Консультация для педагогов "Русский фольклор в музыкальных играх"
консультация
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 17.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Русский фольклор в музыкальных играх»
Музыкальный руководитель Тюшкова Л.П.
В системе дошкольного воспитания большое место занимает музыкальная игра. Она формирует черты личности ребенка, влияет на его поведение, воспитывает в малыше чувство дружбы, коллективизма, развивает его умственные и творческие способности. Игра приносит ребенку радость и является неотъемлемой частью его деятельности.
В репертуаре музыкальных игр большое место занимают народные игры, игры фольклорного характера, игры под русскую народную музыку.
Знакомя ребенка с самого раннего возраста с русским фольклором, с русской музыкой, мы даем ему представление о своем народе, его истории.
Народные игры образны. Они развивают у ребенка ловкость, осторожность. Элемент состязания, заключенный в игре, привлекает ребенка, создает определенный эмоциональный настрой. Народные мелодии хороши своей простой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся мотивы способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к русской музыке.
Самая простая народная мелодия с хорошей гармонизацией, в хорошей музыкальной обработке становится ярче, выразительнее и воспринимается детьми с большим чувством, приучая их к правильному звучанию, воспитывая музыкальный вкус.
Игры фольклорного характера строятся на устном народном творчестве. Это хороводные игры, игры, в которые входят присказки, приговорки, припевки, считалки и, конечно же, сказки. Однако не каждую игру, сохранившую народные традиции, можно рекомендовать детям. В русском народном творчестве немало и устарелого, непонятного детям. Вот почему следует выбирать игры, которые были бы ребенку понятны, близки.
Помимо популярных игр, таких, как «Плетень», «Каравай», «Калина», и многих других, можно пользоваться играми на музыку русских и советских композиторов, написанную в народных традициях. Здесь можно назвать такие игры, как «Карусель», «Колобок», «Сорока».
В музыкальных играх можно использовать считалки, припевки, приговорки.
Сказка - лучший образец народного творчества. В игре она просто незаменима. Драматизируя сказку, ребенок связывает слово с действием. Эта форма игры является более развернутой и методика ее подачи более сложной.
Игра-драматизация помогает детям полнее воспринять художественное произведение, развивает у них наблюдательность, воображение, воспитывает вкус к слову, к музыке, любовь к родной природе.
Игра-драматизация способствует более глубокому пониманию детьми художественного образа, а отсюда и искренности в игре.
В игре обязательно участвует педагог, и ведущая роль принадлежит, конечно, ему. Руководитель должен вовремя помочь детям — подсказать, направить их воображение в нужную сторону, и делать это так, чтобы не нарушить хода игры, не выводить ребенка из образа.
Руководителю следует избегать лаконичных замечаний, например, таких: «сделай сердитое лицо», «испугайся», «оглянись», «улыбнись» и т. п. Реплика педагога должна быть продолжением игры, должна помочь ребенку ярче представить себе ту ситуацию, в которой он находится, и если педагогу удастся в этом убедить ребенка, то он сам, где нужно, и улыбнется, и испугается.
Помощь руководителя может еще выражаться в показе, однако я не имею в виду такой показ, который бы навязывал детям готовые жесты, мимику, позу. Это самое плохое, что может быть в игре ребенка. Детям несвойственны жесты взрослых, они заучиваются искусственно и выглядят фальшиво. Показ должен быть другим: если игра ребенка не удовлетворяет руководителя, он может поиграть вместо него: «Теперь я буду лисичкой, а ты посмотри!» Глядя на игру руководителя, ребенок в этот момент не думает о том, чтобы запомнить или скопировать действие взрослого. Его не интересуют в отдельности ни жест, ни поза, ни интонация. Он видит образ лисы и, получая запас новых впечатлений, начинает ими пользоваться.
Практика показала, что хороший образец не убивает в ребенке его индивидуальности. Он ему помогает, впечатляет, учит.
Несколько слов о костюме.
Костюм ребенка должен быть без претензий, простым и удобным, однако сделанным со вкусом. Одного характерного штриха в костюме достаточно, чтобы можно было определить персонаж сказки.
Следует иметь в виду, что, например, из-за неудобного головного убора или другой неудобной детали костюма ребенок чувствует себя скованным, что отражается на качестве его действия.
Внесение в игру новых атрибутов имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Но для того, чтобы вызвать у детей большую творческую активность, одних деталей оформления недостаточно. Нужно обогащать ребенка новыми сведениями, новыми художественными впечатлениями.
Сила и значение игр, построенных на фольклорном материале, в воспитании детей велика. Народные игры, народная русская музыка должны входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе детского сада.
Считалки, припевки, приговорки, которые можно использовать в музыкальных играх:
* * *
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
* * *
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели,
А тебе водить велели.
* * *
Ножки, ножки бежали по дорожке,
Лугом, лесочком прыгали по кочкам,
Прибежали на лужок, потеряли сапожок.
Ой!
* * *
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
* * *
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!
* * *
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камешкам скачут.
* * *
Раз, два, три, четыре,
Кто не спит у нас в квартире?
Всем на свете нужен сон,
Кто не спит, тот выйди вон!
(С. М а р ш а к)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Музыкальная игра как средство развития старшего дошкольника»
Программа «Детство» ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.Пробуждение творч...
Консультация для родителей на тему; "Музыкальные игры в семье"
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»...
Консультация для родителей на тему: «Музыкальные игры в семье»
Уважаемые мамы и папы! Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца...
Консультация для педагогов "Фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ".
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, ...
Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Фольклор в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста»...
«Русский фольклор в музыкальных играх».
Рассказать педагогам о значении русского фольклора в музыкальных играх. Познакомить с приемами и методами работы....