Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного моделирования
консультация по логопедии (старшая группа)

Роттер Марина Александровна

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.partal_fevlal_23sostavlenie_skazokmodelirovanie.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей составлению сказок с использованием приема опорного  моделирования

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это кладезь не только народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом развитии изначально сложный процесс, который многократно усложняется если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становясь одновременно главной конечной целью всего коррекционного процесса (целью труднодостижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда ,воспитателя родителей и ребенка).

     Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.

    По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами. Наличие 2-3 персонажей дает возможность вводить в описание диалоги.

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, куклы, медвежата, матрешки ит.д.

Детям старшего дошкольного могут быть предложены следующие сюжеты сказочного характера: «медведица учит медвежонка говорить спасибо», «Подъемный кран и самосвал помогают куклам строить дом», «Дюймовочка в гостях у кукол». Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создаёт возможность реализовать влияние художественно – образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.

Рассказы по воображению (творческие рассказы)- это придуманные рассказы, представляющие собой некий результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления,  самостоятельного в известной степени своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста, придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся не на конкретное восприятие сейчас или в прошлом, а на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных, порой причудливых комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств, даже в какой то степени на ростки творческого личного дарования ребенка (и развивающие это дарование).

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности.

-Придумывание конца рассказа или сказки

-Составление сказки по аналогии

-Составление сказки(рассказа) по предложенному (готовому) сюжету.

-Составление сказки (рассказа) по заданной теме.

Наиболее сложным в этом перечни является придумывание сказки или рассказа. Умение придумать сказку по определенной теме опирается на достаточно высокий уровень интеллектуальной и  речевой зрелости, а также в значительной степени зависит от природной лингвистической одаренности ребенка, его способности к сочинительству.

Именно поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками наиболее приемлемым  является придумывание конца готового текста сказки, а также составление сказок по аналогии.

Особенно благодатным материалом для придумывания своего веселого, счастливого, справедливого и доброго конца сказки являются русские народные сказки («колобок ,курочка ряба») ,замечательные сказки ,басни, рассказы русских писателей.

Учитель – логопед МБДОУ д/с – к/в №7

  Роттер Марина Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей придумыванию сказок с использованием моделей

Материал может быть использован при организации работы по развитию связной речи детей....

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

Доклад на тему: «Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок».

Обучение детей составлению короткого рассказа на основе народных сказок....

Обучение детей составлению сказок

самообразовательная работа с детьми старшего возраста...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...