Конспект круглого стола с педагогами на тему: "Детский сад модель социума"
методическая разработка (младшая группа)
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет семья. Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_s_pedagogami_na_temu_detskiy_sad_model_sotsiuma_dlya_rebenka_.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет семья. Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.
Упражнение «Ассоциации»
- Если семья – это постройка, то она…. (крепость, шалаш….)
- Если семья – это цвет, то она….(нежно-розовая…
- Если семья это музыка, то она…. (игра на скрипке….)
- Если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг…
- Если семья – это название фильма, то она…. (
- Если семья – это настроение, то она…. (радость…
зачитываются и обсуждаются…
В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно. Как сказал М. Эриксон: «Нет двух абсолютно похожих людей. Нет двух людей, которые одно и тоже предложение поймут одинаково. Поэтому не пытайтесь подгонять людей под ваше представление о том, какими им следует быть… Лучше, пытайтесь нащупать представление людей о самих себе».
Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.
Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.
Период детства является первой ступенью в процессе социализации личности. Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру», о чем писал Л. С. Выготский, т. е. его социализация.
Воспитание – это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Личность – это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал в свое время Гегель. А в современной педагогике наиболее удачным считается следующее определение: личность - это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека.
Личность - это социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью.
Роль детского сада в социальном развитии дошкольника
К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.
Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.
Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.
Основные направления и виды деятельности:
- вовлечение детей в социально полезную трудовую деятельность (трудотерапия);
- слушание и обсуждение музыкальных произведений (музыка-терапия);
- рисование, рассматривание иллюстрации и репродукции картин (арт-терапия);
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- беседы;
-наблюдения;
Формы взаимодействия с семьей.
Формы взаимодействия с семьей делятся на традиционные и нетрадиционные. Предлагаем поиграть. Необходимо поделиться на две группы. Нужно придумать форму взаимодействия и собрать ромашку.
Традиционные: родительские собрания, конференции, консультации, вечера для родителей, кружки для родителей, школа для родителей, клубы по интересам, информационный стенд и т.д.
Нетрадиционные: круглый стол, семинар-практикум, практический тренинг, квест и т.д.
Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интереса-ми семьи, возможностями дошкольного образовательного учреждения.
Модель взаимодействия: ребенок-педагог-родитель
Современная модель взаимодействия воспитателя с семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно - конструктивными.
Предлагаем обсудить педагогические ситуации:
I ситуация:
Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить произошедшее? Что предпринять в дальнейшем?
II ситуация:
Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?
Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.
Игра «Самолетик»
Педагоги делятся на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик. По окончании игры задаются вопросы: «Легко ли было справиться с заданием? Пытались ли вы договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполнить задание сообща? Что для вас было важным в игре?
Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте – залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.
Уважаемые коллеги, для социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия. Не важно, какие формы сотрудничества вы применяете, главное установить партнёрские доверительные отношения с родителями, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Круглый стол с педагогами на тему:
«Детский сад – модель социума для ребенка»
Подготовили:
Воспитатель
Ахмерова Л.С.
Педагог-психолог
Кузеванова И.П.
г. Новый Уренгой,
2018-2019 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с родителями на тему "Детский календарь"
Для организации работы по Детскому календарю мы организовали скруглый стол, где постарались донести до родителей всю необходимую информацию. Мы рассказали о достоинствах календаря, о том, чт...
Семейные традиции в современном мире (План-конспект круглого стола для педагогов и родителей)
Представляю вашему вниманию план-конспект круглого стола для педагогов и родителей, целью которого является привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то е...
КОНСПЕКТ круглого стола для педагогов ДОУ «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в условиях летней оздоровительной кампании»
Цель: повышение компетенций педагогов при формировании развивающей предметно-пространственной среды.Задачи: Познакомить педагогов с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ.Развив...
Конспект круглого стола «Я — педагог»
Успешное воспитание дошкольника напрямую связано с индивидуальными и профессиональными качествами воспитателя. Однако работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии ...
Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»
Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...
Конспект круглого стола с педагогами. Тема: «Общение с родителями в ДОУ без конфликтов»
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что обозначает столкновение. В обиходной речи мы связываем конфликт с несогласием, несовпадением, противоречием. Однако, задумываемся ...