспитатели |
Коммуникативная деятельность | Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей. | воспитатели |
Чтение художественной литературы | С.Маршак «Первое сентября» Ю.Коваль «Нулевой класс» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Рисование «Что я знаю о школе» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Родительское собрание «Готовим детей к школе». | воспитатели |
Мероприятия на октябрь | Тема мероприятия | Ответствен ные |
Беседы | «Каким я буду первоклассником». | воспитатели |
Занятие | «Что тебе понравилось в школе?» (составление рассказа) | воспитатели |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатели |
Дидактические игры | На школьную тематику | воспитатели |
Чтение художественной литературы | А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Рисование «Школьные принадлежности» Лепка «Школьные принадлежности» Слушание песен о школе | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Памятка «Советы родителям будущих первоклассников», Информационный стенд «Готовность ребенка к школе» | воспитатели, родители |
Мероприятия на ноябрь | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | «Профессия учитель». | воспитатели |
Занятие | Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?». | воспитатели |
Физическое развитие | п/и «Игровая переменка». «Звучит сигнал». | воспитатели |
Дидактические игры | «Что возьмем в школу?» | воспитатели |
Сюжетно – ролевая игра | «Магазин школьных принадлежностей» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | Э.Мошковская «Мы играем в школу» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Рисование «Что я увидел в школе» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Анкетирование: «Готов ли Ваш ребенок к школе?» | воспитатели |
Мероприятия на декабрь | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?» | воспитатели |
Занятие | «Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа) | воспитатели |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатели |
Дидактические игры | «Скоро в школу»; «Слоговые домики». | воспитатели |
Сюжетно – ролевая игра | «Школа» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Здание школы»
| Воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника». | Воспитатели, родители |
Мероприятия на январь | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | «Как нужно вести себя в школе» | воспитатели |
Театральная деятельность | Драматизация сказки «Лесная школа» | воспитатели |
Физическое развитие | п/и «Я – спортсмен!», «Найди!» | воспитатели |
Дидактические игры | «Собери портфель в школу» «Расскажу, но не покажу», | воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра | «Урок физкультуры» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Рисование «Что я видел в школе» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Консультации «Навыки первоклассника». | воспитатели |
Мероприятия на февраль | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | «Чем школа отличается от детского сада». | воспитатели |
Занятие | «Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание | воспитатели |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатели |
Дидактические игры | «Я начну, а ты продолжи», «Собери портфель» | воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра | «Урок математики» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Конструирование «Моя школа» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Папка-передвижка «Если ребёнок боится идти в школу» | воспитатели, родители |
Мероприятия на март | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | « Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?». | воспитатели |
Занятие | «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду» | воспитатели |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатели |
Дидактические игры | «Расшифруй слова», «Числовые домики» | воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра | «Школьная библиотека» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Изготовление карты «Дорога в школу» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Театральная деятельность | Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку?» | воспитатели |
Мероприятия на апрель | Тема мероприятия | ответственные |
Беседы | «Хотите ли вы учиться в школе?» | воспитатели |
Занятие | «Чему учат в школе?» | воспитатели |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатели |
Дидактические игры | «Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет» | воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра | «Школа». | воспитатели |
Чтение художественной литературы | М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Рисование «Скоро в школу» | воспитатели |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации» Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе». | воспитатели, родители |
Мероприятия на май | Тема мероприятия | Ответствен ные |
Беседы | «Какие предметы-помощники в школе?» | воспитатели |
Занятие | «Я хочу учиться в школе?» | воспитатели |
Дидактические игры | «Кто быстрее соберет портфель» | воспитатели |
Сюжетно-ролевая игра | «Школа» | воспитатели |
Чтение художественной литературы | Чтение сказки М. Сурженко «Как ежик Буль боялся идти в школу» | воспитатели |
Продуктивная деятельность | Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу | Воспитатели, музыкальный работник |
Кружковая работа | Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист» | воспитатели |
Работа с родителями | Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» | воспитатели, родители, музыкальный работник |
3.Итоговый этап.
№ п/п | Ответствен ные | |
1 | Выпускной бал « До свидания, детский сад!» | воспитатели, родители, муз. руководитель |
2 | Презентация проекта «Скоро в школу мы пойдём» | воспитатели |
3 | Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа» | Родители, воспитатели |
Заключение
Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, поможет система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, в дошкольном и школьном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия семьи, детского сада и школы. Проект «Скоро в школу» поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
• Любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире.
• Эмоционально отзывчивый.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
• Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.
• Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.
Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...
Интегрированная НОД в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Образовательные задачи:составление схем предложений, деление слов на слоги, выделение ударного слога, звуковой анализ слов, классификация предметов по признакам;закрепление знаний времен года, о днях ...
Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...
Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"
образовательный проэкт в подготовительной группе...
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Образовательный проект в подготовительной группе«Скоро в школу мы пойдем»Описание проекта:Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет.Ож...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»...