НОД по нравственному воспитанию «Уроки доброты»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лазарева Олеся Леонидовна

Цель непосредственной образовательной деятельности является углубление представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

В ходе НОД были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- формировать желание совершать добрые поступки по отношению ко всему живому;

- расширять словарный запас, активизировать речь детей.

Развивающие:

- развивать эмоционально - чувственный мир детей;

- развивать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).

Воспитательные :

воспитывать чувство доброты, сопереживания, дружелюбия; желание прийти на помощь попавшему в беду, умение пожалеть, проявить заботу

В ходе НОД была использована интеграция образовательных областей: социально- нравственное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Проведена предварительная работа: заучивание приветствия, словарная работа, игры «Вежливые слова»«Доскажи словечко», заучивание физкультминутки, заучивание стихотворений, беседы о дружбе и доброте, изготовление «цветов доброты».

Для проведения НОД воспитателем были использованы следующие материалы и оборудование: свеча (безопасная) коробка с конвертом; цветок с 5-ю лепестками, чудесный мешочек – 2шт., листы чёрной бумаги, зернышки, сломанный карандаш, мяч, чашка (испачканная, сломанная кукла, порванная книжка.

Представленный конспект - это авторская разработка, построенная в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами.

Используемые образовательные технологии:

• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• игровые технологии;

• информационно – коммуникативные технологии;

• здоровьесберегающие образовательные технологии;

Цель: углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

образовательных областей: социально- нравственное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материал и оборудование:

-,свеча (безопасная) коробка с конвертом; цветок с 5 лепестками, чудесный мешочек – 2шт., листы чёрной бумаги, зернышки, сломанный карандаш, мяч, чашка (испачканная, сломанная кукла, порванная книжка.

Предварительная работа: заучивание приветствия, словарная работа, игры «Вежливые слова»«Доскажи словечко», заучивание физкультминутки, заучивание стихотворений, беседы о дружбе и доброте, изготовление «цветов доброты».

Ход НОД:

Утреннее приветствие детей. Дети встают в круг:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Тренинг «Искорка доброты»

Воспитатель :

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

Воспитатель предлагает детям присесть на ковер. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте.

- Ребята, вы слышали стук в дверь? (Помощник воспитателя приносит коробку).

Вам интересно, что в этой коробке? Давайте ее откроем, посмотрим, что там лежит? Здесь письмо, я вам его прочитаю:

«Уважаемые дети группы #11. Мы жители страны «Доброцветик»(воспитатель показывает картинку). В нашей стране мы выращиваем цветы добра. Но вот, однажды, колдун по имени «Злобикус» (воспитатель показывает картинку) заколдовал наш цветок! Его лепестки опали и под каждым лепестком Злобикус приготовил задание. Чтобы цветок не погиб, эти задания нужно выполнить. Мы знаем, что вы очень дружные и добрые ребята. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель : Ребята, доброцветики просят помочь спасти и расколдовать цветок. Поможем?

Дети: Да!

Воспитатель : И правда, все лепестки опали, посмотрите… (дети заглядывают в коробочку)

Воспитатель просит ребенка подать лепесток, красного цвета.

1 задание:

Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель : Ребята, здесь написано стихотворение, но строчки в нем не закончены. Их нужно закончить волшебными словами!

Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Мишка зайчику сосед,

Скажет он ему «Привет».

А его сосед ушастый

Отвечает«Мишка, здравствуй!»

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори«Простите»

Или лучше – «Извините».

Кошечка чихнула снова,

Скажем мы ей«Будь здорова».

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала«Спасибо!»

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Воспитатель : Как одним словом назвать эти слова?

Дети: Вежливые слова.

Воспитатель : Если человек говорит вежливые слова, он какой человек?

Дети: Вежливый человек.

Воспитатель : Вежливые слова – ключик к сердцу человека, без них доброта может пропасть. Назовём этот лепесток «Лепесток добрых слов».

Воспитатель просить подать лепесток желтого цвета.

2 Задание

Игра «Превращалка»

Воспитатель : Злой волшебник предлагает нам выполнить следующее задание – назвать ласково. Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Кирилл, Рома, Алиса, Елизавета, но вас можно назвать и ласково. Я буду называть имя и кидать одному из вас мяч, а вы говорите в ответ как ласково зовут этого ребёнка и возвращаете мяч мне.

Рома - Ромочка, Алиса-Алисочка и т. д. (всех детей)

Воспитатель : ребята, вам понравилось называть друг друга ласково? Ласковые слова согревают. Этот лепесток, мы назовём «Лепесток ласковых слов».

Воспитатель просит ребенка подать лепесток зелёного цвета.

3 задание

Игра «Добрые поступки»

На лепестке написано задание: с помощью предложенных предметов придумать добрые поступки.

Воспитатель : Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, поломанный карандаш, сломанная игрушка, порванная книга и грязная чашка. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Как вы думаете, какой?

Вот сломанная кукла, у неё оторвана нога, может ее нужно выкинуть? Или лучше починим ее?

Дети:

Зернышками можно накормить птиц,

сломанный карандаш поточить,

книжку подклеить,

игрушку починить,

чашку вымыть

Воспитатель : доброта - это важное человеческое качество. Этот лепесток мы назовём «Лепесток добрых поступков»!

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка:

Живут мальчики - веселые пальчики. (движения пальцами рук)

Озорные ножки ходят по дорожке. (ходьба на месте)

Шея крутит головою.

Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево, вправо)

Вправо, влево - оборотик. (повороты туловища влево, вправо)

Покажи мне, где животик? (наклон назад)

Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)

И вперед слегка нагнулось. (наклон в перед)

Как березонька стройна,

Стала ровная спина. (выпрямиться)

А теперь все повернулись,

И друг другу улыбнулись!

(дети садятся)

Воспитатель просит ребенка подать лепесток синего цвета.

4 Задание

Игра "Да-да-да, нет-нет-нет"

Воспитатель : Коварный Злобикус хочет окончательно запутать и поссорить всех ребят, он предлагает поиграть в игру «Да-да, нет-нет»

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете если согласны "да-да-да", а если не согласны "нет-нет-нет"

- Будем крепко мы дружить? Да-да-да.

- Нашей дружбой дорожить? Да-да-да.

- Мы научимся играть? Да-да-да.

- Друг другу будем помогать? Да-да-да.

- Друга нужно разозлить? Нет-нет-нет.

- А улыбку подарить? Да-да-да.

- Друга стоит обижать? Нет-нет-нет.

- Чай с друзьями будем пить? Да-да-да.

- Будем крепко мы дружить? Да-да-да.

Воспитатель : Молодцы ребята, пусть колдун знает, что вы умеете дружить и никогда не ссоритесь.

Воспитатель просит ребенка подать лепесток белого цвета.

5 Задание

«Вежливость в стихах»

Воспитатель : Ох, ребята, колдун подготовил для вас самое сложное задание и думает, что вы с ним ни за что не справитесь! Он спрашивает, знаете ли вы стихотворение про вежливость, воспитанность? Но я точно знаю, что наши ребята умненькие, самые смышлёные и самые образованные, много читают и учат стихотворения.

1р-к:

Мы все научились когда-то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте-ка вспомним, ребята, Рома З.

Как добрым и вежливым быть.

2-р-к:

Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу,

Быть вежливым очень легко мне, Лиза. Т.

Я «здравствуйте» первым скажу.

3р-к:

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече, Алиса Б.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ и ДОБРЫЙ вечер.

4 р-к:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ. Кирилл П.

5 р-к:

А вежливым быть очень просто:

Будь добрым – обычный совет,

Не важно, какого ты роста Андрей Б.

И сколько тебе уже лет.

«Чудесный мешочек»

Воспитатель : Ребята, вам приходилось когда - нибудь в жизни злиться? (Ответы детей)

Воспитатель : Умеете ли вы справляться со злостью? Как вы это делаете? Хотите я вас научу как справиться со злостью?

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать.

В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. Мешочек убирает коробку и читает стихотворение:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Злобикус расколдовал цветок доброцветиков!

Воспитатель достает из коробки второй мешочек: Посмотрите, мешочек, действительно чудесный, вместо плохих эмоций, появились маленькие цветочки доброты, и цветок доброцветиков ожил. Значит, мы правильно выполнили все задания. Пусть эти цветки доброты останутся у нас в группе. Спасибо Вам, ребята! Вы, молодцы!

В конце НОД играет песня «Барбарики» «Что такое доброта».

Список использованной литературы.

1. Бондаренко Татьяна Михайловна «Комплексные занятия в средней группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей»; Издательство: ИП Лакоценина, 2009 г.

2. Гербова Валентина Викторовна «Развитие речи в детском саду» средняя группа; Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по социально-нравственному воспитанию "Фея доброты"

Конспект занятия по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Фея доброты"  Цель: формирование положительного отношения к другим людям, развитие социальных чувств и пр...

Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание. Воспитываем добротой".

Очень актуальная тема. В нашем мире, агрессия процветает. Необходимо побуждать родителей, воспитывать своих детей в доброте!...

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости»

Занятие по нравственному воспитанию «Праздник доброты и вежливости» в старшей возрастной группе...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» в средней группе.

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществаРешая задачи воспитания, необходимо опереться на разумн...

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Уроки доброты» 2022г.

У маленьких детей есть определенные особенности в восприятии нашего мира. Чем младше малыш, тем более образным мышлением он обладает. Нравственное воспитание младших дошкольников строится с учетом эти...

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Урок доброты"

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию "Уров доброты"...

Конспект занятия по нравственному воспитанию "Уроки доброты"

Конспект по нравственному воспитанию для старших дошкольников. Уроки доброты. Занятие направлено на формирование у детей навыков дружбы, умению договариваться, уважать друг друга. воспитывать дружески...