Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Образовательный проект в подготовительной группе
«Скоро в школу мы пойдем»
Описание проекта:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения с взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателя ДОУ. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе.
Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.
Анализ литературы и данные практики убедили меня в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.
Таким образом, вся эта работа может быть отражена в долгосрочном проекте «Скоро в школу мы пойдем». Проведение целенаправленной работы в ДОУ по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Новизна:
Перед педагогам ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника».
Проблема:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми о школе и будущей учебной деятельности показали, что ребята осознают важность обучения в школе. Но у них недостаточно знаний о том, как проходит обучение в школьных классах. Некоторые дети не знают, какие кабинеты и помещения находятся в здании школы.
Результаты беседы на тему «Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?» показали, что дошкольникам известны школьные правила, но у некоторых детей может быть осложнена адаптация к новым школьным условиям, так как дети не могут дать четкого объяснения, что делают ученики на переменах, каникулах, какие оценки ставятся за знания. Большинство дошкольников не знают, сколько лет нужно учиться в школе.
Цель проекта:
повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
- создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
- развивать компетентности будущих первоклассников: (социально-коммуникативную, информационную);
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и учению.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
- создание условий, облегчающих школьную адаптацию;
- обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
- Обогатить предметно-пространственную среду для ознакомления воспитанников со школой (дидактические и сюжетно-ролевые игры);
Для педагога:
- Повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.
Вид проекта:
информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта:
Долгосрочный
Срок реализации:
с 01.09.2019-29.05.2020г.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы «Карабас-Барабас» ГБДОУ;
- педагог ГБДОУ;
- родители воспитанников.
Ожидаемый результат:
Для детей:
- осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу;
- облегчение процесса социально- психологической адаптации к школе;
- формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
- доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
- информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребенка к школе;
- владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Для педагога :
Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в вопросе интеграции образовательных областей, обеспечивающей своевременную и полноценную социальную готовность детей к школьному обучению.
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
- Альбом рисунков «Что я знаю о школе»;
- Творческие сочинения «Школа, в которой я буду учиться»;
- Создание альбома «Что мне в школе пригодиться».
Для родителей:
- Результаты анкетирования «Скоро в школу»;
- Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться».
Для педагога:
Составление методических рекомендаций по готовности детей к обучению в школе:
- сборник консультаций для родителей подготовительной группы по развитию психологической готовности к обучению в школе;
- методические рекомендаций для педагога по проведению «Школы родителя будущего первоклассника»;
- изготовление папок - передвижек для родителей с рекомендациями по подготовке детей к школе.
Материально-техническое обеспечение:
- аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка.
- библиотека для детей и родителей.
- подбор литературы,
- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
- выставки книг, рисунков,
- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты).
Методическое сопровождение:
- Л.В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой : Мозаика-Синтез, 2014.
- О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
- Интернет-ресурсы.
Этапы реализации проекта 1.Подготовительный этап
№ п/п | Содержание работы | Результат | ответственные |
1. | Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагога. | Выбор проекта. Постановка и определение целей и задач проекта. | воспитатель |
2. | Разработка плана работы на этапах реализации проекта; (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной художественно-эстетической направленности). | Перспективно-тематический план. (Цикл педагогических мероприятий познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности). | воспитатель |
3. | Подбор информации по данной теме. | Создание методического обеспечения проекта. Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей. Подбор пословиц и поговорок по теме проекта Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений. | воспитатель |
4. | Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. | Анкетирование родителей по теме, родительское собрание. | воспитатель |
2.Практический этап
Мероприятия на сентябрь | ответственные | |
Беседы | « Что такое школа?». | воспитатель |
НОД | НОД «Что такое школа и чем там занимаются дети?». | воспитатель |
Коммуникативная деятельность | Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей. | воспитатель |
Чтение художественной литературы | С.Маршак «Первое сентября» Ю.Коваль «Нулевой класс» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Рисование «Здание школы» | воспитатель |
Работа с родителями | Родительское собрание «Готовим детей к школе» | воспитатель |
Мероприятия на октябрь | ответственные | |
Беседы | «Каким я буду первоклассником». | воспитатель |
НОД | «Что тебе понравилось в школе?» (составление рассказа) | воспитатель |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатель |
Дидактические игры | На школьную тематику | воспитатель |
Дидактические игры | На школьную тематику | воспитатель |
Чтение художественной литературы | А.Барто «В школу», В.Драгунский «Где это видано, где это слыхано» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Рисование «Школьные принадлежности» Лепка «Школьные принадлежности» Слушание песен о школе | воспитатель |
Работа с родителями | Памятка «Советы родителям будущих первоклассников», информационный стенд «Как современные родители понимают «готовность ребенка к школе» | воспитатель, родители |
Мероприятия на ноябрь | ответственные | |
Беседы | «Профессия учитель». | воспитатель |
НОД | Составление рассказа «Почему я хочу учиться в школе?». | воспитатель |
Физическое развитие | п/и «Игровая переменка». «Звучит сигнал». | воспитатель |
Дидактические игры | «Что возьмем в школу» | воспитатель |
Сюжетно – ролевая игра | «Магазин школьных принадлежностей» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | Э.Мошковская «Мы играем в школу» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Рисование «Что я увидел в школе» | воспитатель |
Работа с родителями | Анкетирование: «Как вы готовите ребенка к школе?» | воспитатель |
Мероприятия на декабрь | ответственные | |
Беседы | «Школьные правила», «Что делают в школе на уроках и переменках?» | воспитатель |
НОД | «Каким будет мой первый день в школе?» (составление рассказа) | воспитатель |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатель |
Дидактические игры | «Скоро в школу»; «Слоговые домики». | воспитатель |
Сюжетно – ролевая игра | «Я – учитель»» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | В.Драгунский «Удивительный день», «Заколдованная буква» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Аппликация «Здание школы»
| Воспитатель, |
Работа с родителями | Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника», папка-передвижка «Если ребенок боится идти в школу» | Воспитатель, родители |
Мероприятия на январь | ответственные | |
Беседы | «Чего нельзя делать в школе» | воспитатель |
Театральная деятельность | Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил» | воспитатель |
Физическое развитие | п/и «Я – спортсмен!», «Найди!» | воспитатель |
Дидактические игры | «Собери портфель в школу» «Расскажу, но не покажу», | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Урок физкультуры» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | А.Алексин «Первый день», Г.Шалаева «Большая книга правил поведения», В.Воронкова «Подружки идут в школу» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Рисование «Что я видел в школе» Разучивание песни «Учат в школе» | воспитатель |
Работа с родителями | Консультации «Навыки первоклассника». | воспитатель |
Мероприятия на февраль | ответственные | |
Беседы | «Чем школа отличается от детского сада». | воспитатель |
НОД | «Я в школе дошкольника» (творческое рассказывание | воспитатель |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатель |
Дидактические игры | «Я начну, а ты продолжи», «Собери портфель» | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Урок математики» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | С.Маршак «Кот и лодыри», А.Барто»В школу» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Конструирование «Моя школа» | воспитатель |
Работа с родителями | Консультация «Как выбрать школу?» | воспитатель, родители, |
Мероприятия на март | ответственные | |
Беседы | « Правила поведения в детском саду и школе одинаковые или разные?». | воспитатель |
НОД | «Как я готовлюсь к школе дома и в детском саду» | воспитатель |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатель |
Дидактические игры | «Расшифруй слова», «Числовые домики» | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Школьная библиотека» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Карта «Дорога в школу» | воспитатель |
Театральная деятельность | Обыгрывание ситуации «Что делать, если получил двойку» | воспитатель |
Мероприятия на апрель | ответственные | |
Беседы | «Хотите ли вы учиться в школе?» | воспитатель |
НОД | «Чему учат в школе?» | воспитатель |
Физическое развитие | Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок | воспитатель |
Дидактические игры | «Первоклассник», «Логический поезд», «Легкий счет» | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Школа». | воспитатель |
Чтение художественной литературы | М.А.Панфилова серия сказок «Лесная школа» | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Рисование «В какой школе я хочу учиться» | воспитатель |
Работа с родителями | Совместные с детьми сочинения «Школа, в которой я буду учиться», консультация «Соблюдение режима дня первоклассника на летних каникулах и в школе в период адаптации» Итоговое родительское собрание по теме: «Как готовы дети к школе». Показ итогового занятия для родителей на дне открытых дверей. | воспитатель, родители |
Мероприятия на май | ответственные | |
Беседы | «Какие предметы-помощники в школе?» | воспитатель |
НОД | «Смогу ли я учиться в школе?» | воспитатель |
Дидактические игры | «Кто быстрее соберет портфель» | воспитатель |
Сюжетно-ролевая игра | «Школа» | воспитатель |
Чтение художественной литературы | Чтение первой сказки | воспитатель |
Продуктивная деятельность | Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу | Воспитатели, музыкальный работник |
Работа с родителями | Фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклашками» Выпускной бал «До свиданья, детский сад!» | воспитатель, родители, музыкальный работник |
3.Итоговый этап.
№ п/п | ответственные | |
1 | Выпускной бал « До свидания, детский сад!» | воспитатели, родители, муз. руководитель |
2 | Создание презентации «Первый раз в первый класс!» для родителей | воспитатель |
3 | Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа» | Родители, воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...
Образовательный проект в подготовительной группе "Скоро в школу мы пойдем"
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Образовательный проект в подготовительной группе«Скоро в школу мы пойдем»Описание проекта:Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет.Ож...
Образовательный проект в подготовительной группе «Скоро в школу мы пойдем»
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школь...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду»...
Краткосрочный проект в подготовительной группе «Скоро в школу я пойду».
основная цель : информированной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам, формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников: &quo...