Конспект педагогического мероприятия в старшей группе «Народные игры народов Южного Урала»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Урала.
Задачи:
• Обучить народным подвижным играм и совместным действиям.
• Развить физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений и реакции посредством народных подвижных игр.
• Закрепить основные движения: бег, прыжки, в ходе проведения народных подвижных игр.
• Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
• Использовать разнообразные виды фольклора (песенки, потешки, заклички, считалки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_narodov_yuzhnogo_ural1.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные игры народов Южного Урала. Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Урала.
Задачи:
• Обучить народным подвижным играм и совместным действиям.
• Развить физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений и реакции посредством народных подвижных игр.
• Закрепить основные движения: бег, прыжки, в ходе проведения народных подвижных игр.
• Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
• Использовать разнообразные виды фольклора (песенки, потешки, заклички, считалки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
• развивать диалогическую и монологическую речь детей.
Ход:
На завалинках, в светелке иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки пожилых и молодых.
При лучине ли сидели иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели и водили хоровод.
Да играли на Урале! Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки были праздником души!
Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игры народов Урала. А какие национальности, жителей Урала вы уже знаете?
- Дети перечисляют: Башкиры, татары, русские…
Посмотрите перед нами изображены куклы в костюмах этих народов, выберем первый, это?
- Дети отвечают: Башкирка.
- Да и первая игра в которую мы с вами поиграем, башкирская, а называется она, "Медный пень", давайте покупателя выберем считалкой.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.
Башкирская народная игра «Медный пень»
Задача. Познакомить с новой башкирской игрой. Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа, объяснить значение слова «джигит».
Организация игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:
Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги! » - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Методические приемы: узнавание башкирской народной мелодии. Выработка с детьми правила: победитель становится хозяином.
Дополнительные рекомендации: Бежать только по сигналу.
Материал: грамзапись башкирской народной мелодии, стулья.
Башкирская народная игра «Юрта»
Задача. Познакомить детей с башкирской народной игрой. Дать представление о традициях этого народа. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.
Методические приемы: рассматривание картины с изображением юрты – старинное жилище башкирского народа. Рассматривание башкирского орнамента на платочках.
Дополнительные рекомендации: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Материал: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула.
Башкирская народная игра «Бурэнэ» (Чурбан)
В середине площадки ставится чурбан (полено, высокий кубик). Играющие встают по кругу, берутся за руки и говорят:
Стоит чурбан,
Не мешает нам.
Кто чурбан собьет,
Из круга уйдет!
После этого все начинают двигаться вокруг чурбана, при этом каждый старается подтянуть своих соседей к чурбану так, чтобы они его свалили. Правила: кто свалит чурбан, выходит из круга; руки отпускать нельзя; играют не больше 6-8 детей
Молодцы, посмотрите на следующую куклу, а эту национальность вы узнали?
- Дети отвечают: Эта кукла в татарском костюме, национальность называется, татарская.
Татарская народная игра «Перехватчики»
Задача. Познакомить с новой татарской игрой. Упражнять в беге врассыпную через площадку. Воспитывать честность.
Организация игры. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
Методические приемы: выбор ловящего считалкой, выработка с детьми правила: водящим становится последний из запятнанных детей, запятнанные уходят в условленное место.
Дополнительные рекомендации: Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой.
Татарская народная игра «Угадай и догони»
Задача: развитие внимательности, ловкости.
Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.
Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.
Правила игры:
• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;
• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.
Проводится игра «Татарский хоровод»
( татарская танцевальная мелодия)
Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)
Молодцы, посмотрите, ребята, появилась другая кукла и костюм у неё другой. Вы узнали этот национальный костюм?
- Дети отвечают: Удмуртский
Удмуртская народная игра «Охота на лося»
Задача. Познакомить с новой удмуртской игрой. Научить определенному способу набрасывания аркана. Воспитывать умение радоваться успехам товарищей.
Содержание игры. Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1, 5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стараются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т. е. большее число раз набросил аркан.
Методические приемы: рассмотреть аркан и научиться определенному способу набрасывания аркана. Выработка правила детьми: вести счет до определенного количества очков.
Дополнительные рекомендации: начинать игру следует по указанию ведущего поочередно в обеих командах.
Материал: аркан, рога.
Молодцы ребята, посмотрите на следующую куклу, а эту национальность вы узнали?
- Дети отвечают: русская
Русская народная подвижная игра «Золотые ворота»
Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договарива ются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через во рота. Водящие говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.
Русская народная игра -песня «Пошла коза по лесу»
«Коза» находится в центре круга, во время исполнения песни выбирает одного участника («принцессу») и выводит в круг. Участники большого хоровода повторяют за «козой» и «принцессой» все движения, о которых поется в песне. После этого «принцесса превращается в козу» (ведущего) и игра повторяется снова. Каждая новая «коза» придумывает продолжение песни – новое движение. Вся последовательность движений из игры в игру сохраняется и повторяется в том порядке, в каком их называли ведущие, а в конце добавляется новое.
«Пошла коза по лесу»
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
- Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Рожками потопаем, потопаем, потопаем.
Лодочкой покружимся, покружимся, покружимся.
А потом подружимся, подружимся, подружимся.
(Все дети обнимаются.)
Вот и поиграли мы в игры разных народов Урала, теперь пора и отдохнуть.
Предлагается дыхательное упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.
Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...
Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Кошка на окошке».
- формировать умения рисовать манной крупой; наносить рисунок по всей поверхности, наносить клей;- развивать творческие способности детей, воображение и восприятие окружающего мира, развивать ме...
Конспект педагогического мероприятия в старшей группе Тема: «Осенний пейзаж».
закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев...
Региональный компоент "Игры народов Южного Урала"
Методические рекомендации по использованию игр и игры народов Урала....
конспект педагогического мероприятия в старшей группе "Без воды нам не прожить"
Экологические эксперименты...
Конспект открытого мероприятия в старшей группе.Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Конспект открытого мероприятия в старшей группе.Интеллектуальная игра "ЧТО?ГДЕ?КОГДА?"Задачи:· поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;· обогащать развивающую среду по теме"Железная дорог...
Сценарий физкультурного развлечения: "Подвижные игры народов Южного Урала".
Физкультурное развлечение для детей 6-7 лет ....