Региональный компоент "Игры народов Южного Урала"
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по использованию игр и игры народов Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_yuzhnogo_urala.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»
Народные игры Южного Урала
Региональный компонент
Музыкальный руководитель:
Малыгина М.Г.
Дата проведения: 30.10.2009
р.п. Магнитка
2009 г.
Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
- Развивать у детей эмоционально-активное отношение, действенный интерес к русским, башкирским, татарским народным играм. Создавать условия для проявления детской игровой культуры;
- Обогащать интеллектуально-информационную сферу ребенка знанием правил многих народных игр, основ истории и культуры России, Башкортостана, Татарстана;
- Способствовать действенному приобщению детей к народной культуре с помощью игр народов Уральского региона, используя в качестве основы идеи народной педагогики, создавая условия для использования разных видов народных игр в самостоятельной, свободной игровой деятельности.
Принципы систематизации народных игр:
- Принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;
- Принцип разнообразия народных игр;
- Календарно-тематический принцип;
- Принцип традиционности;
- Принцип систематичности и последовательности;
- Принцип учета возраста;
- Принцип комплектности, т.е. связи с другими средствами народной педагогики;
Народная игра – одно из средств народной педагогики. Народные игры могут и должны занимать достойное место в педагогической работе с дошкольниками. Новые условия жизни и быта не позволяют воспитывать детей так, как их воспитывали далекие предки. Но знать эти особенности воспитания необходимо и нужно заимствовать из богатейшего наследия все, что интересно, полезно.
Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей в народной педагогике в нашей программе, чередуя игры разных национальностей, поочередно включая подвижные, словесные, хороводные.
В младшем дошкольном возрасте в соответствии с возрастными особенностями и возможностями из народных игр в большей степени могут использоваться такие игры, как игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.
В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками. Хотя с ними дети знакомятся в основном на занятиях по изобразительному искусству.
Возможно использовать народные игры примерно один раз в неделю в старших группах наряду с другими играми, чередуя при этом русские, башкирские, татарские подвижные, хороводные, словесные, игры с народными игрушками и учитывая сезон, возраст. (за год примерно 50 игр)
Следует использовать народные игры во всех блоках образовательного процесса детского сада.
Начинать в младших группах можно с русских народных игр-забав на занятиях по сенсорике. Подойдут игры забавы: «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др. на занятиях по сенсорике учат собирать матрешку, обращать внимание на роспись сарафана и т.д.
В блоке совместной деятельности воспитателей и детей возможно использование подвижных игр. Можно включать народные игры в праздники и развлечения. Работа с малышами требует многократного повторения (5-10 повторений), поэтому в младших группах присутствует малое количество народных игр, преимущественно русских.
В старших группах рекомендуется провести несколько занятий по знакомству с культурой и историей, в том числе и с играми России, Башкортостана, Татарстана.. на физкультурных занятиях один раз в неделю можно разучивать новую подвижную игру. На музыкальных занятиях один раз в две недели разучивать одну хороводную игру. Одновременно можно закреплять знакомые игры, предлагая на выбор и на занятиях, а чаще в блоке совместной деятельности.
Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулке. А также можно организовывать конкурсы, соревнования. «Кто больше знает народных игр?», «Кто больше знает считалок» и т.д.
Показатели воспитания и развития детей на основе использования народных игр.
Осведомленность:
- Знает разные виды народных игр (хороводные, подвижные, словесные), народностей Южного Урала (русские, татарские, башкирские и др.)
- Знаком с правилами данных игр.
- Осведомлен об истории и значении игр в жизни людей, населявших Южный Урал раньше.
- Понимает юмор, воспринимает оптимизм, заложенный в играх.
- Знает народные считалки для выбора ведущего в подвижных играх.
- Имеет обобщенное представление о различных народных играх национальностей Южного Урала.
- Знает народные игры, которые предки использовали в определенное время года в связи с народными праздниками.
- Дифференцирует игры в зависимости от принадлежности к определенному народу.
- Знает правила большинства игр, рекомендуемых программой, а также игры, не вошедшие в программу.
- Знает об игрушках, которые использовали дети в далеком прошлом на Южном Урале.
Сознательность:
- Осознает, что знание народных игр, умение в них играть делает жизнь детей более интересной.
Младшие группы
Пальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
***
Затопали ножки
Прямо по дорожке,
По камешкам, по камешкам
И в ямку — бух!
Задачи: развивать речь детей, координацию движений рук.
Русская народная, подвижная игра
«Маленькие ножки — большие ноги»
Правила: дета выполняют движения, подражая воспитателю:
Большие ноги.
Шли по дороге:
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ.
Русская народная игра-забава (словесная)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
Им гулять давно пора.
Задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию.
Младшие группы
Русская народная игра-забава
«Ладушки-ладошки»
Правила: дети выполняют движения, подражая воспитателю:
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки,
Где же вы бывали?
Что же вы видали?
Рылись мы в песочке,
Клали пирожочки,
Так, так, так да вот так,
Клали пирожочки.
Ладушки устали,
Ладушки поспали,
Так, так, так да вот так,
Ладушки поспали.
Ладушки вставали,
Ладушки играли,
Так, так, так да вот так,
Ладушки играли.
Задачи: вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить.
Старшие группы
Русская народная игра «Пчелы»
Правила: двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речитативом:
Маленькая в улее чашка,
Вкусная в ней кашка,
Есть хочется,
Да лезть не хочется,
Пчелы злы, кусачие,
Летят они ужасные,
Жужжат хорошо,
Провожают далеко.
Один из детей — «матка», он подходит к улью и просит:
Пчелы серые, синекрыленькие,
По чистому полю полетывайте,
Ко сырой земле припадывайте,
Летите-летите за сладеньким.
«Пчелы» отвечают:
Мы по полю летали,
По-турецки лопотали, медок собирали,
А в улье узор вышивали:
Без иголок, без узлов, без петель, без шелков —
На потребу людям!
«Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.
Дети-«пчелы»:
Летят пчелки,
Носы —иголки.
Сели под горку,
Сели под елку.
Ни пять, ни шесть,
Их тысяча есть.
Людей они питают,
Избы освещают,
Не лают, не бают,
А больно кусают.
Потом «пчелы» «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.
Задачи: развивать ловкость детей, воспитывать интерес к родной природе.
Русская народная подвижная игра
«Бег по стволу»
Правила: играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка), залезают па него, передвигаются назад и вперед от одного края до другого.
Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речитативом:
Белая береза,
Черная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой,
Поворачивай!
Не стой!
Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше продержится — победитель.
Задачи: развивать ловкость, равновесие, соревновательный азарт.
Русская народная подвижная игра
«Золотые ворота»
Правила: выбирают двоих водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз не пропустим вас.
Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.
Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать социализации.
Русская народная подвижная игра
«В перстень»
Правила: дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладет «колечко» (камешек), говорит:
Я по лавочке иду,
Зачем перстень хороню.
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать.
Мне вам не сказать, не сказать.
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали.
Все за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место, тот водящий.
Русская народная подвижная игра
«У дедушки Трифона»
Правила: дети стоят в кругу и говорят:
У дедушки Трифона было семеро детей,
Семеро, семеро, семеро сыновей. .
Они пили, они ели,
Друг на друга все глядели.
Семеро, семеро, семеро сыновей
Разом делали вот так:
(ведущий показывает фигуру, все повторяют)
Русская народная подвижная игра
«Штурм снежной крепости»
Правила: сооружается снежная крепость высотой 1,5 метра. С внутренней стороны вал — на нем защитники.
По углам — щиты, перед крепостью — три линии обороны (обозначенные флажками, линиями):
Татарская народная подвижная игра
«Ласточка»
Правила: рисуют круг диаметром 1 метр. По жребию выбирают «ласточку» и «сторожа». «Ласточка» садится в центр круга, скрестив и поджав под себя ноги, «сторож» ходит вокруг — охраняет. Остальные стараются коснуться рукой ласточки. «Сторож» ловит. Если ему это удается, то пойманный становится «сторожем». «Ласточка» меняется после смены 2-3 «сторожей».
Задачи: продолжать развивать ловкость, интерес к родной природе.
Татарская народная подвижная игра
«Спутанные кони»
Правила: играющие делятся на 3—4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки-стойки.
По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т. д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.
Башкирская народная подвижная игра
«Ласточки и ястребы»
Правила: игроки делятся на две команды, становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду —«ястребы», в другом —«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-), окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.
Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.
Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра по играм народов Южного Урала.
Особенность народной подвижной игры заключается в том, что она широко доступна детям самого раннего возраста, и выражается в самостоятельности и относительной свободе действий. В народных подвижных иг...
Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"
Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...
ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА
Для народов, проживающих на Южном Урале, было характерно бережное, любовное отношение к новорожденным детям...
Национальная культура народов Южного Урала
Проектная деятельность .Приобщение дошкольников к традициям народов Южного Урала....
Национальное творчество народов Южного Урала.
Познакомить дошкольников с национальной культурой Южного УРАЛА....
Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»
Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....
Дидактические игры по Региональному Компоненту (РК) Южный Урал
Данные игры разработаны в рамках регионального компонента основной программы ДОУ. Могут использоваться как для изучения нового материала, так и для закрепления полученных знаний. Целью игр является...