Консультация для педагогов " Использование технологии проектирования в экологическо воспитании дошкольников"
консультация

проектный  метод в детском саду является развитием свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых,

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Консультация для педагогов

“ Использование технологии проектирования в экологическом  

                                   воспитании дошкольников”                        

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Экологические проблемы стали приоритетными во всем мире, решение же их связано с воспитанием соответствующего мышления, формированием экологической культуры.

 Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. С другой стороны, происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более новые универсальные и эффективные средства экологического воспитания в современных условиях.

Одним из таких средств, способствующих решению этой проблемы, является метод проекта.

Проект – это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самими детьми, и поэтому он уникален, т.к. формирует большое количество умений и навыков.

Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей, осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно; развивают воображение, внимание, память, речь. Дети только вступают в жизнь и им важно иметь представление о мире, в котором они живут. Участие самого ребенка в проектной деятельности позволяет ему шире познать окружающую действительность.

В наше время экологические проблемы все решительнее внедряются в бытовое и общественное сознание. Однако экологических бед в отдельных регионах на планете не убывает, и не снижается актуальность формирования активного общественного экологического сознания, воспитанного на основе глубокого понимания важнейших проблем функционирования экосистем, природоохраны и природопользования, прикладных экологических проблем своего города, региона, страны, планеты. Поэтому эколого-биологическая подготовленность самых широких масс, экологическая просвещенность и воспитанность населения должны формироваться ещё в период дошкольного детства.

В настоящее время в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования рассматриваемая тема является актуальной. Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Кругозор современных детей значительно шире, чем был у сверстников 15 – 20 лет назад. Поддержание познавательного интереса дошкольников требует использования разных форм и приемов работы, методических разработок и внедрений различных образовательных технологий, в том числе характерных и для проектной деятельности в ДОУ.

Метод проекта - это достаточно новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.

Новизна разработки заключается в создании системы работы по экологическому образованию дошкольников, на основе проектов, в которые входят экологические акции, декады и месячники.

А новизна каждого проекта заключается:

- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;

- в определении целей и результатов;

- в нахождении и использовании форм и методов;

- в обогащении жизненного опыта;

- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности.

Необходимо сформировать систему экологических представлений и понятий у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности:

  1. Создать в группе условия для подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования.
  2. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).
  3. Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.
  4. Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы через проекты.
  5. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода проектов.

Поэтому необходимо у детей повысить их уровень по экологической воспитанности, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. В связи с этим у детей совершенствуются познавательные умения, развивается наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе.

Приоритетным направлением современного образования все больше становится подготовка ребенка как активного субъекта жизни, умеющего творчески решать проблемы, понимающего ценность и смысл своих действий, ответственного за их последствия. Детский сад является первой ступенькой в воспитании и обучении ребенка будущего. Сама жизнь требует от нас новых подходов к образовательному процессу, внедрения в нашу практику современных инновационных технологий. Это, прежде всего, новые пути получения и добывания информации, новые взаимоотношения педагога и ребенка – взаимоотношения сотрудничества и сотворчества, позволяющие ребенку чувствовать себя полноправным участником процесса образования.

Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных и наиболее эффективных технологий образовательного процесса.

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему в дальнейшем успешно адаптироваться в изменившейся ситуации школьного обучения.

Дети учатся искать ответ на различные вопросы, разнообразно мыслить, а полученные при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость, в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых – создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

Метод проекта является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

В настоящее время термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под «проектом» принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей – индивидуальную, парную, групповую, которую дети выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на занятиях, в детском саду, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Задачи исследовательской деятельности различны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте:

  • активизация желания искать пути решения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Преимущества технологии проектирования:

  1. Сочетание интересов и целей детей и взрослых, что определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло.
  2. Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализации проекта становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.
  3. Развитие научного мышления, способности к дальнейшему самообразованию– приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать результат.
  4. Обеспечение целостности развития личности ребенка (единство социального, нравственного и интеллектуального развития).
  5. Обеспечение индивидуализации обучения и воспитания
  6. Создание оптимальных условий для самореализации детей.
  7. Интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей, различных видов деятельности.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, план мероприятий, пр.);
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность дошкольников.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотез их решения;
  • обсуждение методов исследования (экспериментальных методов, наблюдений);
  • обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Различают несколько видов проектов:

  1. Ролево-игровые (в нем дети играют конкретных персонажей).
  2. Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
  3. Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы (создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
  4. Творческие (результат – спектакль, сказка, постановка).

На протяжении десятилетий метод проектов не был востребован. Вместе с тем очевидно, что он обладает особым воспитательным потенциалом и его использование может способствовать повышению результативности воспитания у детей экологической культуры. Необходимо выявить условия и возможности успешного применения метода проектов в процессе экологического воспитания. В ходе работы над экологическими проектами дети приобретают знания, умения, которые способствуют усвоению конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.

Любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь. И в этом очень помогает метод проектов.

Список использованной литературы:

  1. Масютина А.В. Метод проектов в экологическом образовании дошкольников: Ср. и ст. дошкольный возраст /.В.Масютина, Е.В. Горбунцова //Ребенок в детском саду.–2006.– № 5.–С.49–50.
  2. Баранникова Э.Э. Игры-сказки в экологическом образовании/ Э.Э.Баранникова, И.Л.Румянцева, Н.И.Апполонова//Современный детский сад. –2008.–№ 4. – С.65–69.
  3. Маханева М.Д. Система экологического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005.– № 2.–С.59–67.
  4. Апполонова Н.И. "Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!": [проектная работа с дошкольниками]/ Н.И.Апполонова, Г.Ф.Балатанова//Ребенок в детском саду. –2009.– № 3.–С.63–66.Аллаярова Р.Ф.
  5. Белинская Е. В стране Экологии: Программа экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста//Школьный психолог. –2006.–№ 11.–С.23–28.
  6. Бобылева Л. Береги природу! Беседы со старшими дошкольниками//Дошкольное воспитание.– 2002.– № 7.–С.9–17.–(Воспитание и обучение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников

Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....

Консультации для воспитателей "Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников"...

Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей на сегодняшний день очень актуальна. Только семья может помочь педагогам решить главную нашу задачу воспитать человека с боль...

«Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников».

Острая экологическая проблема стала глобального масштаба.Эту проблему надо срочно решать, воспитывая с дошкольного возраста детей с трепетом и любовью относиться к природе., стараться очищать и беречь...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»...