Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
рабочая программа по информатике (старшая группа) на тему
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» определяет цели, задачи, содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению,обеспечения воспитанникам всестороннего гармоничного развития.Данная программа разработана для возрастной категории детей от 5 до 6лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vesyolaya_informatika.docx | 84.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по дополнительному образованию
для детей старшего дошкольного возраста
«Веселая информатика»
ОГЛАВЛЕНИЕ
I.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
(от 5 до 6 лет)…………………………………...….……………………………8
(от 6-7 лет)………………………………………………………………………11
1.3Целевые ориентиры образовательного процесса………………………….15
1.4Планируемые результаты освоения программы ……………………..……17
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы дополнительного образования…………………18
2.2 Формы и методы работы……………………………………………………22
2.3 Технологии обучения………………………………………………………..25
2.4 Структура занятия…………………………………………………………25
2.4 Тематический план………………………………………………………….26
2.5 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Весёлая информатика»……………………………………………....29
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации образовательного процесса…………………..31
3.2 Предметно – пространственная развивающая среда……………………..31
3.3Программно – методический комплекс……………………………………33
I. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Звёздочка» определяет цели, задачи, содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению,обеспечения воспитанникам всестороннего гармоничного развития.Данная программа разработана для возрастной категории детей от 5 до 6лет.
Программа дополнительного образования разработана в соответствии с:
- «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 г № 273 - ФЗ в ред. от 25.12.2013);
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
- Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/; А.В.Горячева «Информатика в играх и задачах».
Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации воспитанников на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. Деятельности детей дошкольного возраста составляют аксиологический, компетентностный и личностно – деятельностный подходы.
С точки зрения аксиологического подхода, изучение информатики может рассматриваться как
1) усиление личной нравственной мотивации, способствующей возникновению интереса и потребности в изучении информатики;
- расширение кругозора и развитие личности;
- мировоззренческая – приобретение знаний, создающих единую картину мира;
- формирование шкалы нравственных ценностей;
- системообразующая – аксиологическое обеспечение связей всех элементов получаемых знаний между собой.
Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.
Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком навыком решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач и саморазвитие ребенка.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество ДОУ с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в познавательном развитии;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательного процесса педагога. Программа ориентирована на развитие умения рассуждать строго и логически, на развитие логики, алгоритмического и системного мышления, развитие фантазии и творческого воображения. Она учит выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям и т.д.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Отличительной особенностью программы является: активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Цели программы :
- Дать детям фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой
- Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой
- Формировать навыки решения логических задач и знакомить с общими принципами решения задач
Перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование предпосылок учебной деятельности, воспитание интереса к процессу обучения.
Задачи программы:
Обучающие:
- создать базу знаний, связанную с информатикой
- развивать образное и логическое мышление
- формировать понятия и способы информационной деятельности
Развивающие:
- развивать творческие способности и наклонности детей
- создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе
Воспитывающие:
- воспитывать умение работать в группе
- самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей
- воспитывать положительное отношение к сверстникам и взрослым
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.
1.2 Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
( от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационновзятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточнооригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
(от 6 до 7 лет).
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
1.3 Целевые ориентиры образовательного процесса
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»
1.4Планируемые результаты освоения программы
В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Скорее всего, можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.
В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
- сопоставлять части и целое предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
- приводить примеры истинных и ложных высказываний;
- приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
- формулировать отрицание по аналогии;
- пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
- видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
- проводить аналогию между разными предметами;
- находить похожее у разных предметов;
- представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
- переносить свойства одного предмета на другие.
II. Содержательный раздел
2.1 Содержание программы дополнительного образования
Содержание программы выстраивается с учетом следующих принципов: - Принцип целостности восприятия мира предполагает наполнение жизни детей яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира.
-Принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности старших дошкольников.
- Принцип сотрудничества основывается на взаимосвязи ребенка и педагога, что обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути творческого развития.
- Принцип спиральности основывается на наращивании сложности одного и того же понятия на каждом новом этапе обучения.
- Принцип продуктивности и эффективности в области информационно-коммуникативных технологий.
Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:
Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:
- абстрагирования;
- иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);
- создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):
- научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
- познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);
- научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);
- познакомить с главной функцией (назначением) предметов;
- научить расставлять события в правильной последовательности;
- научить описывать свои действия;
- научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;
- научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
- научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;
Задачи, связанные с предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений:
- познакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);
- познакомить с отрицанием (не вводя термина);
- научить формулировать отрицание по аналогии;
- познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;
- познакомить с логической операцией «И» (не вводя термина);
Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения:
- научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
- научить видеть пользу и вред того или иного свойства в разных ситуациях;
- научить проводить аналогию между разными предметами;
- научить находить похожее у разных предметов;
- научить переносить свойства одного предмета на другие;
- научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.
При решении задач по развитию творческого воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Курс информатики ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.
Педагог создает условия для подготовки дошкольников к творческой созидательной деятельности, развития фантазии, воображения.
Поскольку предполагается, что на занятиях дети могут выполнять задания, относящиеся к разным темам, то на этих занятиях закрепляются и расширяются знания других образовательных областей.
В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков, речь идет только о приобретении и развитии ряда умений, поэтому каждое занятие курса имеет в своей структуре как теоретическую, так и практическую части.
2.2 Формы и методы работы
Программа доступна и интересна дошкольникам, в ней максимально возможно применяются следующие методы, позволяющие дать детям первоначальные основы информатики (структуры, классы, алгоритмы, кодирование информации и др.):
Словесныеметоды и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
Беседы, рассказ, загадки, вопросы – без этого не обходится ни одно занятие по программе А.В.Горячего «Все по полочкам».
Некоторые из них строятся на русских народных сказках, пословицах, поговорках.
Наглядные методы:
Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к занятию, дает возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.
Без демонстрации наглядности (презентации, демонстрационного материала, карточек, индивидуальных тетрадей) невозможно провести ни одного занятия.
Такие занятия как: «Дорожка», «Симметрия» и др. - все они на наглядных методах и приемах. На каждом занятии показывают ребенку либо способ выполнения задания, либо карточку с заданием, которое надо выполнить.
Демонстрация наглядных заданий на карточках, тетрадях и с помощью мультимедийной установки.
Показ карточки - задания используется в обучении анализу, в построении плана выполнения задания.
Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием помогает раскрыть перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения.
Показ жестом выполнения задания, можно использовать частичный показ – выполнение тех или иных игровых действий. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями,
Практические методы:
Нельзя научить детей, только показывая и рассказывая, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности детей. Как бы хорош не был образец, насколько бы интересен не был рассказ, дети не научатся, не упражняясь. Именно с помощью практических методов формируются практические умения и навыки. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала, на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, умений и навыков.
Ведущим практическим методом является упражнение:
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая (подражательные упражнения), в других ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал и, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.
Игровые методы:
Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.
Для развития остроты восприятия используются игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.
Метод интерактивной игры
В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Педагогическая роль в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.
Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создать условия для обретения значимого для них опыта социального поведения. Интерактивная игра - не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети учатся узнавать новое, понимать себя и других и приобретают собственный опыт.
У детей в процессе обучения по данной программе, происходит расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, лабиринтными и комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Игровая деятельность дошкольников постепенно переходит в радость учения, что так необходимо будущим ученикам.
2.3 Технологии обучения
В программе по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика» используются следующие технологии обучения:
- игровая технология;
- технология, опирающиеся на познавательный интерес;(Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов)
- технолигия проблемного обучения;
- пректная технология;
- ИКТ.
2.4 Структура занятия
Учебная нагрузка составлена с учётом требований инструктивно - методического письма Министерства образования РФ от 14.03.2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях возраста в организационных формах обучения» и в соответствии с «Постановлением Главного Государственного Санитарного врача РФ от 26.03.2003 №24»
Одно занятие в неделю продолжительность 20 -30 минут.
Каждое занятие комплексное ( включает в себя 3 этапа)
I этап – подготовительный.
Идёт погружение ребёнка в сюжет занятия через развивающие игры,логические задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ребёнку справиться с поставленной задачей.
II этап – основной.
Работа в рабочей тетради, в дидактических карточках, решение логических задач. Работа за компьютером.
выполнение задания (7–10 минут для детей 5–6 лет, 10–15 минут для детей 6–7 лет). Физминутка
III этап – заключительный.
Необходим для снятия зрительного напряжения.
Проводятся гимнастика для глаз. физминутки,точечный массаж, самомассаж.
2.5 Тематический план (для детей от 5 – 6 лет)
№ | Темы занятий | Количество занятий |
Октябрь | ||
1 | Знакомство с компьютером. Техника безопасности.Рабочий стол. Манитор «мышь» | 1 |
2 | Что такое информация? Признаки предметов. | 1 |
3 | Узнавание предметов по выделенным признакам. | 1 |
4 | Сравнение признаков предметов | 1 |
Ноябрь | ||
5 | Обобщение предметов по признаку. | 1 |
6 | Разбиение группы на подгруппы | 1 |
7 | Выделение подгруппы в группы | 1 |
8 | Соотнесение элементов двух групп между собой | 1 |
Декабрь | ||
9 | Обобщение по признаку. | 1 |
10 | Выделение главных свойств предметов. | 1 |
11 | Формирование понятий «часть и целое». | 1 |
12 | Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам. | 1 |
Январь | ||
13 | Закономерность в расположение предметов. | 1 |
14 | Вложенность множеств предметов с общими свойствами. | 1 |
15 | Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков. | 1 |
Февраль | ||
16 | Упорядочение серии предметов по разным признакам. | 1 |
17 | Последовательность событий. | 1 |
18 | Расстановки и перестановки. | 1 |
19 | Задачи – шутки(на внимание и логические рассуждения) | 1 |
Март | ||
20 | Упражнения на развития воображения | 1 |
21,22 | Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции | 2 |
23 | Части – целое | 1 |
Апрель | ||
24 | Сравнивание объектов. Отличия. | 1 |
25 | Объединение множеств, задаваемых свойством. | 1 |
26 | Вложенность множеств, характеризуемых свойствами. | 2 |
27 | Элементы кодирования | 1 |
Май | ||
28 | Развития творческого воображения | 1 |
29 | Функции (назначение предметов) | 1 |
30 | Отображение множеств | 1 |
31 | Выделение свойств | 1 |
Всего: | 32 |
(для детей 6-7лет)
№ | Темы занятий | Количество занятий |
Октябрь | ||
1 | Сравнение предметов по свойству | 1 |
2 | Подготовка к знакомству с отрицанием | 1 |
3 | Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь» | 1 |
4 | Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей. | 1 |
Ноябрь | ||
5 | Подмножества с общим свойством. Часть и целое. | 1 |
6 | Описание последовательности действий. | 1 |
7 | Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И». | 1 |
8 | Элементы кодирования. Симметрия по образцу. | 1 |
Декабрь | ||
9 | Обобщение по признаку. | 1 |
10 | Выделение главных свойств предметов. | 1 |
11 | Разбиение множеств на подмножества с общим свойством. | 1 |
12 | Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам. | 1 |
Январь | ||
13 | Вложенность множеств предметов с общими свойствами. | 1 |
14 | Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков. | 1 |
15 | Подготовка к введению понятия «Алгоритм». | 1 |
Февраль | ||
16 | Упорядочение серии предметов по разным признакам. | 1 |
17 | Последовательность событий. | 1 |
18 | Расстановки и перестановки. | 1 |
19 | Задачи – шутки(на внимание и логические рассуждения) | 1 |
Март | ||
20 | Упражнения на развития воображения | 1 |
21,22 | Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции | 2 |
23 | Части – целое | 1 |
Апрель | ||
24 | Сравнивание объектов. Отличия. | 1 |
25 | Объединение множеств, задаваемых свойством. | 1 |
26 | Вложенность множеств, характеризуемых свойствами. | 2 |
27 | Элементы кодирования | 1 |
Май | ||
28 | Простейшие алгоритмы расстановки | 1 |
29 | Функции (назначение предметов) | 1 |
30 | Отображение множеств | 1 |
31 | Выделение свойств | 1 |
Всего: | 32 |
2.5 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Весёлая информатика»
Мониторинг достижения детьми плнироруемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год (в начале и в конце года) и исплользуется исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализация образования ( в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории )
- оптимизация работы с группой детей
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы включает в себе следующие задания.
Задание 1. На листе бумаги изображены геометрические фигуры, разные по размеру, цвету и форме.
-Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Обведи в круг только одинаковые? И т. д.
Цель: выявит умение классифицировать геометрические фигру по заданному признаку.
Задание 2. Ваня выше Лены, а Лена выше Саши.
Кто самый высокий и самый низкий?
Цель: выявит умения решать логические задачи.
Задание 3.Что произойдёт если у тебя вырастут крылья?
Цель: выявить умения устанавливать причино – следственные связи.
Задание 4. Составь цепочку событий (алгоритм)
Цель: сотавить правильную последовательность событий.
Задание 5. Сотавить группу предметов по признакам.
Цель: выявить знания детей обощать предметы в одну группу.
Задание 6. Цель: выявить умение логически правильно строить вопросы
Игра «Задай вопрос»
Задание 7. Цель: выявить умение детей определять где истинное и ложное высказывание.
Игра « Истина или ложь»
Задание 8. Цель: выявить умение составлять логические задачи.
Составление задач по рисункам.
Задание 9. Цель: выявить умения сотавлять из частей целое.
III. Организационный раздел
3.1 Особенности организации образовательного процесса
Занятие проводится один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 – 30 минут. Каждое занятия включает в себя 3 этапа.
1 этап - подготовительный ( 5 минут)
Идет погружения ребёнка в сюжет занятия через развивающие игры, беседы, логические задачи.
2 этап – основной (20 минут)
Решение логических задач, физ.минутка, конкурсы, соревнования.
3 этап – заключительный (5 минут)
Необходим для снятия зрительного напряжения.
3.2Предметно – пространственная развивающая среда
1. Наглядно-дидактическое пособие.
2. Компьютерная техника
Ноутбуки – 4 шт.;
Принтер;
Мультимедиа проектор;
Интерактивная доска;
Сканер.
Вся техника имеет гигиеническое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.
В компьютерном классе выделено место для игротеки. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики это игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9- го», «Найди отличия». Познавательные книги для дошкольников. Также представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие, это и лото, и домино, и маршрутные игры («ходилки»). Главный принцип отбора — игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.
3.2 Программно – методический комплекс
- Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»
- Горячев А.В. «Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников». – М., Ювента, 2002 .
- Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.
- Бабаева Т. И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 2000.
- Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
- Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.
- Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс - М, Изд. дом «Дрофа», 2001.
- Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков: Фолио, Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.
- Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.
- Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. М.: Просвещение, 2004.
- Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение, 1995.
- Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
- Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2000, с. 36.
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1999.
- Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками - Информатика, № 31, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»
Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"
Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...
Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успеш...
Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Юные математики»
кружок...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветные фантазии»
Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к ув...