Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»
консультация (подготовительная группа) на тему

Ещенко Лариса Викторовна

Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального  и игрового творчества» 

Автор: Ещенко Лариса Викторовна,

ПДО МБДОУ ДС №1. Ст. Выселки

«Если дается желание, то дается

 и сила, чтобы его осуществить.

Но ради этого придется потрудиться».

Р.Бах

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, нравственного и физического развития ребенка, формирует его личность.

Ребенок должен развиваться гармонично. Кроме хорошего здоровья, правильной осанки у него должны воспитываться: культура движения; гибкость и пластика; воображение и фантазия; умение чувствовать музыку и выражать ее характер в танце; способность к творчеству.

Все это возможно только при условии раннего приобщения детей к миру танца. Что же такое танец? Как овладеть этим искусством?

В условиях нашего детского сада это достигается за счет регулярных занятий ритмикой и хореографией.

Хореография - искусство, любимое детьми. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети, мы забываем, что за этим стоит труд и творчество не только их педагогов, но и самих ребят.

Занятия ритмикой помогают детям: быть аккуратными, подтянутыми, следить за своей осанкой, внимательно слушать.

У ребенка развивается умение передавать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, поз, мимики. В ходе занятий ритмической гимнастикой вырабатывается мышечное чувство, основа двигательной культуры ребенка. Наряду с этим ритмичная музыка, яркие костюмы, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, способствуют повышению у детей интереса к творчеству.

Ритмика и хореография всегда благотворно влияют на состояние и воспитание дошкольников, так как позволяют использовать их как сильное педагогическое средство.

Основной целью танцевальной деятельности является сделать жизнь детей радостной, содержательной, дать возможность или почувствовать уверенность в собственных силах и побудить их к творческому самовыражению под музыку.

Для достижения этой цели в детском саду мы создаем теплую, дружественную атмосферу игрового общения ребенка и взрослого!

Танцевально - игровое творчество, хореографическая  деятельность позволяет решать многие задачи: от развития музыкальных способностей и тренировки подвижности нервных процессов до воспитания умения сопереживать другим.

Исходя из этого предстоит решить следующие задачи:

1.    Учить          исполнять         знакомые          движения, импровизируя     в драматизации.

2.    Учить выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая ее контрасты.

3.    Развивать     внимание,     память,     воображение     и фантазию.

4.   Воспитывать         умение          сочувствовать          и сопереживать  людям, игровым персонажам.

Занятие на основе музыкально-ритмичных игр-сказок содействуют развитию эмоциональной сферы ребенка. Изучение сказок народов мира повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально - двигательных способностей.

Занятие  ритмикой  и  хореографией  сказочно  -   игрового  характера

помогает детям создавать образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним.

Активные выразительные движения, жесты и мимика создают высокий эмоциональный настрой, который подкрепляется воздействием музыки, песен. Иногда дети плачут вместе с тетей Кошкой, радуются вместе козлятами победе над Волком, удивляются, хохочут, изображая хитрую лису Алису, жестокого Карабаса - Барабаса или отважного Буратино. Им легко и естественно передавать с помощью выразительных движений многоликие образы и характеры героев. Ну, а самое главное - это праздник, восторг от участия в спектакле.

Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога знания методики и наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. В танцевальном искусстве в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный язык, т.е. специфические танцевальные и пантомимические движения.

Детскому танцу могут быть присущи образность с элементами драматургии, «сквозное» музыкальное действие и развитие музыкально-танцевальных образов, сюжетность, что сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С.Выготского, является «корнем» любого детского творчества.

Формирования творчества в танце - очень тонкий и хрупкий процесс. Возможность раннего знакомства детей с танцем, их первое активного приобщения представляется в детском саду.

В нашем детском саду становление творческих способностей у дошкольников проходит очень плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - характеристик, способствующих развитию у детей творчестве и воображения. Мы соблюдаем дидактический принцип «от простого к сложному» и стараемся, чтобы в процессе обучения дети осознанно относились к средствам танцевальной выразительности.

В своей работе я использую схему занятий, которая очень удобна и направлена на хороший результат.

Показателями творчества детей являются:

-    удачный подбор движений;

-    комбинирование известных движений;

-    импровизация выразительной пластики;

-    самостоятельное перемещение по танцевальной площадке, в соответствии с заданными образами.

   Схема   занятий   составлена   с   использованием   современных программ и методик:

«Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной;

«От жеста к танцу» Е.В. Горшковой;

«Танцевальная ритмика» Т.И. Суворовой;

«Психогимнастика» М.И. Чистяковой;

«Азбука хореографии» Т.Барышниковой.

Знакомство детей с каждым жестом или танцевальными движениями я начинаю с сообщения его прямого и противоположного значения. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.

Многие упражнения (на развитие мышечного чувства, различные виды бега, шага, прыжков) я даю детям в виде разминки в начале каждого занятия. Это делается для того, чтобы дети «разогрелись», вошли в нужный ритм и двигались свободно, естественно и музыкально. Стараюсь побуждать дошкольников не только повторять показанные мною движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Учу детей импровизировать в плясках.

В основной части занятия я использую всевозможные короткие упражнения - игры для развития ритма (хлопки), учу элементом классического и народного танца. Применяю партерную гимнастику. Обучаю играм - перестроениям («змейка», «улитка»). Даю отдых через упражнения - релаксации в заключительной части занятий. Осваиваю с детьми приемы образного перевоплощения, которые проходят на материале танцевальных спектаклей по мотивам сказок («Репка», «Колобок»). В качестве подготовки «Муха-Цокотуха» предлагаю ребятам отдельные этюды. Добиваюсь, чтобы танцевальные движения исполнялись детьми в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность. Побуждаю детей к поиску и «придумыванию» новых плясовых движений.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу:

1) работаю над каждым этюдом или упражнением не более 2-4 занятий подряд, над танцами для сказок не более 6-7 занятий;

2) в   процессе   обучения   использую   игрушки, атрибуты, яркие предметы

 (ленты, обручи, «султанчики» и т.д.), то есть эстетически - выразительный игровой материал.

3) создаю на занятиях доброжелательную обстановку и выражаю искренний интерес к успехам и находкам своих воспитанников;

4) поддерживаю и поощряю их самостоятельность;

5) осторожно и мягко исправляю ошибки и избегаю оценок «плохо» и «неправильно»;

6) воспитываю   внимательное   отношение   друг  к  другу,   умение искренне радоваться успехам своих товарищей.

Все это создает действительно творческую атмосферу, без которой невозможно становление и развитие творческих способностей у детей.

«Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость», - сказал Ж. Далькроз, один из основоположников музыкально-ритмического метода воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"

У детей недостаточно развиты наблюдательность, творческая выдумка,  фантазия и воображение. Отсюда следует равнодушие, черствость, ограниченность интересов, а также отсутствие навыков произвольно...

Консультация для педагогов "Роль художественной литературы в развитии сюжетно-ролевой игры дошкольников"

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Консультация для педагогов "Роль игры в познавательном развитии детей"

Особую роль в познавательном развитии детей играет дидактическая игра.Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру ка...

Консультация для педагогов «Роль декоративного рисования в развитии детей дошкольного возраста»

          Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение э...

консультация для педагогов "Роль игр-драматизаций в развитии личности ребёнка дошкольного возраста"

Консультация рассчитана на педагогов ДОУ. В ней описана роль игр драматизаций, этапы руководства играми, особенности игр в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов «Роль наглядной информации в сотрудничестве детского сада с семьей».

«РОЛЬ НАГЛЯДНОЙ ИНФОРМАЦИИ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЕЙ» Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача — систематическое озн...

Консультация для педагогов: «Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний».

Консультация для педагогов:«Роль в сказке в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний»....