Русский фольклор на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении
статья по музыке (младшая, средняя, старшая группа)
В статье написано об использование фольклора на музыкальных занятиях, о его значимости в музыкальном воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_na_muz._zanyatiyah-5.docx | 9.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Осипова А.Ю.
Музыкальный руководитель СПНДР №13
Адмиралтейского района
Санкт-Петербург
Русский фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ
Известно, что многое в фольклоре создавалось специально для детей, с давних пор бытуют в народе колыбельные песни, детские «потешки».
С первых лет жизни ребенок дружит со сказкой, прибауткой, считалкой, загадкой. Фольклор увлекает ребят яркими поэтическими образами, понятным для них объяснением доброго и злого, красивого и некрасивого. Но не только детский фольклор доставляет радость ребенку. Многое и из взрослого фольклора ему доступно. Вот почему музыкально-поэтический материал из народного творчества, который может быть использован в работе с детьми, очень и очень обширен.
Программы музыкального воспитания в детском саду включают в себя русский фольклор. Его используют по-разному в зависимости от возраста детей. Часто одну русскую народную песню для одного возраста можно использовать для слушания, для другого для подпевания или для игры, пляски. Авторы программ предлагают использовать для музыкально-ритмических движений, например, русскую народную песню “Петушок”, народную пляску “Ковырялочка” и другой народный репертуар.
Для пения и распевания можно использовать такие песни как “Ладушки”, “Андрей-воробей”, “Петушок”, “Зайка”, “Жил был у бабушки серенький козлик”. Многие русские народные песни имеют небольшой диапазон, они простые, певучие, поэтому легко усваиваются детьми.
Для слушания можно брать колыбельные песни. Отдельные образы, фрагменты текстов колыбельных можно использовать при игре с куклами, разыгрывании сказок.
Для плясок, игр, хороводов можно использовать следующие песни: “Заинька”, “ Кто у нас хороший” и другие русские плясовые мелодии. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки театрализованных и танцевальных действий.
Русские народные потешки используют для пальчиковой гимнастики.
В музыкальном репертуаре для дошкольников есть упражнения на русскую народную мелодию, но с другим авторским текстом. Например, в упражнении “Тихо-громко” Т. Бабаджан вместо слов “Во поле береза стояла” поется “Тихо мы в ладошки ударим”. Это упражнение можно выполнять по-разному: дети от 1 года до 1 года 8 месяцев хлопают самостоятельно, повторяя за воспитателем, а дети от от 1 года 8 месяцев до 2-х лет дети, узнав знакомую мелодию, могут хлопать самостоятельно без показа. Здесь важно, чтобы дети учились различать piano и forte.
В упражнении “Бубен” М. Чарной на русскую народную мелодию “Светит Месяц” дети учатся ритмично ударять по бубну.
В пляске “Наряжу Танечку” В. Петровой на русскую народную песню “Уж я золото хороню” в обработке Е. Тиличеевой дети танцуют с платочком.
Игра на музыкальных инструментах - неотъемлемая часть музыкального занятия. Слушая звучание русских народных инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа. Наиболее простой, доступный для детей оркестр — шумовой. Дети благодаря участию в этом оркестре учатся ритмично воспроизводить хлопками сильные доли тактов, отмечать метр музыки. В зависимости от характера произведения можно использовать такие инструменты, как колокольчик, барабан, бубен, ложки. Игра на народных музыкальных инструментах является увлекательным, интересным видом музыкальной деятельности школьников.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях
Использование фольклора на музыкальных занятиях благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей ребенка, поэтому его использование на музыкальных занятиях очень важно.
Фольклор помогает расширить кругозор, развивает речь, память, певческие навыки, образное мышление и даже физические навыки.
Список литературы
- Д.А. Рытов. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. Русские народные инструменты
- В. А. Петрова. Музыка-малышам
- Якубовская Елена Ивановна, Еремина Наталия Владимировна. Песенки, забавы, игровая гимнастика для малышей. Методическое пособие. Часть1
- Н. Калугина и В. Попов. Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения
- Новоскольцева И.А., Каплунова И.М. Программный сборник "Ладушки"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор на музыкальных занятиях и развлечениях
Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его....
Обобщение опыта работы "Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"
"Русский фольклор на музыкальных занятиях и утренниках"...
Доклад на тему: «Русский фольклор в организации праздников в дошкольных образовательных учреждений»
В последние годы в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчест...
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении. Игровые упражнения.
Игровые упражнения....
«Русский фольклор в организации праздников в дошкольных образовательных учреждений»
Основная цель – формирование положительной мотивации к изучению русского фольклора,...
Использование русского фольклора на музыкальных занятиях
Фольклор - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Таким образом, учитывая ценностно-ориентированную сущность фольклора можно сделать вывод, что искусство и фольклор является основны...
Статья «Использование элементов нейрокоррекции на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении»
Аннотация. В статье определяются особенности применения элементов нейропсихологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении.Ключевые слов...