Воспитание и педагогическая мысль в античном мире.
презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_pedagogicheskaya_mysl_v_antichnom_mi.pptx | 88.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
После древнейшего мира определяющим этапом мировой культуры стала античность. В переводе с латинского antiquus означает «древний». Исторически сложилось, что понятие «античность» относят к греческой истории и культуре. Будучи преемницей древнейших культур Египта и Двуречья , античность составила базис развития всей европейской цивилизации.
Истоки античной культуры восходят к III – II тысячелетию до н. э., обнаруживаясь в крито-микенской культуре, которая сыграла роль связующего звена между греко-римской и древнейшими цивилизациями. На острове Крит и некоторых других островах Эгейского моря в этот период возникла самобытная культура, которая славилась искусством, эзотерическими знаниями, особым отношением к жизни, письменностью.
Традиция письма, зародившаяся на Крите, была принята европейской цивилизацией и прошла путь от пиктографии до слогового письма. Письмом владели знатные жрецы и вельможи, состоятельные граждане, которые обучались в специальных школах, создаваемых при дворцах и храмах. Некоторые правила письма, заложенные в свое время на Крите, такие как написание строк слева на право, сверху вниз, выделение заглавной буквы и др., нашли распространение во всем мире, и дошли до наших дней. Однако культ роскоши и пресыщение стали причинами упадка и гибели крито-микенской культуры.
Дальнейшее развитие воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств) (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: афинская и спартанская. Отличия этих двух систем общественного воспитания были обусловлены некоторыми особенностями экономического, географического и политического развития, состоянием культуры городов-полисов. Впервые воспитание подрастающего поколения в Древней Греции стало рассматриваться как одна из важнейших функций государства.
И в Спарте и в Афинах образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурно о человеке, говорили, например: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Лишиться права и возможности стать образованным рассматривалось как одно из больших зол. Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Сильные и здоровые младенцы передавались на воспитание в семью до семилетнего возраста. Определенную роль в процессе воспитания ребенка первых лет жизни играли физически здоровые и опытные кормилицы.
После достижения ребенком семилетнего возраста обязанности по воспитанию брало на себя государство. С 7 до 15 лет дети организованно поступали в государственные воспитательные учреждения называемые агеллами , под началом известного властям человека – пайдонома . На данном этапе дети приобретали минимальные навыки чтения и письма, все остальное время было отдано физической подготовке (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба, рукопашный бой) и закаливанию. Воспитанники приучались стойко переносить голод, холод, жажду, выносить боль, быть немногословными и покорными. Любой намек на красноречие пресекался. Дети всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках, во все времена года подростки обходились в качестве верхней одежды легким плащом. Кормили детей скудно, приучали к воровству. Так попавшийся на воровстве подросток, должен был быть жестоко наказан плетьми, но не за воровство, а за то, что он потерпел неудачу.
Юношей 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины. С этих пор у воспитанников появлялись некоторые гражданские права. В процессе посвящения подростка подвергали различным болезненным испытаниям. Как правило, молодых людей подвергали унизительной публичной порке, которую следовало выдержать без стона и слез. С 15 до 20 лет к минимальному обучению грамоте добавлялись музыка, пение военных песен и религиозные танцы, носившие преимущественно боевой, воинственных характер. Методы воспитания становились еще более суровыми. Нравственно-политическим воспитанием молодежи занимались представители старшего поколения, отважные и опытные воины, которые в беседах с юношами рассказывали легенды о героических событиях прошлых лет.
К 18 – 20 годам эйрены переводились в особую группу эфебов и получали полное вооружение воина, где еще в течение последующих десяти лет совершенствовали свое военное мастерство и постепенно вливались в военную общину полноправными ее членами. Воспитание девочек и девушек-спартатиаток практически не отличалось от воспитания юношей. Минимальное внимание уделялось общеобразовательной подготовке и более пристальное – физическому воспитанию и военным упражнениям. Задача женщины-спартиатки состояла в несении охраны жилища и держании в повиновении рабов во время отсутствия мужа в периоды военных действий и подавлений восстаний рабов .
По иному было организовано афинское воспитание. К середине I тыс. до н. э. Афины становятся центром ремесел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки – идеи « калокагати (человек, прекрасный душой и сильный телом), « арете » (образцовое поведение гражданина, политического деятеля).
Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела.
Все свободные афиняне до 7 лет воспитывались дома и получали семейное воспитание. Когда мальчику из состоятельной семьи свободных граждан исполнялось 7 лет, он приступал к обучению в частных и в общественных учебных заведениях. Девочки продолжали получать семейное воспитание, приучаясь вести домашнее хозяйство. Афинская традиция предусматривала для девушки исключительно домашнее воспитание. В семье афинская девушка получала элементарные навыки чтения и письма, а также музыкальную подготовку.
Начальное образование (с 7 до 13 - 14 лет) мальчики получали в школах грамматиста и кифариста . Занятия в школах вели учителя-дидаскалы (« дидаско » - я учу или поучающий). В школу ребенка сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов « pais » ( paidos ) – дитя и « ago » - веду) дословно поводырь. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста дети получали литературное и эстетическое воспитание. Основными предметами были музыка, пение, декламация. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Школы грамматиста и кифариста назывались мусическими школами. Обычно школьники посещали оба типа школ одновременно.
Следующий этап в обучении древнего афинянина наступал в 13 - 14 лет, когда мальчики поступали в гимнастическую школу – палестру (школу борьбы). В палестрах сутью образования являлось развитие культуры тела. Здесь в течение двух лет ученики интенсивно занимались пятиборьем, которое включало в себя: (плавание, бег, прыжки, метание копья и диска, плавание).
Для наиболее обеспеченной части молодежи, следующей ступенью образования, могли стать общественные учреждения – гимнасии . В гимнасиях совершенствовали свое образование юноши 16 – 18 лет, где изучали философию, политику, литературу, риторику, диалектику. В этих учебных заведениях у учеников всегда была возможность послушать популярных политиков и философов. Завершалось образование афинских юношей 18 – 20 лет в эфебиях – общественных учреждениях по совершенствованию военного мастерства. В течение двух лет молодые люди изучали военное ремесло: строительство укреплений, управление военными машинами, несение службы в городских гарнизонах, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика и пр.
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных мыслителей, в философские концепции которых вплетены идеи, касающиеся воспитания.
Софисты (от греч. sophist’s – искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты ( Протагор , Горгий , Гиппий , Антифон ) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания).
Своей задачей софисты считали воспитание активных, образованных граждан полиса. За довольно высокую плату софисты учили красноречию, умению убеждать и спорить древнегреческую «золотую молодежь». По сути образование, которое давали софисты, было «наукой побеждать» в любом споре. Основное внимание софисты уделяли диалектике (искусству спорить), риторике (искусству говорить) и грамматике (искусству грамотно излагать свои мысли письменно). Со временем к ним этим были добавлены арифметика , геометрия , астрономия и музыка , что с совокупности составило семичастную « эн (семь) – киклос (часть) – пайдейу » ( энциклопедию ), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшихся символом образованности вплоть до Нового времени.
Как учителя софисты одни из первых поставили вопрос об определяющей роли воспитания в развитии личности. Большое значение они придавали упражнению. «Для учения, – считал Протагор, нужны и природные задатки и упражнения. Ни теория без практики, ни практика без теории не имеют значения». Переходя из города в город, софисты были популяризаторами новой философии, естествознания, правоведения, служили носителями оригинальных взглядов и идей. Они стремились к тому, чтобы их ученики, действуя в условиях полисной демократии, умели внушать собеседнику свое мнение, подчинять его своему влиянию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...
Родительское собрание «Педагогическое сотрудничество детского сада и семьи по воспитанию у детей бережного отношения к миру природы»
Форма проведения: игра – путешествие.Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формиро...
Становление и развитие педагогической мысли в России
Статья посвященная теме становления и развития педагогической мысли в России...
Реферат на тему: «Формирование нравственных ценностей в истории педагогической мысли».
Поскольку образование - это фундаментальная основа и один из источников создания у учащихся реальных представлений о подлинных и мнимых ценностях человека в различных жизненных сферах, то разработка ц...
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру»
Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру» ...
Инновационная игра «Полет педагогической мысли»
Данный вариант игры содержит в себе большие развивающие и обучающие возможности. Он позволяет смоделировать педагогические ситуации, в которых педагог будет занимать не только позицию «воспитате...
Развитие дошкольной педагогической мысли в России во второй половине XIX в. А.С. Симонович
Влияние Симонович и ее единомышленников сыграло ключевую роль в становлении дошкольного образования в России, заложив основы для дальнейшего научного изучения и практического внедрения педагогических ...