Методическая разработка Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
методическая разработка по теме

Лазарева Елена Евгеньевна

Пояснительная записка

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно  на  сенсорном  развитии  сосредоточили  свое  внимание  отечественные  и  зарубежные  ученые,так  как   сенсорное  развитие  имеет  огромное   значение  у  ребенка  на  определенном  этапе  его  развития. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. На мой взгляд, кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая  за совсем маленьким ребенком,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, я  поняла, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями. Так, О.В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности.  В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. Знакомство ребенка с сенсорными эталонами происходит в следующей последовательности. Сначала его знакомят с основными образцами, а затем - с их разновидностями. При этом разные эталоны должны сопоставляться между собой и называться сначала взрослым, а потом ребенком. Только тогда они будут хорошо закрепляться в памяти. Усвоению полученных знаний способствуют игры, когда ребенок самостоятельно изображает, а затем раскрашивает и вырезает различные фигурки. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.   Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. Система сенсорного воспитания была разработана советскими учеными, педагогами и психологами А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др. на основе современных дидактических принципов. На каждом занятии решение задач преемственно ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

Работая над данной темой, я смогла убедиться  в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

Цель раздела:

Формировать сенсорную культуру ребенка в период раннего детства. Развивать и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи раздела:

Образовательные:

- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;

- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);

- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;

- обогащать активный и пассивный словарь детей;

Воспитательные:

- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы;

- развивать мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (из опыта работы)

Описание: данный материал будет полезен педагогам дошкольного образования. В данной статье я попыталась научно обосновать тему сенсорного развития детей раннего возраста, как залога успешног...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Целью данной работы является формирование сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактической игры....

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также ...

Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе предметно-игровой деятельности».

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.д.Ведущим видом деяте...