Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Малая Ольга Ивановна

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответствие международным образовательным стандартам, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 174»

Конспект

«Круглого стола» для педагогов

Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»

Подготовила воспитатель: Малая О. И.

Оренбург, 2024 год

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответствие международным образовательным стандартам, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач образования.

Читать - это ещё ничего не значит:

что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский        

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением

для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Сегодня наша встреча проходит в виде «Круглого стола».

«Круглый стол» — это метод, который предполагает активное обучение, познавательную деятельность, восполнение недостающей информации, решение возникающих спорных вопросов (дискуссия).

Итак, предлагаем ответить на вопрос;

- Уважаемые педагоги, как вы считаете, возможно ли, исходя из понятия «Читательская грамотность», применить это в работе с дошкольниками? Если, да, то каким образом?

Период дошкольного детства является важным этапом воспитания грамотного читателя, он закладывает основы литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному, а так же вывести дошкольника на следующий активный этап, когда ребенок начинает сам проявлять интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге.

Приобщение ребенка к книге - одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны  формировать предпосылки читательской грамотности.

Читательская грамотность – это совокупность умений и навыков, отражающих:

– потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования и саморазвития;

– готовность к смысловому чтению и восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной информации;

– способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;

– умение ориентироваться с помощью текстовой информации в жизненных ситуациях.

Эти умения формируются в ходе начального общего и основного общего образования. Но приобщение к чтению начитается в раннем и дошкольном возрасте, и большую роль в этом процессе призваны играть семья и детский сад. В связи с этим остро встает вопрос о необходимости системной работы по формированию предпосылок читательской грамотности детей в дошкольных образовательных организациях.

Формирование основ читательской грамотности у дошкольников проходит в 4 этапа:

Организационно-подготовительный (организация соответствующей предметно-развивающей и речевой среды).

Мотивационно-диагностический (продуманный анализ содержания произведения).

Деятельностный (развитие у детей самостоятельности в словесно-

творческих проявлениях).

Рефлексивный (организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературы).

Используя в детском саду комплексный подход в речевом развитии дошкольников, решая задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, по развитию элементарного осознания языковых явлений и по работе над смысловой стороной слова, мы формируем у детей предпосылки этих умений.

- Уважаемые педагоги! Предложите виды и формы работы по формированию читательской грамотности в вашей возрастной группе.

Виды и формы работы по формированию читательской грамотности дошкольников.

Кроме непосредственно образовательной деятельности, согласно образовательной программе, должно быть организовано ежедневное чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций. Чтение проводится в режимных моментах, читаются книги, принесенные детьми, перечитываются полюбившиеся и так называемые «длинные», на чтение которых уходит не один день и даже не одна неделя. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении длительного времени следить за действиями героев, в ходе беседы ребёнка и взрослого оценивать поступки этих героев, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Дошкольники учатся использовать текст, извлекая из него необходимую информацию и оформлять ее посильными способами: в рисунке, аппликации, лепке. 

Еще одним действенным методом формирования предпосылок читательской грамотности является организация театрализованной деятельности дошкольников. Это один из самых эффективных способов развития речи, раскрытия творческих способностей детей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Через проигрывание знакомых литературных произведений дети демонстрируют знания произведений художественной литературы, у них повышается интерес к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, они учатся анализировать текст и выделять из него основные характеристики героев. Так в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

Литературная викторина - такая форма работы с дошкольниками, которая требует от детей проявления определенных читательских знаний. Это игра в ответы на вопросы по сюжетам книг.

 Музыкально – литературные гостиные, конкурсы чтецов.

В работе по формированию предпосылок читательской грамотности уделяется внимание использованию таких современных технологий, как;

  1. Квест - эффективная практика организации дошкольников, которая формирует у детей умение  использовать личный литературный опыт для получения информации из текста, для понимания текста, его компрессии (сокращение некоторой части текста без существенного ущерба для его содержания), и трансформации в реальном общении. Квест или квестбукинг можно разрабатывать по какому-либо конкретному произведению или по произведениям одного автора, или заключать им изучение какой-либо темы.
  2. Лэпбук по читательской грамотности - самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Был представлен учебный лэпбук, который предполагает работу ребенка с наставником- педагогом, который будет ставить учебную задачу и контролировать правильность ее выполнения. В нём были представлены: мнемотаблицы, игры с буквами, игры со словами, материал о детских писателях, рассказы с «дырками», рассказы с «хвостами»; вспомогательный материал: лабиринты, квадраты Шульте и т.д.
  3. Кубики Блума – прием технологии критического мышления. Обычный кубик, на гранях которого написано: назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись.
  4. Додекаэдр - благодаря этому пособию  процесс обучения становится  более эмоциональным, занимательным, помогает повысить произвольное внимание детей, создаёт предпосылки к более  глубокому овладению детьми знаниями, умениями и навыками. Он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.

Главная ценность пособия  заключается в том, что он не просто куб, а наглядно – практический метод обучения.

  1. Круги Луллия создают педагогические условия для освоения детьми мыслительных операций и повышения уровня речевого развития воспитанников.
  2. Можно организовать как акцию, так и постоянно действующий Буккроссинг «движение книг» от человека к человеку. Любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
  3. Возможно создание мультистудии или разовое  создание мультфильмов. Для этого достаточно телефона, компьютера, средств рисования, можно использовать кукольный театр. Это может стать отличной формой взаимодействия с родителями.
  4.  Можно организовывать Литературные брейн-ринги (как внутри группы, так и между групп) - игра, состоящая из нескольких литературных «боев», блоков заданий. В ходе таких игр дошкольники демонстрируют умение свободно ориентироваться в многочисленных источниках информации.        

     

Подводя итог всему вышесказанному, хочется ещё раз отметить, что для создания условий в ДОУ для развития читательской грамотности дошкольников необходимо вести целенаправленную, систематическую, планомерную работу.

 Необходимо:

  • создать информационно-методическую базу для качественной работы в этом направлении;
  • сохранять традиции, обновлять методы и формы работы с детьми;
  • расширять и обогащать зону читательского кругозора воспитанников, что способствует формированию у ребенка-дошкольника компетенций «грамотного» читателя для последующего успешного обучения в школе;
  • обновлять формы сотрудничества с семьей, с целью возрождения культуры совместного семейного чтения;
  • помочь родителям найти в своем плотном рабочем графике и загруженном режиме дня время для чтения книг ребенку.

 

 Увлеченность детей художественной литературой не только формирует предпосылки читательской грамотности, но и помогает им использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений и в развитии творческих начал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов. Тема: «Роль отца в воспитании ребёнка».

В современном обществе законом гарантированы равные права мужчин и женщин, в повседневной жизни семьи роли отца и матери неравнозначны. Функции воспитания детей переданы матер...

Круглый стол для педагогов: "Воображение, мышление и речь дошкольника. Их взаимосвязь в развитии ребенка"

Познавательные психические процессы у детей  очень активно развиваются в дошкольном  возрасте. На круглом столе обсуждается развитие воображения, мышления и речи дошкольника....

Круглый стол для педагогов. Тема "Условия успешного развития игры в детском саду".

Только при соблюдении определенных условий развитие игровой деятельности дошкольников будет успешным и результативным....

Конспект круглого стола с педагогами на тему: "Детский сад модель социума"

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов. И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет сем...

Круглый стол для педагогов " Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников"

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл со...

Круглый стол для педагогов ДОО «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: современные подходы и перспективы»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников  посредством использования авторск...

Конспект круглого стола с педагогами. Тема: «Общение с родителями в ДОУ без конфликтов»

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus, что обозначает столкновение. В обиходной речи мы связываем конфликт с несогласием, несовпадением, противоречием. Однако, задумываемся ...