Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»
консультация (подготовительная группа) на тему
Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»
Автор: Ещенко Лариса Викторовна,
ПДО МБДОУ ДС №1. Ст. Выселки
«Если дается желание, то дается
и сила, чтобы его осуществить.
Но ради этого придется потрудиться».
Р.Бах
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития ребенка, формирует его личность.
Ребенок должен развиваться гармонично. Кроме хорошего здоровья, правильной осанки у него должны воспитываться: культура движения; гибкость и пластика; воображение и фантазия; умение чувствовать музыку и выражать ее характер в танце; способность к творчеству.
Все это возможно только при условии раннего приобщения детей к миру танца. Что же такое танец? Как овладеть этим искусством?
В условиях нашего детского сада это достигается за счет регулярных занятий ритмикой и хореографией.
Хореография - искусство, любимое детьми. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети, мы забываем, что за этим стоит труд и творчество не только их педагогов, но и самих ребят.
Занятия ритмикой помогают детям: быть аккуратными, подтянутыми, следить за своей осанкой, внимательно слушать.
У ребенка развивается умение передавать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, поз, мимики. В ходе занятий ритмической гимнастикой вырабатывается мышечное чувство, основа двигательной культуры ребенка. Наряду с этим ритмичная музыка, яркие костюмы, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, способствуют повышению у детей интереса к творчеству.
Ритмика и хореография всегда благотворно влияют на состояние и воспитание дошкольников, так как позволяют использовать их как сильное педагогическое средство.
Основной целью танцевальной деятельности является сделать жизнь детей радостной, содержательной, дать возможность или почувствовать уверенность в собственных силах и побудить их к творческому самовыражению под музыку.
Для достижения этой цели в детском саду мы создаем теплую, дружественную атмосферу игрового общения ребенка и взрослого!
Танцевально - игровое творчество, хореографическая деятельность позволяет решать многие задачи: от развития музыкальных способностей и тренировки подвижности нервных процессов до воспитания умения сопереживать другим.
Исходя из этого предстоит решить следующие задачи:
1. Учить исполнять знакомые движения, импровизируя в драматизации.
2. Учить выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая ее контрасты.
3. Развивать внимание, память, воображение и фантазию.
4. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать людям, игровым персонажам.
Занятие на основе музыкально-ритмичных игр-сказок содействуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Изучение сказок народов мира повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально - двигательных способностей.
Занятие ритмикой и хореографией сказочно - игрового характера
помогает детям создавать образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним.
Активные выразительные движения, жесты и мимика создают высокий эмоциональный настрой, который подкрепляется воздействием музыки, песен. Иногда дети плачут вместе с тетей Кошкой, радуются вместе козлятами победе над Волком, удивляются, хохочут, изображая хитрую лису Алису, жестокого Карабаса - Барабаса или отважного Буратино. Им легко и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев. Ну, а самое главное - это праздник, восторг от участия в спектакле.
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога знания методики и наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. В танцевальном искусстве в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный язык, т.е. специфические танцевальные и пантомимические движения.
Детскому танцу могут быть присущи образность с элементами драматургии, «сквозное» музыкальное действие и развитие музыкально-танцевальных образов, сюжетность, что сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.Выготского, является «корнем» любого детского творчества.
Формирования творчества в танце - очень тонкий и хрупкий процесс. Возможность раннего знакомства детей с танцем, их первое активного приобщения представляется в детском саду.
В нашем детском саду становление творческих способностей у дошкольников проходит очень плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - характеристик, способствующих развитию у детей творчестве и воображения. Мы соблюдаем дидактический принцип «от простого к сложному» и стараемся, чтобы в процессе обучения дети осознанно относились к средствам танцевальной выразительности.
В своей работе я использую схему занятий, которая очень удобна и направлена на хороший результат.
Показателями творчества детей являются:
- удачный подбор движений;
- комбинирование известных движений;
- импровизация выразительной пластики;
- самостоятельное перемещение по танцевальной площадке, в соответствии с заданными образами.
Схема занятий составлена с использованием современных программ и методик:
«Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной;
«От жеста к танцу» Е.В. Горшковой;
«Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой;
«Психогимнастика» М.И. Чистяковой;
«Азбука хореографии» Т.Барышниковой.
Знакомство детей с каждым жестом или танцевальными движениями я начинаю с сообщения его прямого и противоположного значения. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.
Многие упражнения (на развитие мышечного чувства, различные виды бега, шага, прыжков) я даю детям в виде разминки в начале каждого занятия. Это делается для того, чтобы дети «разогрелись», вошли в нужный ритм и двигались свободно, естественно и музыкально. Стараюсь побуждать дошкольников не только повторять показанные мною движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Учу детей импровизировать в плясках.
В основной части занятия я использую всевозможные короткие упражнения - игры для развития ритма (хлопки), учу элементом классического и народного танца. Применяю партерную гимнастику. Обучаю играм - перестроениям («змейка», «улитка»). Даю отдых через упражнения - релаксации в заключительной части занятий. Осваиваю с детьми приемы образного перевоплощения, которые проходят на материале танцевальных спектаклей по мотивам сказок («Репка», «Колобок»). В качестве подготовки «Муха-Цокотуха» предлагаю ребятам отдельные этюды. Добиваюсь, чтобы танцевальные движения исполнялись детьми в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность. Побуждаю детей к поиску и «придумыванию» новых плясовых движений.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу:
1) работаю над каждым этюдом или упражнением не более 2-4 занятий подряд, над танцами для сказок не более 6-7 занятий;
2) в процессе обучения использую игрушки, атрибуты, яркие предметы
(ленты, обручи, «султанчики» и т.д.), то есть эстетически - выразительный игровой материал.
3) создаю на занятиях доброжелательную обстановку и выражаю искренний интерес к успехам и находкам своих воспитанников;
4) поддерживаю и поощряю их самостоятельность;
5) осторожно и мягко исправляю ошибки и избегаю оценок «плохо» и «неправильно»;
6) воспитываю внимательное отношение друг к другу, умение искренне радоваться успехам своих товарищей.
Все это создает действительно творческую атмосферу, без которой невозможно становление и развитие творческих способностей у детей.
«Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость», - сказал Ж. Далькроз, один из основоположников музыкально-ритмического метода воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"
У детей недостаточно развиты наблюдательность, творческая выдумка, фантазия и воображение. Отсюда следует равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольно...
Консультация для педагогов "Роль художественной литературы в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников"
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...
Консультация для педагогов "Роль игры в познавательном развитии детей"
Особую роль в познавательном развитии детей играет дидактическая игра.Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру ка...
Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение э...
консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"
Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....
Консультация для педагогов «Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей».
«РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ» Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача — систематическое озн...
Консультация для педагогов: «Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний».
Консультация для педагогов:«Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний»....