Обобщение опыта на тему "Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу"
консультация (средняя группа)
Уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
К4П2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №12 г. Красноармейска Саратовской области»
Обобщение опыта
Воспитатель
Гладышева Н.В.
г. Красноармейск
2023 г.
«Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: « Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление.
Для дошкольников одним из первых художественных произведений является детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Поэтому свою работу по нравственному воспитанию начала с возрождения интереса у детей к художественной литературе.
На основании опыта работы с детьми могу сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Для этого я решила помочь родителям в воспитании гуманных чувств и отношений дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.
Наметила план работы, я изучила необходимую литературу, составила перспективное планирование, систематизировала работу по этому вопросу.
Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель моей работы в нравственном воспитании детей является уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Задачи:
- воспитательные: воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;
- развивающие: создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором;
- обучающие: знакомить детей с художественной литературой; расширять представления об окружающем мире; учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
В течение года знакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы, используя беседы, выставки, игры и упражнения;
иллюстрации и совместно с детьми показывали инсценировки и разные театры.
При этом учитывала следующие требования:
- содержание должно быть интересным для детей, близким их опыту;
- дети должны иметь возможность не только отвечать, но и задавать вопросы, высказывать свое мнение;
- после беседы создавать условия для деятельности детей в соответствии с основными выводами детей.
При восприятии произведений художественной литературы предлагала вопросы, побуждающие детей к сочувствию, сопереживанию, рассуждению по поводу поступков героев. Для воспитания сочувствия к старшим, ко всему живому (растительному и животному миру), к игрушкам и разным предметам использую достаточное количество разнообразных произведений художественной литературы, перечень которых отражён в перспективном плане.
Включала детей в различные виды детской деятельности по мотивам художественных произведений. Например, ребята рисуют по мотивам сказок, рассказов, стихов, детские работы оформляем в выставки детского творчества.
Использовала воспитывающие ситуации, которые побуждают ребёнка совершить тот или иной поступок, действие.
Большое внимание уделяла использованию методов стимулирования и мотивации деятельности – поощрение, благодарность, доверие и др. С их помощью ребёнок начинает верить в собственные силы и возможности, у него повышается самооценка.
Наблюдая за деятельностью детей, рассматривая продукты детского творчества, обеспечивала благоприятную эмоциональную обстановку в коллективе, оценивая работы детей с позиции пользы для другого, разделяея с детьми ощущение счастья.
В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стихи, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.
Старалась работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивало положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также старалась доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дают положительные результаты.
Я строила работу таким образом, чтобы дети воспринимали сказку, как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.
В ходе изучения каждой сказки последние занятиябыли посвящены проигрыванию, рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
Я считаю, что самое главное – дать ребенку почувствовать радость решения задач, умного спора, восхищения от неожиданной идеи. Мышление заработает, если дети поймут, что им надо не отгадывать мысли взрослых, а действовать самостоятельно, не боясь ошибок.
Решали проблемы в сказках при помощи схемы или наглядной модели. У детей дошкольного возраста мышление наглядное - оно нуждается в некоторой зримой опоре для решения задачи. Ребенок может несколько раз сменить точку зрения. Чтобы не потерять нить дискуссии (и детям, и взрослому) нужна опора. Такой опорой может стать наглядная модель или схема. Так, с помощью сказки, я развивала у детей творческое мышление, умение самому находить ответы на проблемные вопросы. А в жизни у нас часто встречаются противоречивые, проблемные ситуацию. И человек, у которого развиты логика, творчество, умение думать и решать задачу, всегда найдет ответ на, казалось бы, неразрешимую задачу.
Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.
Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций - важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Могучим средством воспитания детей является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры -занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.
Анализируя полученные данные, я пришла к выводу, что проделанная работа по нравственному воспитанию старших дошкольников через художественную литературу имеет свои положительные результаты.
Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/07/picture-652613-1438973096.jpg)
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»
Практико-значимый проект «Развитие нравственных представлений у старших дошкольников через художественную литературу»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-813916-1473450209.jpg)
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы»
Консультация для воспитателей ДОУ об особенностях и методах, используемых в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, применение детской литературы в данном п...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-329870-1383315073.jpg)
Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"
Программа саморазвития "Воспитание старших дошкольников через художественную литературу"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/12/picture-1215247-1581528053.jpg)
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу
Развитие познавательного интереса старших дошкольников через художественную литературу...
План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников через художественную литературу» на 2019-2020 г.
Подготовительная группа...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/06/picture-1494234-1699290523.jpg)
Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».
Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиОснащения образ...