«Русский фольклор в музыкальных играх».
консультация
Рассказать педагогам о значении русского фольклора в музыкальных играх. Познакомить с приемами и методами работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему:
«Русский фольклор в музыкальных играх».
В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состязания, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией, в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительнее и воспринимается детьми с большим чувством, приучая их к правильному звучанию, воспитывая музыкальный вкус.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Однако не каждую игру, сохранившую народные традиции, можно рекомендовать детям. В русском народном творчестве немало и устарелого, непонятного детям. Вот почему следует выбирать игры, которые были бы ребенку понятны, близки.
Помимо популярных игр, таких, как «Плетень», «Каравай», «Патока с имбирем», «Калина», и многих других, можно пользоваться играми на музыку русских и советских композиторов, написанную в народных традициях. Здесь можно назвать такие игры, как «Карусель», «Колобок», «Сорока».
В музыкальных играх можно использовать считалки, припевки, приговорки.
Сказка - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием. Эта форма игры является более развернутой и методика ее подачи более сложной.
Игра-драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе.
Игра-драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности в игре.
Как же добиться, чтобы в игре ребенка не было фальши, чтобы он поверил в то, что происходит, и в то, что он делает сам в процессе игры?
Расскажу о работе над русской народной сказкой «Теремок». Детей надо было заинтересовать, выяснить взаимосвязь между действующими лицами, раскрыть характерные черты каждого героя, положительное и отрицательное отношение к ним, заставить ребенка понять своего героя: чувствовать себя, когда нужно, смелым, храбрым, хитрым, трусливым, добрым, злым, а также верить в свойства других действующих лиц.
Не нарушая фабулы, мне хотелось несколько шире, чем в сказке, охарактеризовать каждого героя. Так, мышка-норушка была представлена детям в образе заботливой, гостеприимной хозяйки, пользовавшейся большим авторитетом среди обитателей теремка. В образе зайца сочетались противоречивые свойства: наряду с напускной бравадой и задором в нем чувствовались лень и трусливость. Отрицательные черты его характера дети понимали, но воспринимали их с юмором и поэтому относились к зайцу снисходительно. Были также охарактеризованы и другие действующие лица.
Для более эмоционального восприятия роли старалась образно и красочно описать ту обстановку, в которой происходило действие, говорила о красоте природы, о пении птиц, о сочетании красок. Показывала детям иллюстрации к русским народным сказкам, отдельные места подкрепляла музыкой, связывая все это с предстоящей игрой. Хотелось все стороны красивого слить в единой гармонии — художественный образ, слово, музыку, природу, краски...
Расскажу о некоторых методах и приемах работы.
Существует прием, когда текст, входящий в игру, разучивают отдельно, в отрыве от игры. Но такой прием себя не оправдал. Я убедилась: чтобы научить детей выражать интонацией свои чувства, слова должны быть неразрывно связаны с действием и с помощью руководителя разучены детьми в процессе самой игры.
Ребенок должен обращаться непосредственно к тому, с кем он говорит, — это поможет ему более правдиво выразить свои чувства, а партнеру их принять.
Этот диалог построен на большом внутреннем чувстве. Своей интонацией и мимикой ребенок, играющий роль зайца, должен выразить неподдельный страх. Он ищет защиты и находит ее у мышки. Можно ли добиться выразительности, если эти слова будут разучены отдельно, вне игры, вне связи одного героя с другим? Думаю, нет!
Однако успех зависит не только от этого. В игре участвует также педагог, и ведущая роль принадлежит, конечно, ему. Руководитель должен вовремя помочь детям — подсказать, направить их воображение в нужную сторону, и делать это так, чтобы не нарушить хода игры, не выводить ребенка из образа.
Руководителю следует избегать лаконичных замечаний, например, таких: «сделай сердитое лицо», «испугайся», «оглянись», «улыбнись» и т. п. Реплика педагога должна быть продолжением игры, должна помочь ребенку ярче представить себе ту ситуацию, в которой он находится, и если педагогу удастся в этом убедить ребенка, то он сам, где нужно, и улыбнется, и испугается.
Помощь руководителя может еще выражаться в показе, однако я не имею в виду такой показ, который бы навязывал детям готовые жесты, мимику, позу. Это самое плохое, что может быть в игре ребенка. Детям несвойственны жесты взрослых, они заучиваются искусственно и выглядят фальшиво. Показ должен быть другим: если игра ребенка не удовлетворяет руководителя, он может поиграть вместо него: «Теперь я буду лисичкой, а ты посмотри!» Глядя на игру руководителя, ребенок в этот момент не думает о том, чтобы запомнить или скопировать действие взрослого. Его не интересуют в отдельности ни жест, ни поза, ни интонация. Он видит образ лисы и, получая запас новых впечатлений, начинает ими пользоваться.
Практика показала, что хороший образец не убивает в ребенке его индивидуальности. Он ему помогает, впечатляет, учит.
Выдумке малыша немало способствуют и детали оформления игры. Начинали игру с воображаемыми предметами — пользовались стульями, кубиками. Каждый раз при повторении игры вносили что-нибудь новое: то стол, то печку, то скамейки, а также разные хозяйственные детали: посуду, метлу, ведра, корытце и т. п. Такой прием будил творческую активность детей, фантазию и выдумку.
Несколько слов о костюме.
Костюм ребенка должен быть без претензий, простым и удобным, однако сделанным со вкусом. Одного характерного штриха в костюме достаточно, чтобы можно было определить персонаж сказки.
Следует иметь в виду, что, например, из-за неудобного головного убора или другой неудобной детали костюма ребенок чувствует себя скованным, что отражается на качестве его действия.
Внесение в игру новых атрибутов имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Но для того, чтобы вызвать у детей большую творческую активность, одних деталей оформления недостаточно. Нужно обогащать ребенка новыми сведениями, новыми художественными впечатлениями.
Сила и значение игр, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе детского сада.
Приложение к статье «Русский фольклор в музыкальных играх»
Считалки, припевки, приговорки, которые можно использовать в музыкальных играх:
* * *
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
* * *
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
* * *
Ножки, ножки бежали по дорожке,
Лугом, лесочком прыгали по кочкам,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
Ой!
* * *
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
* * *
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камешкам скачут.
* * *
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйди вон!
(С. М а р ш а к)
* * *
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
(М. Ивенсен)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор на музыкальных занятиях и развлечениях
Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его....
Обобщение опыта работы "Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"
"Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"...
Методическое пособие "Влияние русского фольклора на музыкальное развитие детей через интерактивное восприятие "
Музыкальное развитие детей через интеракт ивное восприятие. Презентация Рождество и Святки....
статья "Русский фольклор в музыкальном воспитании ребенка- дошкольника"
Статья о роли русского фольклора в музыкальном развитии ребенка. К статье прилагается сценарий праздника...
Русский фольклор на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
В статье написано об использование фольклора на музыкальных занятиях, о его значимости в музыкальном воспитании дошкольников....
Статья: Роль русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольника
В статье рассматриваются вопросы русского фольклора, кто и как его изучает, по каким признакам можно отличить фольклорные произведения, примеры таких произведений в русском музыкальн...
Использование русского фольклора на музыкальных занятиях
Фольклор - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Таким образом, учитывая ценностно-ориентированную сущность фольклора можно сделать вывод, что искусство и фольклор является основны...