план по самообразованию младшая группа
материал (младшая группа)
план по самообразованию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Макарьевский детский сад «Колосок»
План по самообразованию
«Приобщение детей младшего дошкольного
возраста
к истокам русской народной культуры»
Условия реализации: младшая группа «Росточек»
на 2023-2024учебный год
Выполнила воспитатель:
Сорокина Анна Александровна
2023 г
Актуальность
Искреннее погружение в истоки национальной культуры необходимо начинать уже в детстве. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир дошкольника, она обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Также воплощает в себе исторический опыт предшествующих поколений. Именно поэтому было решено уделить огромное внимание приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, обычаям, быту, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Цель: воспитание интереса к русской народной культуре и истории.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- познакомить детей с русской народной культурой;
- познакомить детей с бытом русского народа, с народными, традициями и обычаями, праздниками, народными играми, народным фольклором;
- создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству;
- дать детям знания об истории русского народного костюма;
- развивать творческое воображение, образную речь, художественно – творческие способности детей;
- привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Направления работы по приобщению детей к русской народной культуре:
- создание развивающей предметно – пространственной образовательной среды;
- знакомство с бытом, традициями русского народа;
- знакомство с традиционными и обрядовыми народными праздниками;
- активное использование фольклора (сказок, песен, потешек, частушек, пословиц, поговорок, прибауток и т.п.);
- знакомство с народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Ожидаемые конечные результаты:
Для детей: знание детьми 3 – 4 лет различных видов декоративно – прикладного искусства, старинных праздников, традиций, фольклора, художественных промыслов; развитие творческого воображения, речи детей, художественно – творческих способностей дошкольников; воспитание нравственно – патриотического поведения у детей; воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу.
Для педагогов: обогащение развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе соответствии с темой самообразования; дополнение с мини – музея «Русская изба»; повышение уровня педагогической компетентности в изучении темы самообразования; повышение качества работы с детьми; систематизация материалов по теме самообразования.
Для родителей: развитие партнерских отношений между родителями и педагогами в совместной организации жизни группы; сплочение детей, родителей и педагогов в процессе совместной познавательной и творческой деятельности.
Перспективный план работы
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие». Цель: Дать детям представление о русской избе. «Как у нашего кота» Цель: Знакомство детей с обитателем «избы» — котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Колыбельные песни: «Котенька – коток», «Ночь прошла, темноту увела». Народные песни: «Ах, вы, сени…», «Как у наших у ворот». Подвижные народные игры: «Салки – догонялки», Экскурсия в русскую избу детского сада. | Консультация для родителей: «Важность приобщения детей к истокам русской народной культуры». |
Октябрь | «Во саду ли, в городе» Цель: Познакомить детей с огородом в детском саду. «Что растет на грядке?» Цель: Дать знания детям об овощах, их внешнем виде и вкусовых качествах. Научить с помощью педагога инсценировать сказку «Репка». Заучивание потешек: «Идет коза рогатая», Подвижные народные игры: «Солнышко и дождик». | Выставка поделок: |
Ноябрь | «Стоит изба, то холодна она, то горяча» Цель: Познакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа, - печкой, домашней утварью - чугунком, ухватом и кочергой. Обогащать словарный запас: чугунок, ухват, кочерга, печь. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам. Подвижные народные игры: «Кот и мыши», «Заинька». Инсценирование р.н.с.: «Теремок» Изготовление альбома «Русская печь» | Консультация для родителей: «Истоки русской народной культуры». Изготовление дидактических пособии для краеведческого уголка |
Декабрь | «Морозушко - мороз» Цель: Учить детей чувствовать красоту русской речи при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе. Разучивание русской народной песенки: «Как на тоненький ледок». Народная игра: «Я гуляла с вами, теперь села в сани». Инсценировка сказки: «Снегурушка и лиса». Изготовление книжек-малышек | Рекомендации для родителей: |
Январь | «Коляда - коляда» Цель: Познакомить детей с празднованием Рождества, обычаем колядования, ряжения. Вызвать интерес к русскому костюму, его элементам. Помочь детям понять, что эти праздники – часть истории великого русского народа. Научить совместно со взрослым встречать гостей, играть со старшими детьми, угощать колядовщиков. Подвижная народная игра: «Мороз красный нос». Разучивание колядки: «Сею, сею, посеваю». Народная песня: «Во кузнице». Создание альбома «Русский народный костюм» | Памятка для родителей: «Семейные традиции на Руси». |
Февраль | «Каша масленая, ложка крашеная» Цель: Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, оценивать поступки героев сказки. Дать элементарные знания о декоративно – прикладном искусстве – расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Подвижная народная игра: «Снег, снег кружится,». Разучивание потешки: «Эй, кузнец – молодец». | Буклет: «Не забывайте народные игры». |
Март | «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» Цель: Познакомить детей с христианским праздником «Масленица», ее значением, символами, традициями. Углублять интерес и воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа. Хоровод: «Веснянка». Обрядовая песня: «Широкая масленица». Чтение прибаутки: «А тиру, тру, тру» Изготовление альбома «Широкая масленица». | Папки – передвижки: |
Апрель | «В гости к нам пришли матрешки» Цель: Познакомить детей с русской матрешкой; вызвать эмоциональное наслаждение, умение чувствовать красоту народной игрушки, вызвать эмоциональный отклик. Учить чувствовать гармонию и красоту, выразительность образов. Обратить внимание на основные цвета и элементы узора, украшающего игрушки, вызвать желание украшать фигурку. Дидактическая игра: «Разрезные картинки». Подвижная народная игра: «Заинька, выйди в сад». Проект «Русская матрёшка» Выставка рисунков детей: «Русская матрёшка». | Консультация для родителей: «Воспитание мальчиков и девочек на Руси, значение куклы в воспитании детей». Участие в конкурсе «Пасхальный перезвон» |
Май | «Сорока – белобока кашу варила» Цель: Познакомить детей с предметом обихода – глиняным горшком. Продолжать развивать речь, посредством малых фольклорных форм. Способствовать четкому проговариванию потешек. Воспитывать интерес к фольклору русского народа. Учить детей лепить посуду из пластилина. Дидактическая (словесная игра): «Аюшки». Музыкально-хороводная игра: «Мы вокруг берёзки в хороводе встанем». Хоровод: «Сорока – сорока». Слушание русской народной песни: Экскурсия в русскую избу (знакомство с предметами из глины). Изготовление альбома «Посуда из глины» | Наглядная информация Консультация «Русский фольклор весной». |
Итоговое мероприятие: развлечение «Русские посиделки» Цель: Воспитание любви к русской национальной культуре. - воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой Родине. |
Список использованной литературы:
- Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015г.
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. « Мозайка-Синтез», 2014 г
3. Т.С.Комаровой «Народное искусство детям от3-7 лет, «Мозайка-Синтез», 2016 г
4. В.Аникина «Русский фольклор», Издательство «Художественная литература», 1985 г.
5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры [Текст] : учеб. - метод. пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 304 с.
6. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] /
М.Ф. Литвинова. – Москва: Просвещение, 2006. – 192 с.
8. Тихонова, М. В., Смирнова, Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада [Текст] /
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 176 с.
9. С.Н.Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами» для занятий с детьми 2-4 лет. Мозайка-Синтез, 2016 г.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Репка»; «Теремок».
Серия «Мир в картинках» ; «Хохлома».
Плакаты: «Хохлома. Изделия»; «Хохлома. Орнаменты».
Серия «Расскажите детям о...», «Расскажите детям о музеях»
Серия «Искусство — детям»: «Хохломская роспись».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План По Самообразованию старшая группа
Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Метод сотворчества....
План по самообразованию воспитателя группы «Ёлочка» МБДОУ «ЦРР - д\с Хрусталик» Сагалаковой Марины Михайловны
Мой годовой план по самообразованию для реализации в группе с детьми и родителями....
План по самообразованию в группе раннего возраста по теме: " Развитие мелкой моторики у дошкольников"
Развиваем мелкую моторику у детей дошкольного возраста...
План по самообразованию в группе младшего дошкольного возраста
Тему по самообразованию выбрала не случайно.Мне интересно проводить занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.А главное дети справляются,и рисунки получаются интересные.Даже родители уд...
План по самообразованию Младшая группа
План по самообразованию Младшая группа...