Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества
презентация к уроку (средняя, старшая, подготовительная группа)
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_po_triz.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развиваем свою речь Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников можно начинают свою работу с трехлетнего возраста.
В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.
Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.
В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. цвет форма размер вкус звук
гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких (от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко) Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет. Модель 1 1. Придумать, о чем будет загадка – ПРО КОТЕНКА 2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4), 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
МОДЕЛЬ №1 «какой?» Добавляем слова-связки и получаем загадку: Ласковый, но не солнышко, Теплый, но не свитер, Усатый, но не сом. Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки Объект Свойства Аналогичные свойства у других объектов «котенок»
МОДЕЛЬ №2 «что делает?» Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия , которые совершает объект . Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами. Объект Описание функции Прямой перенос их на объект «котенок»
МОДЕЛЬ №2 Получилась загадка: Охотится, но не волк, Умеет прыгать, но не мяч, Урчит, но не мотор.
МОДЕЛЬ №3 «на что похоже? Чем отличается?» Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Объект Схожий объект Отличия «котенок»
МОДЕЛЬ №3 Похож на игрушку, но живой, Похож на льва, но без гривы, Похож на сову, но не летает.
МОДЕЛЬ №4 На одной палочке 4 зуба акулы. Для поддержания интереса к составлению загадок данного типа первый столбик убираем ( загибаем часть листа или стираем). На таких загадках можно изучать части мебели, машины, посуды, строение растений и животных. Модель составления загадок о предметах с указанием частей и их количества. Объект вилка. Названия частей Сколько ? На что похоже? ручка 1 палочка зубья 4 Зубы акулы Название частей Количество На что похоже
модель составления загадок о слове Место нахождения Схожий объект Объект Схожий объект Где находится? На что похоже? Предмет На что похоже? На листе бумаги Белая простыня Буква Н На перекладину За буквой Н перекладина Буква О Колесо За буквой О колесо Буква С месяц сочиняем загадку о слове НОС предварительно нужно крупно написать это слово на листе бумаги На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц. «нос»
Схема загадки Дети с большим интересом придумывают загадки, самостоятельно описывают с помощью сравнений выбранный объект, обязательно загадку зарисовывают или схематически «записывают». Можно заменить слова рисунками, условными обозначениями. На белой простыне – перекладина, за перекладиной – колесо, а за колесом – месяц.
Способствует психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания Вырабатывает смелость в фантазии Составление загадок с использованием элементов ТРИЗ Развивает речевое творчество и креативность мышления детей Ребенок считает, что он составляет загадку о конкретном предмете. Мы, взрослые, знаем, что важнее то, что составляя загадку, ребенок устанавливает связи между анализаторами и именами признаков, представляет возможные ощущения, думает о том, что было и будет с конкретным объектом, делает сравнения по выбранному признаку, обогащает свою речь.
При использовании на занятиях элементов ТРИЗ, реализуется главное кредо ТРИЗовцев : Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта. /Г. Альтшуллер / Дети получают радость от речевого творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Система работы по развитию речевого творчества старших дошкольников
анализ исходной ситуации, теоретическая база исследования, критерии оценки для диагностического обследования детей, система работы, включающая описание методов и приемов...
Примерное перспективное планирование «Обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи составлению загадок на основе приемов ТРИЗ»
Побор загадок по ТРИЗ....
Обучения детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии
Презентация "Обучение детей составлению загадок с помощью ОТСМ-ТРИЗ технологии"...
Конспект НОД по речевому развитию "Составление загадок" с использованием технологии ТРИЗ для старшей группы
НОД по речевому развитию с использованием технологии ТРИЗ...
Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конеч...
Использование методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Опыт работы с применением технологии ТРИЗ....