Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
консультация по логопедии (старшая группа)
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.partal_fevlal_23sostavlenie_skazokmodelirovanie.doc | 404.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это кладезь не только народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом развитии изначально сложный процесс, который многократно усложняется если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).
В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.
По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие 2-3 персонажей дает возможность вводить в описание диалоги.
Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, куклы, медвежата, матрешки ит.д.
Детям старшего дошкольного могут быть предложены следующие сюжеты сказочного характера: «медведица учит медвежонка говорить спасибо», «Подъемный кран и самосвал помогают куклам строить дом», «Дюймовочка в гостях у кукол». Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создаёт возможность реализовать влияние художественно – образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.
Рассказы по воображению (творческие рассказы)- это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой то степени на ростки творческого личного дарования ребенка (и развивающие это дарование).
Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.
-Придумывание конца рассказа или сказки
-Составление сказки по аналогии
-Составление сказки(рассказа) по предложенному (готовому) сюжету.
-Составление сказки (рассказа) по заданной теме.
Наиболее сложным в этом перечни является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку по определенной теме опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к сочинительству.
Именно поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками наиболее приемлемым является придумывание конца готового текста сказки, а также составление сказок по аналогии.
Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца сказки являются русские народные сказки («колобок ,курочка ряба») ,замечательные сказки ,басни, рассказы русских писателей.
Учитель – логопед МБДОУ д/с – к/в №7
Роттер Марина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей
Материал может быть использован при организации работы по развитию связной речи детей....
Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе
Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...
Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».
Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....
Конспект фронтального занятия на тему: "Использование игровых приемов при обучении детей составлению рассказа по сюжетной картине"
Данный материал поможет обучить детей составлению рассказа по сюжетной картине....
Обучение детей составлению сказок
самообразовательная работа с детьми старшего возраста...
«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...
Обучение дошкольников составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких...