Развитие детского творчества и игрового замысла
консультация (старшая группа)

Первоначальные ростки творчества могут проявиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие в творческом труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_tvorchestva_i_igrovogo_zamysla.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИГРОВОГО ЗАМЫСЛА

Первоначальные ростки творчества могут проявиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие в творческом труде.

Н.К. Крупская на третьей конференции по дошкольному воспитанию (1926 г.) поставила вопрос о том, что уже в дошкольном возрасте надо формировать такие способности, которые требуются для подготовки «умелых работников» во всех областях труда. «…Если мы понаблюдаем, как развивается та или иная способность, то мы видим, что решающим является сплошь и рядом какое-нибудь переживание раннего детства..». Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать детское творчество.

Психологические и педагогические исследования, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей попадает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Этот новый тип деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности, «если иметь в виду тот факт, что во всех видах деятельности дошкольника возникают совершенно своеобразные отношения к мысли к действию , именно возможность воплощения замысла , возможность идти от мысли к ситуации ,а не от ситуации к мысли. Возьмете ли вы игры, возьмете ли вы рисунки, возьмете ли вы труд,- везде или во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер , у них развивается способность к творческой деятельности. « Это подтверждается и тем , что все большее внимание дети начинают уделять идее , т.е замыслу своего произведению. Конечно ни дошкольник, ни школьник не пытается передать какую-то отвлеченную мысль в образной форме. Идейный замысел 6-7- летнего ребенка обычно исчерпывается сюжетом его рисунка, игры или рассказа».

Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле – выборе темы игры , рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного , и в том, что дети не копируют виденное , а с большой искренностью и непосредственностью , не заботясь о зрителях и слушателях , передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуются в процессе деятельности. Задача воспитателя – развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.

Детское творчество основано на подражании , которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога ,- опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им привычки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность , активность в применении этих знаний умений , формировать критическое мышление, целенаправленность.

Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков». При правильном обучении творчество достигает относительно высокого уровня. «Сознание играет ведущую роль в деятельности человека в целом , тем болеем творческой, где требует полет мысли , сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Способность анализа , критического отношения к качеству своей работы, которые у ребенка нарастают , прокладывают путь к новым достижениям в этой области, дают перспективу для дальнейшего развития и укрепления творческих способностей ребенка».

Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка , которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации , в умении комбинировать свои знания и представления , в искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. К.С. Станиславский советовал актерам учится у детей, игру которых всегда отличает вера и правда. Поэт П. Антокольский утверждал , что все дети обладают одаренностью в той или иной области искусства. «Детская одаренность проявляется и в наблюдательности детей , и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт , в необыкновенном развитом инстинкте подражания ».

Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.

Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний чувств.

В игре дети часто проявляются эмоции , которые в жизни еще не допустимы им.

Испытывает ли ребенок эти чувства или только изображает их? Какое влияние оказывают они на формирование его морального облика?

И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых , поражение их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного. Дети реализуют свой замысел с помощью речи , жестов , мимики, употребляя разные предметы , сооружения, постройки.

Чем старше и более развиты дети, тем требовательней они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Отсюда естественно возникает стремление самим сделать нужные вещи . Одна из тенденций развития игры – все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя- поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом.

Таким образом , игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и приобретенных умений , от сформированных интересов ребенка. Кроме того, в игре с осой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов«Развитие детского творчества средствами художественного ручного труда воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск

Определили следующие этапы работы:1 этап. Диагностический.Выявили уровень детского творчества на начальном этапе. Использовали методику Т. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной “Изучение творче...

Развитие детского творчества через игровую деятельность

«Не следует забывать, что основной закондетского творчества заключается в том,что ценность его следует видеть не врезультате, не в продукте творчества,важно то, что они создают, творят,упражняются в т...

Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»

Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста....

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...

Пластилинография –как средство развития детского творчества, развития мелкой моторики.

Представляю вашему вниманию презентацию "Пластилинография –как средство развития детского творчества,  развития мелкой моторики".         На занитии дети ...

Методическая разработка: Развитие детского творчества младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...