Инновационная игра «Полет педагогической мысли»
методическая разработка
Данный вариант игры содержит в себе большие развивающие и обучающие возможности. Он позволяет смоделировать педагогические ситуации, в которых педагог будет занимать не только позицию «воспитателя», но и децентрироваться, вставая на позицию «ребенка», выбирая тот или иной стиль педагогического воздействия, наиболее эффективный в каждом индивидуальном случае. Таким образом игра создает условия для творческого выражения педагога и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_igra_polet_pedagogicheskoy_mysli.docx | 778.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 81 Калининского района Санкт-Петербурга)
Методическое пособие
Инновационная игра «Полет педагогической мысли»
Разработчики:
Абрамова Анна Владимировна, старший воспитатель
Санкт-Петербург, 2023 г.
- Пояснительная записка.
В Российской Федерации 2023 год объявлен годом педагога и наставника указом Президента РФ. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Само по себе наставничество является кадровой технологией, которая позволяет осуществить непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Задачами наставничества выступают:
- оказание методической помощи в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Особую роль в эффективности института наставничества представляет собой личность самого наставника, который должен быть не только опытным специалистом, но и обладать достаточной мотивацией и, желательно, лидерскими качествами, сочетая в своей работе следующие методы наставничества:
- Совместное выполнение с наставляемым операций на производстве.
- Интенсивную корректировку, правку действий работника в случае если он допускает большое количество ошибок в процессе самостоятельного их выполнения.
- Личную демонстрацию наставляемому правильных трудовых действий.
- Обязательное выяснение успешности усвоения переданного объема знаний и навыков по итогам обучения, путем диалога и получения от подопечного обратной связи.
Насколько мы можем заметить, не все работники в силу своих индивидуально-психологических особенностей могут выступать в роли наставников, но даже очень хорошие специалисты не могут подготовить своего подопечного ко всем педагогическим ситуациям, которые их ждут в практической деятельности. Для того, чтобы педагог-наставник мог заранее смоделировать с подопечным типовые педагогические ситуации нами была разработана игра «Полет педагогической мысли».
- Описание дидактического пособия «Полет педагогической мысли». Цель, задачи.
НАЗНАЧЕНИЕ: данный вариант игры содержит в себе большие развивающие и обучающие возможности. Он позволяет смоделировать педагогические ситуации, в которых педагог будет занимать не только позицию «воспитателя», но и децентрироваться, вставая на позицию «ребенка», выбирая тот или иной стиль педагогического воздействия, наиболее эффективный в каждом индивидуальном случае. Таким образом игра создает условия для творческого выражения педагога и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
ЦЕЛЬ ПОСОБИЯ: оказание помощи наставнику в отработке педагогических ситуаций с наставляемым.
ЗАДАЧИ, которые, решает педагог-наставник, используя дидактическое пособие:
- формирование мотивации к расширению знаний о психолого-педагогических особенностях дошкольников;
- формирование индивидуального педагогического стиля наставляемого;
- развитие творческого мышления и навыков аналитической деятельности;
- развитие навыков рефлексии;
- закрепление навыков решения сложных педагогических ситуаций.
ПОСОБИЕ СОДЕРЖИТ:
-игровое поле, состоящее из «ракеты», разделённой на 4 сектора и четырех «планет»;
-две карточки «воспитатель» и «ребенок»;
-три карточки с названием используемого педагогического стиля «авторитарный», «либеральный», «демократический»;
-20 карточек с описанием педагогических ситуаций (которые педагог-наставник и наставляемый могут дополнять).
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Участник игры вытаскивает из первой колоды роль, которую он будет играть (воспитателя или ребенка) и из 3 колоды педагогическую ситуацию. С помощью ступеней «ракеты» он анализирует данную педагогическую ситуацию:
1)что он видит;
2)что он думает;
3)какие чувства он испытывает.
После анализа данной ситуации он достает из 2 колоды стиль педагогического воздействия, в рамках которого он должен попытаться решить данную проблемную ситуацию и придумывает исходя из него прием, который он будет использовать. Для того, чтобы оценить эффективность данного приема он путешествует по 4 планетам «что будет, изменится если этот прием будет использован», что не изменится, если этот прием будет использован», «что будет, если не использовать данный прием», «что не случится, если не использовать данный прием». Исходя из анализа эффективности данного приёма в ходе путешествия принимается решение о результативности «полета» и в случае необходимости, игрок возвращается в «ракету», и используя другой стиль педагогического воздействия начинает свое путешествие по планетам.
ИГРОВОЕ ПОЛЕ:
КОЛОДА КАРТОЧЕК «РОЛИ»:
КОЛОДА КАРТОЧЕК «СТИЛИ»:
ПРИМЕР КОЛОДЫ КАРТ «СИТУАЦИИ»:
Список использованной литературы:
- Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Кобалян А.А. Формы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-vidy-nastavnichestva-pedagogicheskih-rabotnikov-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 23.02.2023).
- Трифонов С.С. Функционирование института наставничества на современном этапе // Закон и право. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovanie-instituta-nastavnichestva-na-sovremennom-etape (дата обращения: 24.02.2023).
- Указ Президента РФ от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 23.02.2023).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы
Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...
Конспект сюжетно-ролевой игры "Полет на Луну" для детей подготовительной к школе группы
Сюжетно-ролевая игра с элементами интеграции, где использованые следующие виды деятельности - игровая, музыкальная, познавательная с элементами экспериментирования, умение вести диалог в соответствии ...
Становление и развитие педагогической мысли в России
Статья посвященная теме становления и развития педагогической мысли в России...
Реферат на тему: «Формирование нравственных ценностей в истории педагогической мысли».
Поскольку образование - это фундаментальная основа и один из источников создания у учащихся реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ц...
Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
После древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquus означает «древний».Исторически сложилось, что понятие «а...
Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе
Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24240737","attributes":{"alt":"...
"Инновационные игры и технологии . обобщение педагогического опыта. "Подготовила Смирнова Н.Е.
Игры Воскобовича Игры Воскобовича способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относ...