Сенсорное развитие детей раннего возраста и дошкольников в образовательных системах Вальдорфской и М. Монтессори.
консультация

Добраш Елена Михайловна
 
Развитие ребенка — это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум — это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.
Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления.
Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно"
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
  Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью  Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Таким образом, актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
 Свобода, интерес, и индивидуальный подход – вот три основных момента, вокруг которых построена педагогическая основа методики Монтессори. Основополагающим принципом этого направления считается сохранение за ребёнком любого возраста права выбора – что он будет делать, какое он выберет занятие, оказавшись в комфортной для него обстановке обучающего класса. Обучение в школе Монтессори строится на эффективном взаимодействии трёх его частей: ученика (ребёнка), наставника (учителя) и окружающей среды.
Классическая комната для занятий по этой методике поделена на несколько зон, в которых скомпонован необходимый для обучения тематический материал. Это зоны практической жизни, сенсорного восприятия, математическая и лингвистические зоны, а также зона Космоса, то есть, то пространство, которое позволяет детям получить познания об устройстве окружающего мира и вселенной.
Материалы для занятий в школе Монтессори  очень наглядны, и предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира. Все дидактические пособия представлены так, что дают ученику возможность проявить максимум самостоятельности в его действиях.
Методика Монтессори великолепно развивает способности детей анализировать и мыслить логически, создаёт предпосылки для правильного и своевременного развития речевых навыков.
 Очень любопытная методика для раннего развития детей, сильно отличающаяся от преведенной выше. Основное ее отличие состоит в том, что педагоги Вальдорфской школы не ставят главной целью своего обучения раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Приобретением  ребёнком навыков чтения и письма до его поступления в школу.
В то же время эта методика придаёт большое значение получению малышом практических ремесленных навыков (лепка, выпечка хлеба, плетение кружев, самостоятельное изготовление игрушек и т.д.). Ребёнок активно вовлекается в хлопоты по организации домашнего хозяйства: участвует в уборке комнаты, накрывает на стол.
В Вальдорфской школе стараются максимально воссоздать естественные, природные условия для роста детей: там запрещены телевизор и СМИ, приветствуется лечение народными средствами и гомеопатией.
Большое внимание уделяется двигательной активности детей, в том числе в форме народных танцев, хороводов, ролевых игр.
Эта методика, прежде всего, ориентирована на стимуляцию духовного роста личности ребёнка. Вряд ли она подойдёт тем родителями, которые заинтересованы в развитии у малыша аналитических и «технических» способностей.
Выбирая ту или иную педагогическую концепцию, необходимо помнить, что методики раннего развития бесконечно разнообразны, а идеальной, отвечающей всем запросам родителей, просто не существует.  Поэтому необходимо тщательно проанализировать ту или иную методику, перед тем, как вы примете решение начать обучение своего ребёнка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей раннего возраста и дошкольников в Вальдорфской и Монтессори образовательных системах.

Развитие ребенка — это непрерывный процесс. Малыш начинает накапливать знания и приобретать различные навыки, начиная с самого рождения. Его разум — это чистый лист, на котором жизнь пишет свою историю. Детская память способна вместить неограниченное количество информации, и чем она обширнее, тем более разносторонне развивается ребенок.

Гипотеза о том, что мозг человека функционирует далеко не на полную мощность, ставшая уже неоспоримым фактом, кардинально поменяла отношение многих педагогов к обучению в раннем возрасте. От 0 до 6 лет дети способны поглощать колоссальное количество информации, которая не забывается, как думают многие, а, наоборот, фиксируется, чтобы «всплыть» в нужное время. И если уделять достаточно внимания обучению ребенка в этом возрасте, можно добиться блестящих результатов, активизировав скрытые резервы памяти и мышления.

Заниматься с малышом по Зайцеву или по Доману? Отдавать в монтессори-садик или в вальдорфский? А может, лучше вообще оставить дома с няней и отложить учебу до более позднего времени? Сегодня молодые мамы задают себе эти вопросы, еще склоняясь над колыбелью новорожденного. Раннее развитие стало реальностью нашей жизни, и все больше родителей приходят, вслед за японскими педагогами, к выводу: "после трех уже поздно"

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

  Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью  Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Как справедливо отмечает Б.Г. Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Таким образом, актуальность проблемы  заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

 Свобода, интерес, и индивидуальный подход – вот три основных момента, вокруг которых построена педагогическая основа методики Монтессори. Основополагающим принципом этого направления считается сохранение за ребёнком любого возраста права выбора – что он будет делать, какое он выберет занятие, оказавшись в комфортной для него обстановке обучающего класса. Обучение в школе Монтессори строится на эффективном взаимодействии трёх его частей: ученика (ребёнка), наставника (учителя) и окружающей среды.

Классическая комната для занятий по этой методике поделена на несколько зон, в которых скомпонован необходимый для обучения тематический материал. Это зоны практической жизни, сенсорного восприятия, математическая и лингвистические зоны, а также зона Космоса, то есть, то пространство, которое позволяет детям получить познания об устройстве окружающего мира и вселенной.

Материалы для занятий в школе Монтессори  очень наглядны, и предоставляют возможность малышам практически любого возраста самостоятельно проводить опыты, направленные на познание окружающего мира. Все дидактические пособия представлены так, что дают ученику возможность проявить максимум самостоятельности в его действиях.

Методика Монтессори великолепно развивает способности детей анализировать и мыслить логически, создаёт предпосылки для правильного и своевременного развития речевых навыков.

 Очень любопытная методика для раннего развития детей, сильно отличающаяся от преведенной выше. Основное ее отличие состоит в том, что педагоги Вальдорфской школы не ставят главной целью своего обучения раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Приобретением  ребёнком навыков чтения и письма до его поступления в школу.

В то же время эта методика придаёт большое значение получению малышом практических ремесленных навыков (лепка, выпечка хлеба, плетение кружев, самостоятельное изготовление игрушек и т.д.). Ребёнок активно вовлекается в хлопоты по организации домашнего хозяйства: участвует в уборке комнаты, накрывает на стол.

В Вальдорфской школе стараются максимально воссоздать естественные, природные условия для роста детей: там запрещены телевизор и СМИ, приветствуется лечение народными средствами и гомеопатией.

Большое внимание уделяется двигательной активности детей, в том числе в форме народных танцев, хороводов, ролевых игр.

Эта методика, прежде всего, ориентирована на стимуляцию духовного роста личности ребёнка. Вряд ли она подойдёт тем родителями, которые заинтересованы в развитии у малыша аналитических и «технических» способностей.

Выбирая ту или иную педагогическую концепцию, необходимо помнить, что методики раннего развития бесконечно разнообразны, а идеальной, отвечающей всем запросам родителей, просто не существует.  Поэтому необходимо тщательно проанализировать ту или иную методику, перед тем, как вы примете решение начать обучение своего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ  МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный   план...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»  Я работаю с детьми раннего возраста. Малыши, которые приходят к нам в группу, практически не умеют говор...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори» статья

статья рассказывает родителям о значимости данной игры в развитии дошкольника с раннего возраста...

Сенсорное развитие детей раннего возраста на основе игры «Рамки и вкладыши М. Монтессори»

Знакомясь с окружающим миром, малыши познают свойства различных предметов и материалов, расширяется активный словарь детей. Поэтому я решила, в своей работе, делать упор на развитие сенсорики и мелкой...

Работа с родителями по сенсорному развитию детей раннего возраста и дошкольников

Сенсорное развитие является важнейшей задачей для педагогов и родителей, основой для познавательного и торческого развития личности ребенка...