Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»
материал
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 77.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Использование технологии ТРИЗ в экологическом воспитании»
Цель:
Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.
1 ведущий Добрый день, уважаемые коллеги!
2 ведущий
Экологическое воспитание сегодня становится особенно актуальным для современного российского образования. В Федеральном законе от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» одним из основных принципов государственной политики в области образования называется принцип воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье.
В условиях ФГОС очень важным является поиск новых форм, методов работы с детьми. Внедрение новых технологий во все сферы дошкольного образования, в том числе и в экологическое воспитание. В связи с вышесказанным, определенный интерес представляет применение технологии - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изучив опыт работы в данном направлении, мы определили основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. Расскажем о некоторых из них:
1 Метод противоречия (проблемные ситуации).
Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз – это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: • Волк злой, а лиса хитрая (повадки) • Волк серый, а лиса рыжая (внешность) И ТД
2 Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Примеры: «Кто медведя весной разбудил?», «Кто съел запасы белки?», «Как очистить речку от мусора?», «Где найти лето зимой?» «Как помочь сломанному дереву?» Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является -синектика.
3 Синектика – это так называемый метод аналогий.
Официально метод был предложен Уильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии. Автор выделяет следующие аналогии:
а) Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.
Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа, и как следствие-умение сопереживать этому объекту.
Примеры заданий:
- «Прошурши как осень листочками»;
- «Ты зайчик, покажи, как ты прячешься от дождя»
- «Ты маленький гриб, покажи, как ты вырастешь после дождя»;
Прием эмпатии можно использовать с младшего возраста. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение.
б) Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в
других областях знаний;
Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными
объектами. Прямая аналогия — основывается на нахождении буквального
сходства природных и технических объектов, например, полёт самолёта и
птицы, глубоководное плавание подводной лодки и рыбы.
Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду): на что
похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.
г) Функциональная аналогия: Игра «На что похоже дерево,
листочек?», «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д.
Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.
д) Фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется,
как в волшебной сказке.
Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего
игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом: «что
общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»
4 Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Используют этот метод в игровой форме: предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), воспитатель фиксирует, то что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например, задуманное слово весна (т. е фокальный объект). Называем еще два – три объекта: солнце, кошка. Называем признаки этих слов: солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка: черная, мягкая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна гладкая, весна теплая. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше быгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравится - не нравится», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.
5Системный анализ: кольца Луллия
Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия —
эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности, оно состоит из трёх вращающихся круговых зон. Методика построена на изобретении французского монаха Раймонда Луллия – логическая машина в виде бумажных кругов. Ее можно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей.
Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей, их средой обитания. Обсуждается парадоксальная ситуация, например, «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?». Можно использовать следующие типы заданий: «Найди реальное сочетание», «Объяснинеобычное сочетание», «Придумай фантастическую историю».
6 Моделирование маленькими человечками
Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например, «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и
Предлагаем перейти к практической части нашего мастер-класса
Я предлагаю вам выполнить задания со счетными палочками.
1. Перед вами дом, выложите его из палочек.
2. Переложите 3 палочки так , чтобы домик повернулся в другую сторону.
Стрелками отмечены действия:
1 - Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.
2 и 3 - Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.
2. Из девяти спичек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник
Уберите 2 спички так, чтобы осталось только 2 треугольника.
Я думаю, что не вызывает сомнений то, что в процессе подобных игр у детей развивается творческое воображение.
2 ведущий
Предлагаю вам выполнить комплекс упражнений, который называется "Тренажер ума”.
1 Системность и системный разбор.
1. Найдите лишнее слово в каждой строчке: Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).
Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).
Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)
2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:
Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.
Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.
Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д.
1 ведущий А сейчас я приглашаю вас поиграть:
Игра ТРИЗ «Теремок»
Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Играющему выдаются (по одному) рисунки разных объектов. Например, гитара, чайник, дом, сумка, конфета, яблоко, карандаш и т.д Суть игры очень простая. Есть теремок (его можно построить из кубиков, лего, а можно и не строить, просто представить), есть хозяин теремка (любая карточка с предметом). Например, это яблоко. Остальные герои сказки (карточки по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. педагог должен сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак.
Например, яблоко и конфета съедобные, а яблоко и чайник могут храниться на кухне (части системы кухня) и т.д.
Рефлексия. Благодарим Вас за участие в мастер-классе и предлагаем оценить его детской игрой «Укрась солнышко».
Участникам предлагается украсить солнышко, лучиками со значением которого они согласны:
Информация интересная, масса впечатлений.
- Интересно, но обременительно.
- Бесполезно, безразлично.
Уважаемые коллеги! В заключение нашей встречи хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Материал на основе которого была проведена стажерская площадка для педагогов ДОУ...

Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов "Использование методов технологии ТРИЗ в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми дошкольного возраста
Мастер-классдля педагогов...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ
Мастер -класс Методика составления загадок по технологии ТРИЗ...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».
Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий рисования в патриотическом воспитании дошкольников».Цель: привлечь внимание и повысить компетентность педагого...

Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников».
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота...