Составила: Долотова Вера Павловна ,Терещенко Елена Владимировна воспитатель МДОУ 45 Г.Новороссийск
срок реализации 10.11.23-23.11.23
Тип проекта: исследовательский, групповой, краткосрочный
Участники проекта: воспитанники редней группы, родители, воспитатели,
Социальные партнёры: МБУК (городская детская библиотека)
Пояснительная записка:
Ещё А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. ФГОС ставит раннюю профориентацию дошкольников одним из целевых ориентиров социально –личностного развития. Проблема профориентации является одной из социально – значимых проблем в обществе, которая способствует раннему выявлению талантов и направлению их в подходящие сферы деятельности. Если человек получает удовлетворение от своей профессии, а его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие, то его можно считать гармонично развитым человеком. Чтобы ребёнок смог осознанно выбрать профессию во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения: с профессией родителей и хорошо знакомых людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. Данный проект охватывает изучение профессий только мам воспитанников, так как приурочен празднованию День Матери.
Проблема:
- большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях матерей;
- на вопрос: «Где работает твоя мама?»- дети односложно отвечают: «На работе», не говоря уже, о понимании названия специальности и трудовых обязанностях;
- родители не заинтересованы в образовательном процессе.
Обоснование проблемы:
- недостаточность знаний у детей об особенностях профессий;
- не могут составить описательный рассказ о маминой профессии, низкий словарный запас по данной теме;
- незаинтересованность родителей в образовательном процессе.
Актуальность: ФГОС в рамках социально –личностного развития выдвигает вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста. Чтобы сориентировать детей в многообразии мира профессий, нужно начинать знакомство с профессиями ближайшего окружения: а именно с профессиями родителей. Родители являются одними из участников образовательного процесса и без их помощи педагогам не обойтись, так как именно из семьи ребёнок получает первые представления о труде.
Новизна: в ходе проекта мы познакомили наших воспитанников также с работой предприятий нашего города :цементный завод,судоремонтный завод,Кубаньхимпром,Новороссийский БСУ,Новая ёлка,рембытмашприбор
Методы и формы проекта:
Наглядный метод: рассматривание, презентации, наблюдение, демонстрация, , просмотр видеофильмов
Словесный метод: беседы, вопросы, художественное слово, загадки, рассказ воспитателя
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно – ролевые, словесный игры, игровые ситуации
Формы: НОД, игровая деятельность, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа
Цель: познакомить детей с профессиями мам, показать значимость их труда; способствовать ранней профориентации детей.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о профессиях своих мам;
- формировать представления детей о значимости их профессий;
- формировать представления о структуре трудового процесса, понимания взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
Развивающие: развивать познавательную и творческую активность дошкольников в процессе вхождения в мир профессий.
Воспитательные: формировать такие качества, как бережное отношение и умение работать в коллективе; воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и результатам.
Принципы реализации проекта:
1.Принцип наглядности – использование предметов, картинок, видео- и фотоматериалов, наглядных образцов.
2.Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
5. Принцип рефлексивности.
Этапы реализации проекта:
I этап (подготовительный):
- разработка проекта, сбор материала (наглядное, методическое сопровождение);
- поиск социальных партнёров;
- ознакомление родителей и воспитанников с целями и задачами проекта;
- проведение диагностики детей, с целью выявления первичных знаний у детей.
II этап (исследовательский):
- организация совместной и самостоятельной деятельности детей;
- привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей»
III этап (обобщающий):
- создание уголка в группе о профессиях мам;
План реализации: собрать и систематизировать материал по теме проекта в группе в уголке «Социализация»;
- повысить профессиональную компетенцию;
для детей:
- дети должны знать и называть профессии своих мам и их значимость;
- должны уметь составлять описательный рассказ о маминой профессии;
- у детей должно быть сформировано чувство гордости за свою маму и желание помогать и оберегать её;
- развивать познавательную активность, повышать уровень знаний о профессиях;
- формировать профориентацию у детей;
для родителей:
- у родителей повысить интерес к образовательному процессу.
Результаты:
- собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
- дети знают много профессий, могут составить описательный рассказ о профессии;
- у детей сформировано чувство гордости за свою маму, желание помогать и оберегать её.
- у родителей появился интерес к образовательному процессу;
Риски:
- Низкая активность родителей;
- Пропуски ребёнком ДОУ
План реализации проекта
Подготовительный этап: (1 неделя)
- составление схемы реализации проекта
- подбор методической литературы
- cоставление перспективного плана
- подбор наглядного обеспечения
- изготовление дидактических и интерактивных игр, презентаций, виртуальных экскурсий
- проведение анкетирования родителей «Дошкольник и профессия»
- Оформление родительского уголка консультациями: «Профориентация детей в дошкольном образовании», «Как рассказать ребёнку о своей работе и о людях разных профессий»;
- папками – передвижками: «Мамы разные нужны, мамы разные важны»
- проведение диагностики детей, с целью выявления первичных знаний у детей
Основной этап (исследовательский)
- Экскурсия в парикмахерскую . Цель: познакомить детей с местами , на которых трудятся их мамы; показать значимость труда ,
- Беседа – предприятия Новороссийска
- Сюжетно – ролевая игра «Мы –судоремонтники ». Цель: закрепить полученные знания в игре, развивать правильные ролевые и реальные взаимоотношения
- Просмотр мультфильмов Мамы всякие нужны,мамы вские важны, поддерживать детский познавательный интерес.
- НОД по ознакомлению с окружающим миром «где мама работает.
- Встреча с интересными людьми (с мамой , о профессии ЛАБОРАНТ, проведение несложных опытов)
- Конструирование из конструктора автосалон . Цель: упражнять детей в моделировании и конструировании из конструктора; развивать умение работать по предложенным инструкциям; формировать пространственное мышление; воспитывать интерес к профессиям
- Конкурс рисунков Мама на работе » Цель: Воспитывать уважение к труду мамы
- Разучивание песен, стихов о профессиях,просмотр фильмов. Цель: подготовка к итоговому мероприятию
-
- Дидактические игры: «Угадай профессию», «Где я живу?», «Кто чем управляет», «Назови правильно», «Четвертый лишний» «Что из чего сделано», «Где мы были, мы не скажем», «Что нужно врачу для работы?», «Кто как трудится»
- Ситуативный разговор «Моя мама –продавец
- Организовать сюжетно – ролевую игру «Магазин» (с участием мамы ., работающей продавцом)
- Организовать сюжетно – ролевую игру «Парикмахерская» (с участием мамы , работающей парикмахером)
-
- Мультимедийная презентация «Профессия – парикмахер». Цель: формировать у детей знания и представления о профессии, орудиях труда парикмахера, его месте работы, оборудовании, о творческой составляющей его профессии.
- Интерактивная игра «Профессии Цель: расширять знания детей о разных профессиях; формировать представления детей об их значимости, воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и результатам. д
- НОД «Профессия – ВРАЧ »
Задачи: Образовательные: познакомить детей с профессией врач;
Словарь: ввести в активный словарь термины: врач,больной,лечение
Развивающая: развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения.
Воспитательная: воспитывать заботливое отношение к окружающщим . дети
воспитатель
- Рисование «Кем я хочу быть».
Цель: учить детей передавать в рисунке представления о труде взрослых, изображая фигуры людей в характерной, профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; формировать профориентацию у детей
- Ситуативный разговор про школу, учителя». Цель: вызвать интерес к школе, учению, дать установку на готовность к школе, вырабатывать навыки культурного поведения; закрепить правила «школьной жизни».
- оформление выставки детских рисунков «Мамина профессия»
- фотогазета
- Аппликация «Открытка для мамы»
- Чтение Э. Мошковская «Мы играем в школу»
- Составление рассказов по картинам: "В школу", "Старший брат", "Первое сентября", "У дверей школы" Н.П. Богданов-Бельский». Цель: совершенствовать умение составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка, активизировать слова, относящиеся к теме: «Школа», «Школьные принадлежности»
- Дидактические игры «Назови как в школе», «Что перепутал художник», «Что лежит в портфеле» дети
воспитатель
- Пальчиковая гимнастика «Профессии наших мам»
Заключительный этап
- Организовать в группе мини –музей судоремонтный завод
-
- Мониторинг (итоговый) «Анкета для детей по выявлению знаний детей по ознакомлению с трудом взрослых»
- Проведение развлечения , приуроченного к Дню Матери
Список используемой литературы:
1. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой.-М.: Просвещение, 1974.-192с.
2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров.- М.: Просвещение, 1988.
3. Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. – М., 2007.
4. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых
5 Куцакова, Л. В.Трудовое воспитание в детском саду
-