Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
проект (подготовительная группа)

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skoro_v_shkolu_my_poydyom.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект в подготовительной группе

«Скоро в школу мы пойдем»

Описание проекта:

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.

Анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Новизна:

Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».

Проблема:

Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.

Результаты беседы на тему  «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.

Цель проекта:

повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста в условиях «Семья – ДОУ – Школа»

Задачи проекта:

Для детей:

  • формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
  • создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
  • развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
  • воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  • создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
  • обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
  • Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);

Для педагогов:                                                                                                                                  

  • Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.

Вид проекта:

информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: 

Долгосрочный

 Срок реализации: 

с 02.09.2019-29.05.2020г.

Участники проекта:

  • дети подготовительной  группы «Солнышко» МБДОУ;
  • педагоги МБДОУ;
  • родители воспитанников.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
  • облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
  • формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
  • доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.

Для родителей:

  • информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
  • владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
  • повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Для педагогов :

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.

Продукты проектной деятельности:

 Для детей:

  • Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
  • Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».

Для родителей:

  • Результаты анкетирования «Скоро в школу»;

Для педагогов:

 Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:

  • сборник консультаций для родителей подготовительных групп по развитию психологической готовности к обучению в школе;
  • методические рекомендации для педагогов по данной теме;
  • изготовление  папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.

Материально-техническое обеспечение:

  • аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка,
  • библиотека для детей и родителей,
  • подбор литературы,
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  • выставки книг, рисунков,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Методическое сопровождение:

  •  Вайнер М. Э. Социально-личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015.
  •  Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Жёлтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014.  
  •  Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением  подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
  • Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
  • Интернет-ресурсы.

Этапы реализации проекта                                                                                                                                                                                         1.Подготовительный этап  

п/п

Содержание работы

Результат

ответственные

1.

Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов.                                                                                                                                

Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта.

воспитатели

2.

Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной художественно-эстетической направленности).                                                                                                                        

Перспективно-тематический план.

(Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности).                                                                                                                        

воспитатели

3.

Подбор информации по данной теме.

Создание методического обеспечения проекта.

Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.

Подбор пословиц и поговорок по теме проекта

Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений.

воспитатели

4.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Анкетирование родителей по теме, проведение  родительского собрания.                                                                                        

воспитатели

                       

2.Практический  этап

Мероприятия на сентябрь

    Тема мероприятия

Ответствен      ные

Беседы

« Что такое школа?».                                                    

воспитатели

Занятия

 «День знаний».          

воспитатели

Экскурсия

Экскурсия в школу.

воспитатели

Коммуникативная деятельность

Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей.

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Первое сентября»

 Ю.Коваль «Нулевой класс»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Что я знаю о школе»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Родительское собрание «Готовим детей к школе».

воспитатели

                                                                                       

Мероприятия на октябрь

Тема мероприятия

Ответствен ные

Беседы

«Каким я буду первоклассником».                                                                                                        

воспитатели

Занятие

 «Что тебе понравилось в школе?»   (составление рассказа)                

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

На школьную тематику

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование  «Школьные принадлежности»

Лепка «Школьные принадлежности»

Слушание  песен о школе

Воспитатели, музыкальный руководитель

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Памятка  «Советы родителям будущих первоклассников»,  

Информационный стенд  «Готовность ребенка к школе»                                                              

воспитатели, родители

Мероприятия на ноябрь

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

 «Профессия учитель».                                                                                                                    

воспитатели

Занятие

Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?».                        

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Игровая переменка».                                       «Звучит сигнал».

воспитатели

Дидактические игры

«Что возьмем в школу?»                                      

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Магазин школьных принадлежностей»

воспитатели

Чтение художественной литературы

Э.Мошковская «Мы играем в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я увидел в школе»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Анкетирование:  «Готов ли Ваш ребенок к школе?»

воспитатели

Мероприятия на декабрь

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

 «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?»                                                                

воспитатели

Занятие

«Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа)

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

 «Скоро в школу»; «Слоговые домики».                              

воспитатели

Сюжетно – ролевая игра

«Школа»                      

воспитатели

Чтение художественной литературы

В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Аппликация «Здание школы»

                                       

Воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника».

Воспитатели, родители

Мероприятия на январь

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

«Как нужно вести себя в школе»

воспитатели

Театральная деятельность

Драматизация сказки  «Лесная школа» 

воспитатели

Физическое развитие

п/и «Я – спортсмен!», «Найди!»

воспитатели

Дидактические игры

«Собери портфель в школу»                                   «Расскажу, но не покажу»,                      

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Урок физкультуры»

воспитатели

Чтение художественной литературы

А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу»                                  

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Что я видел в школе»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Консультации «Навыки первоклассника».                                                          

воспитатели

Мероприятия на февраль

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

«Чем школа отличается от детского сада».                                                                                  

воспитатели

Занятие

«Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Я начну, а ты продолжи»,   «Собери портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Урок математики»

воспитатели

Чтение художественной литературы

С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Конструирование «Моя школа»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

 Папка-передвижка «Если ребёнок боится идти в школу»

воспитатели,

родители

Мероприятия на март

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

« Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?».                                                    

воспитатели

Занятие

«Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду»                        

воспитатели

Физическое развитие

 Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Расшифруй слова», «Числовые домики»

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школьная библиотека»      

воспитатели

Чтение художественной литературы

 М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Изготовление карты  «Дорога в школу»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Театральная деятельность

 Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку?»

воспитатели

                                                                                       

Мероприятия на апрель

Тема мероприятия

ответственные

Беседы

«Хотите ли вы учиться в школе?»

воспитатели

Занятие

 «Чему учат в школе?»          

воспитатели

Физическое развитие

Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок

воспитатели

Дидактические игры

«Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет»                                      

воспитатели

Сюжетно-ролевая  игра

«Школа».                        

воспитатели

Чтение художественной литературы

М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа»                            

воспитатели

Продуктивная деятельность

Рисование «Скоро в школу»

воспитатели

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации»

Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе».

воспитатели, родители

Мероприятия на май

Тема мероприятия

Ответствен ные

Беседы

«Какие предметы-помощники в школе?»

воспитатели

Занятие

 «Я хочу учиться в школе?»

воспитатели

Дидактические игры

«Кто быстрее соберет портфель»

воспитатели

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

воспитатели

Чтение художественной литературы

Чтение  сказки М. Сурженко «Как ежик Буль боялся идти в школу»

воспитатели

Продуктивная деятельность

Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу

Воспитатели, музыкальный работник

Кружковая работа

Занятия в кружке АБВГДейка», «Юный финансист»

воспитатели

Работа с родителями

Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

воспитатели, родители, музыкальный работник

3.Итоговый этап.

№ п/п                                                        

Ответствен ные

1

Выпускной бал « До свидания, детский сад!»

воспитатели,

родители, муз. руководитель

2

Презентация проекта «Скоро в школу мы пойдём»

воспитатели

3

Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»

Родители, воспитатели

Заключение

 Формирование компетенций, необходимых будущему школьнику, поможет система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом. Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей и родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако,  в дошкольном и школьном  учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике видно, как сказывается на развитии ребёнка единство взаимодействия  семьи, детского сада и школы.  Проект «Скоро в школу»  поможет перенести адаптационный период, порой затянувшийся, на более ранние сроки, т. е. до начала учебного процесса и ребёнок пойдёт в школу с устойчивыми компетенциями:  

• Физически развитый,  овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

• Любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире.

 • Эмоционально отзывчивый.

•  Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

•   Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные, общепринятые нормы и правила поведения.

•  Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

•   Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и точно выполнять его инструкции.

•  Овладевший необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...

Интегрированная НОД в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»

Образовательные задачи:составление схем предложений, деление слов на слоги, выделение ударного слога, звуковой анализ слов, классификация предметов по признакам;закрепление знаний времен года, о днях ...

Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"

Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...

Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"

образовательный проэкт в подготовительной группе...

Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»

Образовательный проект в подготовительной группе«Скоро в школу мы пойдем»Описание проекта:Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет.Ож...

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»

Краткосрочный проект в подготовительной группе  «Скоро в школу я пойду»...