«В гости к матрёшке»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Платонова Ольга Игоревна

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД "Золотая рыбка"

Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию

Для детей подготовительной группы

Тема: «В гости к матрёшке»

Провела воспитатель: Платонова Ольга Игоревна

Высшая квалификационная категория

 

                                                                                     С.Печерск

                                                                                                 2022г.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «В гости к матрешке».

Программное содержание:

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек;

научить расписывать плоскостную матрёшку. 

Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка.

Словарная работа: обогатить словарный запас детей существительными: загорская матрешка, полхов-майданская матрешка, семёновская матрёшка, полушалок.

Оборудование: настенная доска, кисти разных размеров, салфетки бумажные, гуашь, стаканчики с водой,

Демонстрационный материал: презентация, деревянные матрёшки.

Раздаточный материал: деревянные шаблоны матрёшек 21/15см.

Предварительная работа: отгадывание загадок, просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрешки» (путешествие в мир добра), рассматривание иллюстраций о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.

Методы и приёмы: рассказ педагога, беседа, наблюдение, демонстрация наглядных пособий, дидактическая игра.

Ход ООД:

Вводная часть

Воспитатель: ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

Воспитатель: ребята, посмотрите, здесь в комнате сундук стоит. Сундук этот подарила мне моя бабушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе внученька, сундук добра, храни его». Я сберегла его и принесла вам показать. Этот сундук поможет нам с вами делать добрые дела. Хотите в него заглянуть? (открываем сундук) – Как выдумаете, дети, что в нём? (Предположение детей).

 А хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её:

 Алый шёлковый платочек,

 Яркий сарафан в цветочек,

 Упирается рука

 В деревянные бока.

 А внутри секреты есть:

 Может – три, а может, шесть.

 Разрумянилась немножко.

 Это русская…

Дети: Матрёшка.

Воспитатель достает матрешку из сундучка.

Основная часть

В.: Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки? (ответы детей.)

Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Воспитатель:

Я хочу пригласить вас посетить музей русской матрешки. Но прежде чем мы отправимся туда, давайте вспомним правила поведения в музее.  

(ответы детей)

Правильно: громко не говорим, внимательно слушаем экскурсовода, вопросы задаем только после завершения рассказа, и экспонаты руками не трогаем. Построились все за мной и отправляемся в музей русской матрешки.      

Воспитатель:

Сегодня вашим экскурсоводом буду я.

-Так что же общего во всех матрешках?

(сделана из дерева, открываются одинаково, внутри каждой матрешки есть еще меньшего размера, расписаны яркими цветами).

-А чем матрешки отличаются? (разные узоры).

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Нашу традиционную игрушку – матрешку знают не только в нашей стране России, но и далеко за ее пределами. С матрешкой не только играют дети во всем мире, а так же люди дарят друг другу как сувенир - маленький подарок из России. Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и расписывают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

- А вы знаете как появилась матрёшка? Тогда садитесь на стульчики я расскажу.

Показ презентации

Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали ее старинным русским именем – Матреной.

3

В конце XIX века по эскизу художника Сергея Малютина токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке.

4

 Чтобы сделать матрешку используют дерево – березу или липу. Затем фигурку обрабатывают и расписывают на две части, расписывают, украшают и покрывают лаком.

5

Яркими, весёлыми красками художник расписывает матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

6

В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название – Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Семёновские мастера для узоров используют жёлтый, лимонный, зелёный, малиновый цвета.

7

 Эта матрешка из города Загорска Московской области. Эти матрешки всегда в сарафанах, кофточка с вышивкой, на голове платок. В руках у матрешек то корзина, то цветок, то грибок.

Называются они загорские матрешки. От названия города Загорска, в котором их расписывают.

8

 следующая матрешка пришла к нам из города Полхов-Майдан Нижегородской области. И называется она полхов-майданская матрешка. Главный элемент росписи – цветок шиповника, символ любви. На голове полушалок с цветами. Полушалком называли раньше большой платок, который накидывали на плечи и голову, его не завязывали, как обычный платок.

9

Здесь представлена современная авторская матрешка. Эти матрешки расписаны по собственному замыслу художника. Посмотрите какие они все красивые и разные. Современные матрешки могут изображать даже известных людей, сказочных персонажей, разнообразны по форме, цветовой гамме, узорам».

Практическая работа

Ребята, а вы бы хотели стать мастерами?

 Воспитатель: Приглашаю вас в мастерскую. Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем расписывать фигурки матрешек. Будем учиться расписывать семеновскую матрешку. Ну, что ж, друзья, за работу!

Воспитатель: Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Сначала, нужно нарисовать лицо - прорисовываем глаза, рот, нос (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.

Подведение итогов

Воспитатель: заканчивайте работу. Поместите своих матрешек на эту выставку. Какие замечательные матрешки получились у вас! Этот образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках. Скажите, какая матрешка вам больше понравилась? Почему?

Видите, сколько добра подарили нам матрешки, а мы – им. Делать добрые дела всегда приятно. Воспитатель: Пусть они останутся у вас как памятный подарок о нашем творчестве. Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья.

                        Список используемой литературы:

  1. Скорлупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. М. 2003 

       2.Русские народные мелодии [Электронный ресурс]

https://lemuzika.pro/search/РУССКО-НАРОДНЫЙ%20ФОН


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "В гостях у Матрёшки"

Музыкальное занятие в подготовительной группе...

весенний праздник "В гостях у Матрёшки"

весеннее праздничное развлечение...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...

В гости к Матрёшке

Неделя игры и игрушки...

Конспект занятия по развитию речи «В гости к матрёшке» в первой младшей группе

Цель занятия: - развивать речевую активность детей, предоставляя возможность повторения вместе с взрослыми стихотворного текста и выполнения несложных действий;- расширить активный словарь за счет сло...

«В гости к матрёшке»

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию областей «Музыка» и «Художественное творчество» Задачи:1.Познакомить детей с историей матрёшки.2.Изготовить плоскост...