План по самообразованию в группе младшего дошкольного возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Тему по самообразованию выбрала не случайно.Мне интересно проводить занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.А главное дети справляются,и рисунки получаются интересные.
Даже родители удивляются,их ли дети это нарисовали?!
Думаю нужно развивать это направление,тогда желание рисовать появится у многих ребят.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_netraditsionnye_tehniki_risovaniya_s_detmi.docx | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«Нетрадиционные техники рисования
в дошкольном возрасте»
Цель: развивать у детей мелкую моторику, творческие способности, фантазию, воображение средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;
- развивать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение оценивать созданные изображения;
- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
- развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
Обучающие:
- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- обучать детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Актуальность темы:
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как: тычок ватной палочкой, рисование пальчикам и ладошкой, печатание втулкой от бумаги, восковые мелки + акварель, пластиковой карточкой, кляксография обычная, кляксография с трубочкой,с помощью палетеленового пакета, тычкование.
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Принципы: От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
Принцип доступности материала
Распределение техники по возрастным группам.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Сентябрь. Изучение методической литературы
1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
4. Изучение интернет – онлайн вебинар Ольги Тюбик, получение сертификата.
Работа с детьми
Октябрь. «Рябиновая кисть».
Цель: продолжать учить технике пальчикового рисования, развивать чувство восприятия, цвета.
« Виноград»
Цель: Развивать навык пальчиковой техники, чувство цвета, композиции.
« Осеннее дерево»
Цель: Познакомить с техникой кляксография с трубочкой.
Ноябрь. «Ежик».
Цель: познакомить с техникой печатания листьями; закреплять умение дорисовывать при помощи пальцев; воспитывать воображение.
Декабрь. «Снеговичок».
Цель: Знакомство с техникой печатания втулкой от бумаги. Развивать воображение.
« Совушки»
Цель: Закреплять технику печатания втулкой. Развивать чувство цвета и композиции.
Январь. «Рукавичка Деда Мороза».
Цель: закреплять технику печатания втулкой, развивать чувство цвета, творческое воображение, мелкую моторику.
Февраль. «Букет для мамы».
Цель: продолжать упражнять в технике печатания, использования пластиковой карточки, развивать чувство композиции, цвета.
« Мимоза в вазе»
Цель: Познакомить с техникой печать по трафарету и закрепление техники тычка.
Март. «Космос».
Цель: Познакомить с техникой мятая бумага, закреплять знания цветов, понятия планета земля, солнце, комета.
Апрель. «Совместная творчество родителей и детей»Тема: В гостях у весны
Цель: упражнять в технике рисования тычком ватной палочки, использование пленки, пластиковой карточки, кляксографии.
Май. «Мастер-класс для воспитателей по нетрадиционному рисования».
Цель: Познакомить с техникой использования пластиковой карточки, печать по трафарету, техника мятой бумаги.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Сентябрь. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».
Октябрь. Помощь в приобретении материалов: бумага различной фактуры и цвета, ножницы, краски и т. д.
Ноябрь. Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».
Декабрь. Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами».
Январь. Буклеты для родителей «Как развивать творчество».
Февраль. Памятка для родителей «Учите рисовать в нетрадиционной технике».
Март. Консультация для родителей «Рисовать - это важно!».
Апрель. Буклет «Виды нетрадиционного рисования».
Май. Выставка рисунков детей.
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Октябрь | Построение развивающей среды в ДОУ – рекомендация |
Ноябрь | «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» - рекомендация |
Декабрь | «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» - консультация |
Январь | «Изобразительная деятельность, как средство коррекции детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» - консультация |
Февраль | «Развитие познавательных процессов и творческих способностей у дошкольников, залог формирования успешной личности» - консультация |
Март | «Арт-терапия, как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» - консультация |
Апрель | «Особенности художественного языка изобразительного искусства» - консультация |
Май | Консультация - «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционного рисования» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План методического объединения воспитателей групп младшего дошкольного возраста
Тема работы МО на 201____:Организация методической помощи воспитателям и узким специалистам по повышению качества образования дошкольников младшего дошкольного возраста через изучение и введение...
План педагогического проекта в группе младшего дошкольного возраста "По страницам книг А. Л. Барто"
План педагогического проекта в группе младшего дошкольного возраста на тему "По страницам книг А. Л. Барто"...
План работы по самообразованию «Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью проектной деятельности.Задачи:-Повысить со...
Годовой план работы с родителями группы младшего дошкольного возраста на 2018-2019 учебный
В плане я учитываю мероприятия, с обязательным привлечением специалистов детского сада, чтобы сделать просветительский процесс более интересным для родителей, постоянно ищу творческий подход в организ...
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
Перспективный план работы с родителями группы младшего дошкольного возраста
План работы с родителями в первой младшей группе. В плане прописаны активные формы работы с родителями с указанием целей....