Характеристика детей шестого года жизни
статья (старшая группа)

 В статье пойдет речь о возрастных особенносях детей шестого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_detey_shestogo_goda_zhizni.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика детей шестого года жизни

Физическое и физиологическое развитие

Дети дошкольного возраста сильно меняются и всё больше становятся похожи по физиологическим показателям на взрослых. Головной мозг у детей этого возраста практически сформирован и по активным функциям не уступает взрослому мозгу. Вырастает выносливость опорно-двигательного аппарата – ребёнок способен спокойно переносить длительные прогулки, не испытывая серьёзной усталости. Кости становятся крепче, однако позвоночник всё ещё достаточно пластичен, поэтому, чтобы избежать искривлений, необходимо отслеживать, как ребёнок сидит за столом.

Рост и вес очень сильно зависят от генетической предрасположенности ребёнка. Чем выше родители, тем выше будут дети. Поэтому рост к семи годам варьируется от 113 до 124 сантиметров, а вес от 21 до 25 килограммов.

Поскольку возраст шести лет характеризуется активным ростом организма, чтобы избежать детского ожирения, необходимо стимулировать подвижный образ жизни ребёнка. Для столь сильного скачка также важно, чтобы питание было здоровым и содержало сбалансированное количество необходимых веществ.

Моторика

Мелкая моторика

Детская рука становится всё более ловкой. Ребёнок способен правильно взять ручку и карандаш и выполнить простые манипуляции: провести непрерывные линии (прямые, волнистые, ломаные). Может обвести рисунок по контуру, не отрывая ручку от бумаги, дорисовать половину симметричного рисунка, аккуратно заштриховать рисунок по образцу, не выходя за контур.

Крупная моторика

Движения детей становятся более осознанными, чёткими. Дети по-прежнему предпочитают активные игры, требующие бегать и прыгать. Мускулатура и внимание достаточно развиты, чтобы выполнить конкретное точное действие, например забить мяч в ворота.

Особенности речи

Дети шести лет становятся всё более и более активными собеседниками. Их словарный запас составляет от трёх до пяти тысяч слов. Конечно, повседневная речь ребёнка скромнее, но в памяти хранится гораздо больше слов.

Дети – отражение родителей, поэтому чем грамотнее и красивее речь взрослых, тем интереснее говорит ребёнок. Он уже способен рассказать в подробностях какую-то историю из жизни или пересказать знакомую сказку.

Шестилетки могут объяснять друг другу правила игры и даже рассказывать, что произойдёт или могло бы произойти в ближайшее время. Как правило, к этому возрасту сформированы все звуки: ребёнок говорит чисто, может произвольно понижать или повышать свой голос.

Познавательные навыки детей в 6 лет

К шести годам ребёнок обладает довольно большим запасом знаний об окружающем мире. Он черпает информацию из общения со сверстниками и взрослыми, мультфильмов, книг и прогулок.

Дети в этом возрасте могут подробно рассказать о себе: как их зовут, в каком городе и на какой улице живут, знают, чем занимаются их родители. Шестилетка владеет счётом до двадцати и в некоторых случаях может даже освоить простые арифметические действия – сложение и вычитание. Некоторые дети могут обучиться чтению, но это не является показателем для оценки развития ребёнка. Также шестилеткам должно быть известно, что их окружает: виды транспорта, название животных, виды местных растений.

Дошкольники могут выполнять творческие задания самостоятельно. Им доставляет радость лепить, делать небольшие аппликации, рисовать и вырезать. Конечно, у каждого ребёнка есть своё любимое направление в творчестве. Некоторые дети любят собирать пазлы, другие – рисовать картинки, третьи – лепить из пластилина. Главное, что ребёнок становится всё более усидчивым и может удерживать внимание на одном и том же занятии продолжительное время.

Когнитивное развитие

Внимание

Ребёнок в возрасте 6 лет может удерживать внимание на задании около 20 минут, справляется с задачей «найти 10 отличий», может самостоятельно выполнить задание по образцу.

Мышление

Мышление также развивается. Дети в этом возрасте легко классифицируют простые предметы, могут выделить основные сходства и различия, а также особенности окружающего мира. Кругозор расширяется, появляется большое количество конкретных знаний.

Память

Активно развивается произвольная память – ребёнок способен запомнить и воспроизвести предложение из 6–8 слов. В этом возрасте многие дети пересказывают сюжеты фильма или сказок, а также рассказывают, что было днём.

Эмоции, общение и социальные навыки

Эмоциональная сфера развивается очень быстро. Ребёнок адекватнее оценивает свои эмоции и чувства. Он может рассказать о переживаниях и постараться объяснить причины своих реакций. Вместе с тем снижается импульсивность поведения, ребёнок способен контролировать себя и вести согласно установленным взрослыми правилам.

Дети в шесть лет активно общаются со взрослыми и сверстниками, у них появляются первые настоящие друзья. Они стремятся работать в команде, помогать и договариваться.

Дети становятся более эмпатичными, могут сочувствовать и сопереживать другим людям. Для развития социальных навыков очень важны сюжетно-ролевые игры, которые имитируют взрослую жизнь, например «дочки-матери» или «магазин».

Бытовые навыки и самостоятельность

К шести годам дети осваивают все основные навыки самообслуживания. Они способны сами чистить зубы, умываться, одеваться. Им не составляет труда собрать свои вещи в рюкзак под контролем взрослого или по привычной инструкции.

Дошкольник способен открывать пакеты, коробки, упаковки, банки самостоятельно. Усиливается произвольное внимание – ребёнок меньше отвлекается на посторонние раздражители, полностью концентрируясь на поставленной задаче. Это позволяет выполнять простые задания от взрослых и слушать учителя на занятиях по подготовке к школе.

Особенности психологии ребёнка в 6 лет

Главное изменение в самосознании ребёнка происходит с его восприятием образа «Я». Он учится рефлексировать, анализировать, ставить себе цели и оценивать полученные результаты, отдавать отчёт в собственных действиях.

Умение осознавать свои эмоции и чувства становится основой для развития морали у ребёнка. Именно в этот период активно закладывается забота по отношению к окружающим и возникает желание быть общественно-значимым.

Ребёнку открывается новый чувственный мир – он познает удивление, любознательность, чувства гордости и самоуважения, чувство прекрасного. Именно в этот период ребёнок по-настоящему начинает испытывать чувство вины.

Самооценка дошкольников имеет склонность к завышению, но при этом довольно стабильна. Однако, поскольку ребёнок всё ещё ориентирован на внешнюю оценку его действий, он не в состоянии объективно оценить себя и строит образ своего «Я», опираясь на высказывания сверстников и взрослых.

Режим дня и питание

Не стоит расписывать режим дня на год вперёд: детям надоедает однообразие, и интерес к соблюдению такого графика быстро сойдёт на нет. Составьте расписание на неделю-две. Включите в режим дня время на садик, мультики, посещение кружков. Важно не забыть и пункт «помощь родителям». Определите совместно с ребёнком, какие обязанности по дому он хотел бы взять на себя – выделите под это отдельное время в расписании.

Важно не перегружать ребёнка. Следите, чтобы в графике было свободное время, которое ребёнок посвящает себе и своим увлечениям. Не надо записывать его на все кружки, «чтобы каждый день был при деле»: 3-4 дополнительных занятия в неделю вполне достаточно.

От качества питания сильно зависит здоровье дошкольника. Ребёнку необходим разнообразный, сбалансированный рацион. Постарайтесь исключить фастфуд и полуфабрикаты. Отдавайте предпочтение домашней пище

Интервалы между приёмами пищи должны составлять не более 3,5–4 часов. Таким образом, в течение дня получается 4-5 приёмов пищи, три из которых должны включать в себя горячее питание.

По статистике дети дошкольного возраста в своём ежедневном рационе недополучают:

  • йодированную соль;
  • молоко и кисломолочные продукты;
  • рыбу;
  • мясо.

Вместо этого 80% рациона составляют кондитерские и хлебобулочные изделия, что негативно сказывается на здоровье и активности ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Игры для детей шестого года жизни"

Семинар-практикум для родителей дошкольников. Как организовать несложные игры дома......

Возрастная характеристика детей шестого года жизни.

Возрастной период от 5 до 7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106 &nda...

Цикл занятий по воспитанию сознательной установки на здоровый образ жизни и укреплению здоровья детей шестого года жизни

Этот цикл занятий поможет научить детей осознанно относиться к своему здоровью....

Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках».

Тематическое родительское собрание в группе детей шестого года жизни комбинированной направленности Тема «Безопасность детей в наших руках»....

времена года (дети шестого года жизни) формы рабты

Расширить и закрепить знания и представления детей об климате родного края. Развивать  умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;Привлечь  внимания к окружающим п...