КОНСПЕКТ круглого стола для педагогов ДОУ «Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в условиях летней оздоровительной кампании»
консультация

Шепенева Анжелла Николаевна

Цель: повышение компетенций педагогов при формировании развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ.
  • Развивать  воображение, творчество,  умение анализировать, прогнозировать ситуацию.
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_triz.docx177.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

круглого стола для педагогов ДОУ

«Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды на прогулочном участке в условиях летней оздоровительной кампании»

«Мир, в котором мы живем, устроен сложно. И если мы хотим его познавать и преобразовывать, наше мышление должно правильно отражать этот мир. Сложному, динамичному, диалектически развивающемуся миру должна соответствовать в нашем сознании его полная модель – сложная, динамичная, диалектически развивающаяся» Г.С.Альтшуллер

Цель: повышение компетенций педагогов при формировании развивающей предметно-пространственной среды.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ.
  • Развивать  воображение, творчество,  умение анализировать, прогнозировать ситуацию.
  • Способствовать развитию эмпатии, снижению эмоционального напряжения.

Предварительная работа: консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», предварительный анализ педагогами состояния РППС на прогулочных участках и в теневых навесах.

Оборудование: мультимедийная система, слайдовая презентация, 6 шаблонов «Системного оператора» (волшебный экран), «волшебный мешочек» с 5 парами одинаковых конфет, листы бумаги в достаточном количестве, ручки, карандаши.  

Ход.

  1. Организационный момент (слайд  1).

Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами познакомимся с методом «системный администратор» технологии ТРИЗ, попробуем работать  с данным методом и наметим план совершенствования РППС на прогулочных участках и в теневых навесах в условиях летней оздоровительной кампании.

  1. Информационное сообщение.

В середине 70-х в ТРИЗ появился метод для развития системного мышления – многоэкранная схема мышления. (слайд 2) Основной идеей многоэкранной схемы мышления по Альтшуллеру является рассмотрение системы или объекта не самого по себе, а объекта и его отношений с другими объектами, в том числе,

1)      во взаимосвязи с над- и подсистемами (система, надсистема, подсистемы);

2)      в исторической динамике развития системы (было, есть, будет);

3)      в отношении система – антисистема.

(слайд 3) Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. (слайд 4) Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем. 

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Настоящее осознается ребенком на основании анализа и обобщения, поэтому помощь взрослого в виде «выдачи» готовой информации о настоящем – не желательна.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

(слайд 5) В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка. Работа с Анти-системой и Не-системой в дошкольном возрасте, как правило, не используется.

 Что же представляет из себя «Волшебный экран»? (слайд 6)

ОС-1

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что  любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины, прожилок и т.п.), но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.  (слайд 7)

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее. А три средних экрана на вертикальном уровне – подсистему и надсистему.

Для более успешного запоминания порядка рассматривания систем можно использовать стихотворение.

"Что-то"

Если мы рассмотрим что-то.

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то.

Это что-то часть чего-то.

Чем-то было это что-то.

Что-то будет с этим что-то.

Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

автор: М. С. Гафитулин.

  1. Практическая часть. (слайд 7)

Деление на пары приёмом «Конфетки» (в волшебном мешочке  по 2 конфеты разных видов, педагоги вытаскивают конфетки, одинаковые – образуют пары).

Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам провести анализ РППС прогулочного участка и теневого навеса и определить возможности дальнейшего её развития. Сделаем это с использованием приёма «Системный администратор» (ТРИЗ – технология).

Парам раздаются шаблоны для заполнения, время для обсуждения – 15 минут.

Представление РППС. Вопросы к выступающим:

  • Какие ресурсы помогли Вам достичь сегодняшнего результата состояния РППС?
  • Какие задачи Вы ставите для себя при подготовке РППС к ЛОК?
  • Что поможет Вам в достижении поставленных задач?
  • Какие ресурсы Вы ещё не использовали? Почему, как Вы думаете?
  1. Уважаемые коллеги, наш круглый стол подошёл к концу. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
  • Что запомнилось Вам в ходе сегодняшнего круглого стола?
  • Что было трудным?
  • Что удалось сделать с лёгкостью?
  • Приобрели ли Вы новые знания, навыки на сегодняшнем мероприятии?
  • Будете ли Вы использовать их в своей профессиональной деятельности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...

Проект «Инновационные подходы и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе «Колобок» в соответствии с ФГОС ДО

Вопрос создания предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образован...

ПРОЕКТ «Развивающая предметно-пространственная среда на прогулочном участке - как условие для всестороннего развития личности дошкольника».

Задача воспитателя — сделать комфортным пребывание ребенка в детском саду. Задача родителя — помочь воспитателю в этом. Участок детского сада — наиболее  подходящее место для во...

Круглый стол для педагогов ДОО "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО"

 В настоящее время организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОО подразумевает соблюдение определенных требований, которые содержатся в ФГОС ДО, ФОП ДО и иных норма...