НОД ТРИЗ
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33»
(МБДОУ «Детский сад № 33»)
Подготовила: Козлова М.А.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе
на тему: «Спасти заколдованную принцессу»
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи: развивать познавательный интерес, логическое мышление; систематизировать знания детей о явлениях природы; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать умения выделять отличительные признаки путем сравнения; закреплять умения отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать чувство эмпатии, умение видеть красоту окружающего мира
Оборудование и материалы: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к), домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель.
Предварительная работа: чтение
Ход НОД:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: заглядывает за домик и говорит: Ребята, вам интересно, что там может находиться, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или « нет». Подсказка – это неживой предмет.
Игра «Да-Нет-ка»
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да
Дети: Может машинка?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это домик?
Воспитатель: Да
(если дети долго не угадывают воспитатель дает еще одну подсказку загадку:
«Воспитатель снимает ткань.
Воспитатель: В одном сказочном доме жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Ребята, чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, колдунья оставила письмо: «…вы сможете помочь принцессе, если выполните все мои задания, только тогда мое колдовство отступит». Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: первое задание это загадка:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису...
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит...
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно. (достает из-за домика мокрую игрушку зайца) Бедный зайчик, как он оказался возле домика, наверное хотел помочь принцессе. Но я вижу, ему самому нужна помощь, какой он мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в домике.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Воспитатель: Да, наверное, зайчик так промок под дождем. Ребята, а как вы думаете, это хорошо или плохо, когда идет дождь.
Ответы детей: Хорошо, потому, что дождь поливает все растения и др.
Плохо, потому, что можно простудиться и заболеть, если промочишь ноги и др.
В.: Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда …, и дождь для нас это плохо, когда …
В.: А солнце какое, хорошее или плохое?
В.: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…)
В.: А что плохого может быть в солнце?
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В.: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В.: Как мы можем помочь зайцу?
Д.: Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В.: Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д.: «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В.: Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и, к сожалению, ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В.: Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В: Давайте поспешим выполнить еще одно задание, в конверте лежат буквы, из которых нужно составить название одной известной всем сказки, но они все перемешались. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
- На одной стоит ноге. На крыше дома буква …(Т)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает, и домой таскает.
Наплескается в ручье. Превратится в букву…(Е)
- У малыша Володи эта буква не выходит
И конечно, очень странно, но выходит у Полкана.
Как рычит он… (Р)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает и домой таскает.
Наплескается в ручье – превратится в букву …(Е)
- Видим здание метро, а над входом букву …(М)
- В старом дереве дупло – ну совсем как буква…(О)
- Половинку от жука, составляет буква (К)
Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по порядку. Получается слово – теремок.
В: Ребята, с заданием мы справились и вот еще одно окошко открылось.
ИГРА: с проблемной ситуацией
В.: Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д.: Хорошее.
В.: Ребята, а где может жить улыбка ( Пример: на лице, на губах, в душе и т.д.)
В: Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В: Достаем следующее задание (показывает книжку)
А здесь сказка и нам предлагают отгадать ее название Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
В:- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
Д:- Не Желтая, а Красная
В:- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …
Д:- Да нет же, не папа, а мама.
В:- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Д:- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
В:- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Д:- Не площадь, а лес.
В:- И встретила она медведя.
Д:-Не медведя, а волка. А сказка называется «Красная шапочка».
В.: Молодцы, ребята. Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. ( Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. ( Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос.( Приключения Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». ( Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. ( Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Загадка о спящей красавице
В.: Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили домик и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса «благодарит» детей.
В: Ребята, вот мы и справились с задачей, освободили от чар колдуньи принцессу. Давайте вспомним, что же нам пришлось для этого сделать?
Ответы детей (мы выполнили все задания: помогли зайцу найти свою сказку, разгадали все загадки, составили слово «теремок»)
В: Правильно, а самое главное, мы все выполнили дружно, помогали друг другу в выполнении заданий, а сейчас также дружно можно приступить к занятиям, которые вам интересны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста
Презентация на тему: «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...
Конспект ООД по развитию речи с элементами ТРИЗ Подготовительная логопедическая группа «Волшебные буквы ТРИЗ»
Подготовительная логопедическая группа...
Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника
Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...
Презентация - Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника.
Материал для воспитателей детского сада....