Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Дудка - Батовская Наталья Вадимовна

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно- ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_lichnostno-orientirovannoy_tehnologii.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно- ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная технология:

Задачи

Формы организации

  1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.
  2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.
  3. Приоритет личностных отношений.

  1. Индивидуальный подход к воспитанникам.
  1. Игры, занятия, спортивные досуги.

  1. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность.

  1. Упражнения,        игры,        гимнастика, массаж.
  2. Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

  • стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
  • поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);
  • чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;
  • слушаю детей внимательно и уважением;
  • вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;
  • успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;
  • разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;
  • в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

  • привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
  • при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;
  • стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;
  • помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Правила:

  • не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
  • мой голос не доминирует над голосами детей;
  • приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;
  • служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Выстраивание образовательного процесса:

  • в ходе организованной образовательной деятельности учитывать возрастные возможности и интересы детей;
  • организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;
  • организовывать игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;
  • обучение проводить в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;
  • откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объяснять причину и прошу подождать;
  • в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;
  • организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;
  • организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;
  • стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;
  • помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;
  • увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;
  • проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;
  • помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;
  • организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, формировать у них знания о себе:

  • предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;
  • время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);
  • обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
  • поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);
  • чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;
  • не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

  • после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Формируя положительное отношение к сверстникам:

  • собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;
  • привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;
  • поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю условия для их принятия сверстниками;
  • организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга;
  • чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.

Взаимодействуя        с        детьми,        учитывают        их        возрастные        и        индивидуальные особенности:

  • в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
  • предлагая   детям        образцы   деятельности,   не   настаиваю   на        их точном воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

  • контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных переживаний;
  • предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам: во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное время;
  • в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

  • откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;
  • поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

Чаще        пользуются        поощрением,        поддержкой        детей,        чем        порицанием        и запрещением;

  • порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к его личности;
  • порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;

-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными (говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;

  • намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;
  • не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

Создавать условия для возникновения и развертывания игры детей:

  • создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;
  • обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;
  • побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;
  • в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.

Направления личностно-ориентированных технологий

  • Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
  • Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

«Опыт применения интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. В своей практике ...

МАСТЕР-КЛАСС «Применение интерактивной педагогической технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

С данным мастер-классом я выступала на методическом  семинаре «Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения» педагогов дошкольных...

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Как я понимаю качественное образование для каждого?Это значит создать в детском саду условия, реализующие право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающие равные стартовые...

Консультация "Применение современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Крнсультация "Применение образовательных технологий в работе с детьи дошкольного возраста"...

Применение элементов здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В течение всего периода работы с детьми дошкольного возраста искала способы организации физкультурно-оздоровительной работы. Сейчас наработала свою систему по сохранению и укреплению здоровья детей...

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Применение здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста...