Консультация для педагогов "Русский фольклор в музыкальных играх"
консультация

Тюшкова Людмила Павловна

Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Русский фольклор в музыкальных играх»

Музыкальный руководитель Тюшкова Л.П.

В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.

В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.

Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.

Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состязания, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.

Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией, в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительнее и воспринимается детьми с большим чувством, приучая их к правильному звучанию, воспитывая музыкальный вкус.

Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Однако не каждую игру, сохранившую народные традиции, можно рекомендовать детям. В русском народном творчестве немало и устарелого, непонятного детям. Вот почему следует выбирать игры, которые были бы ребенку понятны, близки.

Помимо популярных игр, таких, как «Плетень», «Каравай», «Калина», и многих других, можно пользоваться играми на музыку русских и советских композиторов, написанную в народных традициях. Здесь можно назвать такие игры, как «Карусель», «Колобок», «Сорока».

В музыкальных играх можно использовать считалки, припевки, приговорки.

Сказка - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием. Эта форма игры является более развернутой и методика ее подачи более сложной.

Игра-драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе.

Игра-драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности в игре.

В игре обязательно участвует педагог, и ведущая роль принадлежит, конечно, ему. Руководитель должен вовремя помочь детям — подсказать, направить их воображение в нужную сторону, и делать это так, чтобы не нарушить хода игры, не выводить ребенка из образа.

Руководителю следует избегать лаконичных замечаний, например, таких: «сделай сердитое лицо», «испугайся», «оглянись», «улыбнись» и т. п. Реплика педагога должна быть продолжением игры, должна помочь ребенку ярче представить себе ту ситуацию, в которой он находится, и если педагогу удастся в этом убедить ребенка, то он сам, где нужно, и улыбнется, и испугается.

Помощь руководителя может еще выражаться в показе, однако я не имею в виду такой показ, который бы навязывал детям готовые жесты, мимику, позу. Это самое плохое, что может быть в игре ребенка. Детям несвойственны жесты взрослых, они заучиваются искусственно и выглядят фальшиво. Показ должен быть другим: если игра ребенка не удовлетворяет руководителя, он может поиграть вместо него: «Теперь я буду лисичкой, а ты посмотри!» Глядя на игру руководителя, ребенок в этот момент не думает о том, чтобы запомнить или скопировать действие взрослого. Его не интересуют в отдельности ни жест, ни поза, ни интонация. Он видит образ лисы и, получая запас новых впечатлений, начинает ими пользоваться.

Практика показала, что хороший образец не убивает в ребенке его индивидуальности. Он ему помогает, впечатляет, учит.

Несколько слов о костюме.

Костюм ребенка должен быть без претензий, простым и удобным, однако сделанным со вкусом. Одного характерного штриха в костюме достаточно, чтобы можно было определить персонаж сказки.

Следует иметь в виду, что, например, из-за неудобного головного убора или другой неудобной детали костюма ребенок чувствует себя скованным, что отражается на качестве его действия.

Внесение в игру новых атрибутов имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Но для того, чтобы вызвать у детей большую творческую активность, одних деталей оформления недостаточно. Нужно обогащать ребенка новыми сведениями, новыми художественными впечатлениями.

Сила и значение игр, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе детского сада.


Считалки, припевки, приговорки, которые можно использовать в музыкальных играх:

*       *      *

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

*       *      *

Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели,

А тебе водить велели.

*       *      *

Ножки, ножки бежали по дорожке,

Лугом, лесочком прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок, потеряли сапожок.

Ой!

*      *      *

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

*       *      *

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!

*       *      *

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По камешкам скачут.

*       *      *

Раз, два, три, четыре,

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон,

Кто не спит, тот выйди вон!

(С. М а р ш а к)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»

Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.Пробуждение творч...

Консультация для родителей на тему; "Музыкальные игры в семье"

Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»...

Консультация для родителей на тему: «Музыкальные игры в семье»

Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца...

Консультация для педагогов "Фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ".

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...

Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»...

«Русский фольклор в музыкальных играх».

Рассказать педагогам о значении русского фольклора в музыкальных играх. Познакомить с приемами и методами работы....