Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст) Осипова Татьяна Васильевна
план-конспект занятия (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» (средний дошкольный возраст)
Осипова Татьяна Васильевна
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.
Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.
Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.
Новизна дополнительной образовательной программы «Веселая математика» состоит в том, что каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей активизации словарного запаса детей. При подборе игр учитывается то, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, - только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Здесь присутствует новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.
Актуальность данной Программы обусловлена следующими обстоятельствами:
• более ранним началом систематического обучения в школе,
• значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,
• изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.
Программа предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Цель данной Программы - повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:
- развитие мотивационной сферы;
- интеллектуальных творческих сил;
- качества личности.
Задачи Программы :
1. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребёнка.
2. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения.
3. Развитие психических процессов (ощущение, восприятие, представление).
4. Развитие вариативного и образного мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
5. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
6. Формирование умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их, строго придерживаться, заданным, правилам алгоритма.)
За основу построения Программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной
информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга.
Принципами формирования Программы являются :
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
• принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
• принцип полноты необходимости и достаточности (поставленные цели и задачи решаются только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста :
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «Занимательная математика».
1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса :
В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.
Занятия в кружке «Веселая математика» помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
2. Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3. Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
4. Любовь к предмету – математика.
1.3 Программа кружка «Веселая математика расчитана на 1 год.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Модель образовательного процесса.
Учебно-календарный план
месяц неделя
Вид деятельности Название занятия Задачи занятия
сентябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на начало года «Определение уровня развития математических знаний на начало года» Опрос детей по ФЭМП на начало года с целью определения уровня развития дошкольников.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов» Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Числа 1, 2» Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве.
4 Познавательно –исследовательская Коммуникативная Игровая «Геометрические фигуры» Закреплять названия геометрических фигур, умение классифицировать их по форме, цвету, сравнивать две группы предметов путем приложения, определять, каких предметов больше (меньше) без счета.
октябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка в пространстве» Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток; учить называть предметы квадратной и круглой формы.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Число 3» Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение по высоте» Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Треугольник» Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предмет из треугольников; сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.
ноябрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Куб, шар» Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная
Продуктивная «Куб, шар (продолжение)» Закрепить названия геометрических тел «куб, шар» Упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Порядковый счет» Упражнять в счете по порядку; закреплять умение отвечать на вопросы: который, какой; составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; закреплять представление о том, что количество предметов не зависит от их расположения; закреплять последовательность частей суток.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Число 4» Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету в пределах 4; соотносить числительное с каждым из предметов; отличать количественный счет от порядкового, раскладывать предметы правой рукой слева направо.
декабрь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Прямоугольник» Познакомить детей с прямоугольником; учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Геометрические фигуры» Учить называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; закреплять представления о временных отрезках: утро, день, вечер, ночь.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Состав числа 4» Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить считать в пределах 4; уметь отличать количественный счет от порядкового.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 4» Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию.
январь 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 4 (закрепление)» Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; закреплять умение отличать количественный счет и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который по счету; счет по осязанию.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Продуктивная «Геометрические фигуры» Учить сравнивать предметы по величине; устанавливать равенство между группами предметов, закреплять знания о частях суток.
февраль 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по величине» Учить моделированию предмета из палочек одной длины, сравнивать предметы, ориентироваться в пространстве; упражнять в счете в пределах 4, умении различать количественный и порядковый счет; отвечать на вопросы: сколько, который.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по высоте» Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете в пределах 4; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка во времени» Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять в сравнении полосок по длине, учить раскладывать брусочки в порядке убывания; учить отражать в речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т. д. 4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Счет в пределах 5» Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5; уметь соотносить количество с цифрой; уметь классифицировать предметы по цвету, величине.
март 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Измерение предметов» Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Измерение предметов» (продолжение) Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко).
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по высоте» Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначать словами результаты сравнения; закреплять знания о временных отрезках.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Порядковый счет» Упражнять в счете в пределах 5; продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине.
апрель 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка в пространстве» Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Величина» Упражнять в сравнении предметов по величине, умении отражать в речи результат сравнения; закреплять названия геометрических фигур, упражнять в счете в пределах 5.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Ориентировка во времени» Закрепить представления о сутках, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Продуктивная «Геометрические фигуры (закрепление)» Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); упражнять в счете; учить ориентироваться в пространстве.
май 1 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Сравнение предметов по величине» Учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами результат сравнения (выше, ниже, шире, уже, больше, меньше); закреплять умение различать порядковый счет от количественного, правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету.
2 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная «Повторение материала» Закреплять знания цифр в пределах 5; умение ориентироваться в пространстве.
3 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на конец года «Определение уровня развития математических знаний на конец года» Опрос детей по ФЭМП на конец года с цель подведения итогов работы кружка.
4 Познавательно –исследовательская Игровая Коммуникативная Диагностика на конец года «Определение уровня развития математических знаний на конец года» Опрос детей по ФЭМП на конец года с цель подведения итогов работы кружка.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе - 20 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностный ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
В Программе используются основные методы и приемы:
• Практический метод
На занятиях кружка он является ведущим, суть которого в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами и их заместителями (иллюстрация, рисунок, модель).
Практический метод подкрепляется приемами:
1. Упражнения в виде заданий.
2. Действия с демонстрационным материалом.
3. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
• Игровой метод
Его можно выделить как самостоятельный метод или же часть практического. Наиболее широко на занятиях в качестве игрового метода используются дидактические игры, где благодаря обучающей задаче в виде игровой формы с игровыми действиями и правилами дети непреднамеренно усваивают определенное познавательное содержание. Метод подкрепляется приемами:
1. Использование элементов различных игр на занятии.
2. Соревнования, поиск, сюрпризный момент.
3. Руководство и обучающая роль педагога.
• Наглядный и словесный методы
Они не являются самостоятельными, а лишь должны сопутствовать практическим и игровым методам.
Приемы:
1. Показ
2. Вопросы
3. Пояснение, разъяснение, указание
4. Инструкция для выполнения самостоятельного упражнения
5. Сравнение, анализ, синтез, обобщение
6. Методические приемы (наложение, приложение и т. д.)
7. Контроль и оценка
8. Моделирование
Индивидуальные занятия кружковой деятельностью проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе результатов диагностики, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач, индивидуальных успехов каждого ребенка. Продолжительность индивидуальной работы – 5-10 минут, направлена на осуществлении коррекции недостатков выявленных в ходе диагностики.
Проведение занятий 15.45 - 16.05
3. 3 Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
2. «Занятия по формированию элементарных математических представлений детей 4-5 лет» Помораева И. А., Позина В. А. – М. : «Мозаика-Синтез», 2016
3. Авторская программа «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
4. Сценарии занятий «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
5. Рабочая тетрадь «Математика в детском саду» В. П. Новикова Мозаика – Синтез, Москва 2016 г. ,
Кузнецова Е. В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей,
в стихах. – М. : ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате А4, 406 с.)
6. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 2009 г.
7. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей» Смоленцева А. А., Суворова О. В. - «Детство-пресс» 2010г.
8. Интернет- ресурс.
Посещает 12 воспитанников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» определяет цели, задачи, содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образ...
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...
«Пластилиновая фантазия» Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успеш...
Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"
Программа кружка дополнительного образования "Веселый пластилин"...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей среднего дошкольного возраста «Пластилиновая фантазия»
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Занимательная математика" для детей 4-7 лет
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычку дума...