Развитие речи
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения профессионального уровня (самообразования) по теме: «Развитие речи дошкольников»
на 2018-2023 гг.
Воспитатель: Сахабиева Г.З.
Индивидуальный план самообразования
ФИО: Сахабива Гелюся Замиловна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников»
- 2018-2019 учебный год «Развитие речи детей в различных видах деятельности»:
- 2019-2020 учебный год «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края»
- 2020-2021 учебный год «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»
- 2021-2022 учебный год «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
2022-2023 учебный год «Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Срок реализации: 2018-2023 гг.
Актуальность выбранной темы
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.
Цель:
-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;
-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;
-изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;
-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
2018-2019 учебный год (первый год обучения)
Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Срок реализации |
Работа с детьми | |||
1 | Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». | Составление картотеки артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр | Сентябрь 2018 |
2 | Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Сөмбелә”, “Нәүрүз” | Изготовление атрибутов к утренникам | В течение 2018-2019 учебного года |
3 | Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». | Изготовление дидактических игр | Ноябрь 2018г. |
4 | Лэпбук «Говорящий куб» возраста» | Изготовление лэпбука | Декабрь – Январь 2019г. |
5 | Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семейный ужин» и т.д. Обыгрывание стихотворений А. Барто «Игрушки» Заучивание игры с движением «Строим дом» | Беседа Чтение Составление сюжета к играм Заучивание | Февраль 2019г. |
6 | Наблюдения на прогулке «Изменения в природе», «Мой двор» и т.д. | Составление картотеки наблюдений и прогулок | Март 2019г. |
7 | Конкурс чтецов (групповой конкурс) | Составление сценария конкурса | Апрель 2019г. |
8 | Экскурсия «Весенняя красота» | Составление конспекта экскурсии | Май 2019г. |
Работа с педагогами | |||
1 | Консультация «Развитие речи детей в различных видах деятельности» | Выступление на методическом часе | Ноябрь 2018г. |
2 | Презентация Лэпбука | Выступление на педсовете | Февраль 2019г. |
3 | Брошюрка «Потешки в кармане» | Изготовление брошюрки для педагогического коллектива | Апрель 2019г. |
Работа с родителями | |||
1 | Консультация «Форма развития речи детей в условиях семьи» | Выступление на родительском собрании | Сентябрь 2018г. |
2 | День открытых дверей | Составление плана Дня открытых дверей | Декабрь 2018г. |
3 | Анкетирование родителей | Составление анкет | Сентябрь-Октябрь 2018г. Апрель Май 2019г. |
4 | Составление папок-передвижек и консультаций «Развитие речи в детском саду» | Изготовление папок передвижок | Март 2019г. |
5 | Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи. | Составление подборки книжек | В течение учебного года |
6 | Индивидуальная помощь родителям по их запросам | Консультации по запросу | В течение учебного года |
Список литературы:
• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова. «Учимся по сказке» Т. Большева.
• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
2019-2020 учебный год (второй год обучения)
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края»
Цель: повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие речи детей через ознакомление с окружающим миром.
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Срок реализации |
Работа с детьми | |||
1 | Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки. | Составление картотеки словаря, пальчиковых гимнастик и логопедических игр | Сентябрь – Октябрь 2019г. |
2 | Развлечение «Матушка-земля» | Изготовление атрибутов к развлечению | Ноябрь 2019г. |
3 | Открытое занятие «Здравствуй солнышко» | Творческий отчёт | Апрель 2020г. |
4 | Оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные исследователи», «Волшебный театр», «Юные сказочники», «Здравствуй, книжка» и т.д. | Изготовление атрибутов | Ноябрь-Декабрь 2019г. |
5 | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» | Беседы Разучивание Составление схем Изготовление картотек | В течение учебного года |
6 | Подготовка к утренникам: разучивание стихотворений, сценок и т.д. | Разучивание Подборка | В течение учебного года |
7 | Беседы Экскурсии Наблюдения | Составление картотеки бесед, экскурсий и наблюдений. | В течение учебного года |
Работа с педагогами | |||
1 | Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников» | Выступление на методическом часе | Октябрь 2019г. |
2 | Мастер-класс «Развитие речи детей через ознакомление с окружающим миром» | Выступление на методическом часе | Январь 2020г. |
3 | Папка-передвижка «Речевые игры. Способы их проведения» | Изготовление папки-передвижки для педагогического коллектива в методическом кабинете | Февраль 2020г. |
4 | Открытое занятие «Здравствуй солнышко» | Творческий отчёт | Апрель 2020г. |
Работа с родителями | |||
1 | Консультация «Форма развития речи детей через ознакомление с окружающим миром» | Выступление на родительском собрании | Сентябрь 2019г. |
2 | День открытых дверей | Составление плана Дня открытых дверей | Апрель 2020г. |
3 | Анкетирование родителей | Составление анкет | Сентябрь-Октябрь 2019г. Апрель Май 2020г. |
4 | Оформление уголка в приёмной «Сидим, изучаем. Время зря не теряем» | Оформление познавательного уголка для родителей | Март 2020г. |
5 | Памятка - рекомендация по проведению упражнений артикуляционной гимнастики | Изготовление памяток | Май 2020г. |
6 | Индивидуальная помощь родителям по их запросам | Консультации по запросу | 2019-2020 у.г. |
Список литературы:
А.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»
А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»
А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»
Т.С.Зенина“Родительские собрания в детском саду”.
В.Н. Волчкова; Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада”.
С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»
Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»
Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп.
Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность
Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] //
Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.)
Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука
Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал.
Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.
Чуковский К.И. От двух до пяти.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
2020-2021 учебный год (третий год обучения)
Тема: «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»
Цель: повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на развитие речи детей через обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками.
№ п/п | Содержание работы | Форма работы | Срок реализации |
Работа с детьми | |||
1 | Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки. | Составление картотеки словаря, пальчиковых гимнастик и логопедических игр | Сентябрь – Октябрь 2020г. |
2 | Инсценировка сказки | Изготовление атрибутов к развлечению | Ноябрь 2020г. |
3 | Открытое занятие | Творческий отчёт | Октябрь 2020г. |
4 | Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года | Изготовление атрибутов | Ноябрь-Декабрь 2020г. |
5 | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время инсценировки сказок | Выступления | В течение учебного года |
6 | Литературный вечер "Волшебная книга сказок" | Развлечение с родителями | Апрель 2021 |
7 | Работа над развитием речи через театральную деятельность, инсценировка сказки: «Кошкин дом» | Инсценировка сказки | Май 2020г. |
Работа с педагогами | |||
1 | Открытое занятие | Творческий отчёт | Октябрь 2020г. |
2 | Мастер-класс «Театр из бросового материала (диски)» | Выступление на семинаре | Октябрь 2020г. |
3 | Памятки для педагогов «Ска – развиваем речь детей»» | Изготовление памяток, представление на пед. часе | Февраль 2021г. |
4 | Консультация «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки» | Выступление на методическом часе | Январь 2021г. |
5 | Сказкотерапия | Релаксация Психологические приёмы | Март 2021г. |
Работа с родителями | |||
1 | Консультация «Сказки могут справиться с детским непослушанием». | Выступление на родительском собрании | Сентябрь 2020г. |
2 | День открытых дверей | Составление плана Дня открытых дверей | Апрель 2021г. |
3 | Анкетирование родителей | Составление анкет | Сентябрь-Октябрь 2020г. Апрель Май 2021г. |
4 | Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей» | Оформление информации | Март 2021г. |
5 | Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных. | Совместное изготовление | Май 2021г. |
6 | Индивидуальная помощь родителям по их запросам | Консультации по запросу | 2019-2020 у.г. |
Список литературы
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
- Васильева Л «Развитие речи. Подготовительная группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
- Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
- Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
- Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
- Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
- https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
- https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»
Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по мотивам сказки «Три медведя» Интегрированное занятие по развитию речи, познавательному развитию в средней группе.
Развитие речи детей по средствам игровой деятельности...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА РАЗВИТИЕ РЕЧИ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная группа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 322 «Морозко» Принята решением...