«Активизация и развитие межполушарных связей посредством «Умных движений»»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воронкова Наталья Анатольевна

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. 

          Кинезиологические упражнения активизируют межполушарное взаимодействие, синхронизируют работу головного мозга. При регулярном выполнении этих упражнений нервные пути в мозолистом теле восстанавливаются.  Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronkova_n.a.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Воронкова Наталья Анатольевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №254 Тракторозаводского района Волгограда»

Воспитанники нашей группы имеют нарушения в физическом и психическом развитии, есть проблемы в овладении чтением и письмом. Эти проблемы натолкнули наc на необходимость использования комплексов кинезиологических упражнений. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.

Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Кинезиологические упражнения активизируют межполушарное взаимодействие, синхронизируют работу головного мозга. При регулярном выполнении этих упражнений нервные пути в мозолистом теле восстанавливаются. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

Все кинезиологические упражнения можно разделить на три блока:

Упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек).

Их цель: повышение энергетики коры головного мозга.

Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации (движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Их цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного характера). Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

К освоению перекрестных движений, их еще называют «умные движения» мы переходим, после того как освоена пальчиковая гимнастика.

Эти движения мы включаем в утреннюю гимнастику, гимнастику после дневного сна, физкультурные минутки, физкультурные досуги, праздники, развлечения, они являются частью физкультурных тематических занятий.

Научные исследования выявили взаимосвязь между двигательной активностью младенца и его способностями к учёбе. У детей, которые почти или совсем не ползали, наблюдаются расстройство чтения (дислексия) и снижение способности к счёту (дискалькулия).

Для более быстрого достижения эффективных результатов в работе с дошкольниками, к выполнению кинезиологических упражнений подключаем музыкальное и стихотворное сопровождение, различные предметы (гимнастические ленты, султанчики, мячи и т.д.) Для маркировки левой и правой руки предметы должны быть разного цвета (это обговаривается заранее с детьми).

Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания. Результативность отмечают все специалисты, работающие с детьми. Учитель-логопед отмечает улучшились способности к обучению чтению и письму.

Посредством простых и увлекательных физических движений, доступных даже ребенку с серьезными нарушениями здоровья, «Умные движения» помогают оптимизировать деятельность мозга, эмоций и тела, помогает согласованно принимать решения и осуществлять мечты, а так - же позволяют осуществлять профилактику дислексии и дисграфии развивать межполушарные взаимосвязи.

Таким образом, представленный выше алгоритм позволяет увидеть, что «Умные движения» как средства активизации и развития межполушарных взаимосвязей рационально используются во всех формах развивающих, коррекционныхоздоровительных направлений в работе с детьми. Это позволяет более эффективно решать задачи коррекции нарушений психофизической сферы детей с задержкой психического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.

Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...

Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"

Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой  взгляд, необходимо подбирать и исп...

Презентация "Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников".

Использование кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста.Выбранное мною направление деятельности не явилось случайным, это результат анализа исследований в области интеллектуального ра...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...

«Развитие межполушарных связей дошкольников посредством игровых технологий"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, зак...

Кинезиологические игры и игровые упражнения на развитие межполушарных связей как средство интеллектуального развития дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения....