КОНСПЕКТ круглого стола для педагогов ДОУ «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в условиях летней оздоровительной кампании»
консультация
Цель: повышение компетенций педагогов при формировании развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
- Познакомить педагогов с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ.
- Развивать воображение, творчество, умение анализировать, прогнозировать ситуацию.
- Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_triz.docx | 177.46 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
круглого стола для педагогов ДОУ
«Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в условиях летней оздоровительной кампании»
«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер
Цель: повышение компетенций педагогов при формировании развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
- Познакомить педагогов с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ.
- Развивать воображение, творчество, умение анализировать, прогнозировать ситуацию.
- Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.
Предварительная работа: консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», предварительный анализ педагогами состояния РППС на прогулочных участках и в теневых навесах.
Оборудование: мультимедийная система, слайдовая презентация, 6 шаблонов «Системного оператора» (волшебный экран), «волшебный мешочек» с 5 парами одинаковых конфет, листы бумаги в достаточном количестве, ручки, карандаши.
Ход.
- Организационный момент (слайд 1).
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами познакомимся с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ, попробуем работать с данным методом и наметим план совершенствования РППС на прогулочных участках и в теневых навесах в условиях летней оздоровительной кампании.
- Информационное сообщение.
В середине 70-х в ТРИЗ появился метод для развития системного мышления – многоэкранная схема мышления. (слайд 2) Основной идеей многоэкранной схемы мышления по Альтшуллеру является рассмотрение системы или объекта не самого по себе, а объекта и его отношений с другими объектами, в том числе,
1) во взаимосвязи с над- и подсистемами (система, надсистема, подсистемы);
2) в исторической динамике развития системы (было, есть, будет);
3) в отношении система – антисистема.
(слайд 3) Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. (слайд 4) Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.
Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.
Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.
(слайд 5) В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка. Работа с Анти-системой и Не-системой в дошкольном возрасте, как правило, не используется.
Что же представляет из себя «Волшебный экран»? (слайд 6)
Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить. (слайд 7)
Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)
Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.
Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.
"Что-то"
Если мы рассмотрим что-то.
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то.
Это что-то часть чего-то.
Чем-то было это что-то.
Что-то будет с этим что-то.
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
автор: М. С. Гафитулин.
- Практическая часть. (слайд 7)
Деление на пары приёмом «Конфетки» (в волшебном мешочке по 2 конфеты разных видов, педагоги вытаскивают конфетки, одинаковые – образуют пары).
Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести анализ РППС прогулочного участка и теневого навеса и определить возможности дальнейшего её развития. Сделаем это с использованием приёма «Системный администратор» (ТРИЗ – технология).
Парам раздаются шаблоны для заполнения, время для обсуждения – 15 минут.
Представление РППС. Вопросы к выступающим:
- Какие ресурсы помогли Вам достичь сегодняшнего результата состояния РППС?
- Какие задачи Вы ставите для себя при подготовке РППС к ЛОК?
- Что поможет Вам в достижении поставленных задач?
- Какие ресурсы Вы ещё не использовали? Почему, как Вы думаете?
- Уважаемые коллеги, наш круглый стол подошёл к концу. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Что запомнилось Вам в ходе сегодняшнего круглого стола?
- Что было трудным?
- Что удалось сделать с лёгкостью?
- Приобрели ли Вы новые знания, навыки на сегодняшнем мероприятии?
- Будете ли Вы использовать их в своей профессиональной деятельности?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...
Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...
Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО
Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...
ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».
Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее подходящее место для во...
Круглый стол для педагогов ДОО "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО"
В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОО подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных норма...
Организация развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке для осуществления летней оздоровительной работы с детьми
Условия для развития на прогулочном участке развивающей прдметно -пространственной среды...