"Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста"
консультация

Сулейманова Зуля Гаджиевна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ!

«РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Цель – решение задач сенсорного развития детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи.

Сенсорное воспитание в период раннего детства — основной вид воспитания. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и тому подобное).

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, прямоугольник.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета в той или иной деятельности проверяются или уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения как воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее.

Таким образом, сенсорное воспитание ребёнка раннего возраста должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью и решать следующие задачи:

  • развивать и совершенствовать у детей раннего возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
  • развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения, микро и макромоторику воспитанников;
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания детей было проведено анкетирование.

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей.

Выполнение первых двух задач основывалось на следующей идее: сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на поли сенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада, его территории и предметно пространственной среды.

Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы осуществляется в виде:

  • Непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • Образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельной деятельности детей;
  • Взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организованная образовательная деятельность:

  • игры, развивающие;
  • наблюдения на прогулке; сезонные наблюдения;
  • конструирование;
  • рассматривание и обсуждение предметных картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений декоративно-прикладного искусства, анализ цвета, формы;
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка).

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:

  • закрепление цвета, формы, величины, назначения разных предметов одежды при одевании;
  • развитие тактильных и вкусовых ощущений при приеме пищи;
  • ознакомление со свойствами воды во время умывания;
  • обогащение сенсорного опыта детей во время прогулок.

Самостоятельная деятельность детей:

  • самостоятельное применение полученных знаний и умений в играх;
  • развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений при самостоятельной работе с изобразительным материалом.
  • взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
  • формирование знаний родителей о значении, целях и методах сенсорного развития детей данного возраста (консультации, памятки);
  • оказание консультативной помощи и профилактической поддержки родителям по различным вопросам сенсорного воспитания малышей;
  • активизирование родителей к поисковой и творческой деятельности в условиях сотрудничества с педагогом (тематические выставки).

Для развития тактильной чувствительности у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен:

  • для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  • снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона;
  • активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Таким образом, в своей работе я выделила принципы организации уголка:

  • доступность;
  • безопасность;
  • полифункциональность.

ВЫВОД

Одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников.

Подобные цели реализуются мною проведением развивающих игр, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

Я использую различные развивающие игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей.

По возможности использую и естественные условия природной среды: игры с водой, мелкими камушками, сухим песком и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Методическая разработка Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Пояснительная запискаРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без к...

Сенсорное развитие детей раннего возраста и дошкольников в образовательных системах Вальдорфской и М. Монтессори.

Развитие ребенка — это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум — это чистый лист, на котором жизнь...

Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ

доклад на методическом обьединении воспитателей 2018...

Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в пр...

Методическая разработка Картотека Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………….3Введени...