Формирование российской идентичности дошкольника в процессе инструментального музицирования на русских народных инструментах в контексте ФОП ДО
материал

Репницкая Надежда Владимировна

Материал содержит задачи по музыкальному развитию в соответствии с ФОП ДО, приемы и технологию обучения детей игре на детских русских народных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_rossiyskoy_identichnosti.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Золотой петушок»


Доклад на тему:
«Формирование российской идентичности дошкольника в процессе инструментального музицирования на русских народных инструментах в контексте ФОП ДО»




 
                                                Подготовила: музыкальный руководитель
                                                                                                  Репницкая Н.В.

Знакомство дошкольников с русскими народными инструментами очень важно. Они становятся не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту. Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа: помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.

Задачами раздела «Игра на детских музыкальных инструментах» в соответствии с ФОП ДО являются:

Младший возраст (3-4 года)

  • знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием;
  • учить детей подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах;
  • формировать умение у детей сравнивать разные по звучанию детские музыкальные инструменты (предметы) в процессе манипулирования, звукоизвлечения;
  • поощрять детей в самостоятельном экспериментировании со звуками в разных видах деятельности, исследовании качества музыкального звука: высоты, длительности, тембра.

Средний возраст (4-5 лет)

  • формировать у детей умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;
  • способствовать реализации музыкальных способностей ребёнка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое).

Старший возраст (5-6 лет)

  • учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп;
  • развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям;
  • активизировать использование детьми различных видов музыки в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности для реализации музыкальных способностей ребенка.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

  • знакомить детей с музыкальными произведениями в исполнении на различных инструментах и в оркестровой обработке;
  • учить детей играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле;
  • активизировать игру на музыкальных инструментах в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности для реализации музыкально-творческих способностей ребенка.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные инструменты должны отвечать следующим требованиям:

– быть хорошо настроенными;

– иметь определенный чистый тембр;

– быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;

– обладать простой конструкцией;

– быть прочными, пригодными для частого использования в быту.

Первая младшая группа (2-3 года)

Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы.

Знакомство с каждым музыкальным инструментом провожу, создавая игровую ситуацию. Например, в гости к детям приходит зайчик и приносит в корзинке колокольчики. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекать звук. Затем педагог исполняет произведение «Тихие и громкие звоночки». Р. Рустамова, дети звенят колокольчиками в соответствии с динамикой.

На другом занятии дети встречаются с мишкой, который принес бубен. Мишка ходит по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу мишки редкими ударами бубна. Но вот мишка побежал, и ребята слышат частое звучание. Мишка приглашает всех походить и побегать с ним, при этом воспитатель обращает внимание детей на разные удары бубна. 

Играем в «Игру с бубном», в которой дети ударяют в бубен индивидуально. Здесь немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом повторении игры малыши становятся более активными. 

Самое широкое применение на данном этапе должны получить звучащие жесты, которые ничем не заменимы для развития метроритма у детей. Ритмические упражнения в звучащих жестах должны проводиться только с речевой поддержкой. Педагог в работе с детьми данного возраста должен учитывать, что малыши не могут ждать, пока на инструментах играют другие, поэтому необходимо использовать преимущественно групповые формы работы.

«Погремушка»

Цель: развитие чувства ритма, умение выполнять соответствующие движения.

Погремушка-погремушка,

Музыкальная игрушка.

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки,

Отдохнут от шума ушки,

На соседей погляди,

И тихонько посиди.

Для игры нам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие. Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

2 Младшая группа (3-4 года) 

Во второй младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах, с которыми они познакомились в первой младшей группе, знакомим с новыми – дудочкой, металлофоном, барабаном.

Предлагаем творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Педагог подходит к ребенку, дает ему бубен и просит назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени с одновременным его проговариванием (Ве-ра – два удара, На-та-ша – три удара и т. д.) При затруднении взрослый помогает. 

Дети с удовольствием выполняют различные движения с инструментами. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Всем детям раздаём ложки и предлагаем занять место в вагончиках-стульчиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют в ложки. Темп ускоряется, дети вместе с воспитателем стараются передать ритм быстрее. Поезд останавливается, и вместе с мелодией замолкают и ложки.

Начинаем знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном в игровой форме. Малышам показываем иллюстрацию, на которой изображена кукла с зонтиком (идет дождь). Воспитатель рассказывает: «Кукла пошла погулять, вдруг ей на ладошку капнула капелька дождя (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона один раз). Тучка закрыла солнышко, и на девочку капнуло несколько капель (музыкальный руководитель ударяет по пластинке металлофона несколько раз). Вначале капельки падали редко (музыкальный руководитель изображает это на металлофоне редкими ударами), потом все чаще и чаще. Дождь усиливался (музыкальный руководитель ударяет часто). Кукла раскрыла зонтик и стала ждать, когда кончится дождь. Вскоре выглянуло солнышко и дождь прекратился». 

Воспитатель уточняет у детей, какой был дождь. Дети отвечают: «маленький, слабый, сильный, большой», музыкальный руководитель обращает внимание на инструмент: «капли дождя я передала на музыкальном инструменте, который называется металлофон». Закрепляем название инструмента, предлагаем детям рассмотреть его и прослушать звучание еще раз. 

На следующих занятиях используем музыкальные загадки. Музыкальный руководитель ударяет молоточком по пластинке металлофона, изображая разный ритмический рисунок, а малыши определяют, какой идет дождь – сильный или слабый. Еще раз закрепляем название инструмента. В дальнейшем с металлофоном можно проводить музыкально-дидактические игры. 

В игровой форме проводим знакомство с барабаном. 
Затем воспитатель берет в руки барабан и ударяет сначала одновременно двумя палочками, затем поочередно каждой. Уточняет с детьми название инструмента. По желанию дети могут поиграть на барабане (вначале одной палочкой, затем двумя). 

Развивая музыкальный слух ребенка, включаем в занятия музыкально-дидактические игры: «Птицы и птенчики», «Веселые матрешки», «Три медведя», «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Громко - тихо», «Узнай свой инструмент», «Колокольчики».

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности – игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображают большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и т.п.

После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке. Сначала знакомлю детей с попевкой, показываю иллюстрацию, затем поём всей группой и индивидуально.

С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учимся согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгонять и не опережать, и не отставать.

Упражнение «Уточки»

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставлю перед детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах пронизывает все виды музыкальной деятельности: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, озвучивают стихи и сказки в театрализованных играх.

В средней группе педагог подводит детей от свободного непроизвольного манипулирования к более осознанному вниманию и формированию способности детей к коллективным формам инструментального музицирования (детский оркестр). Педагог постепенно формирует у детей стабильное чувство метра, умение его использовать на разных инструментах и в звучащих жестах. 

Очень простой оркестр для средней группы. Поочередно: поем - играем. 

Идея и текст Марины Мишаковой. Муз. сопровождение - «Приседай». Эстонская народная мелодия.

Цель: развивать чувство ритма, выполнять соответствующие тексту движения.

«Это наш подарок маме»

Маракасы зашуршали, 

Так красиво зазвучали! 

Мы на них сыграем сами – 

Это наш подарок маме! 

Проигрыш – играют дети на маракасах.

Бубны тоже не отстали, 

Так красиво зазвучали! 

Мы на них сыграем сами – 

Это наш подарок маме! 

Проигрыш – играют дети на бубнах.

Колокольчики запели -

Так красиво зазвенели…

Мы на них сыграем сами – 

Это наш подарок маме! 

Проигрыш – играют дети на колокольчиках.

 

Гости, хлопайте в ладошки, 

Помогайте нам немножко! 

Мы для вас сыграем сами – 

Это наш подарок маме! 

Проигрыш – играют все вместе.

Продолжаем применять музыкально-дидактические игры: «Петушок, курочка и цыпленок», «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Сыграй, как я», «Громко-тихо», «Узнай свой инструмент»; «Угадай, на чем играю».

Старшая группа (5-6 лет)

Дети уже много могут в этом возрасте, они проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно. В старшей группе при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности. Поэтому обязательно применяются в работе различные игры, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например:

«Определи инструмент»

Цель игры: развитие навыков игры на музыкальных инструментах, развитие тембрового слуха.

Оборудование: музыкальные инструменты

Ход игрыДвое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.

Также очень эффективны сказочки – шумелки, с применением народных инструментов. Например:

«Лиса и рыба»

Вёз  как-то дед на санях рыбы целый мешок. Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит (бубенцы).

Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -  Бросил он лису в сани (барабан),  сам пошёл впереди (целлофан).

Лошадка бежит, колокольчиком звенит (бубенцы).

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (ксилофон/глиссандо)

Выбросила  всю рыбку и сама убежала (барабанить пальцами).

Детей старшей группы учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами.
Дети играют на музыкальных инструментах индивидуально и небольшими группами. Исполнение осуществляется на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Ребята передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. 

От исполнения простых попевок переходим к более сложным заданиям – игре на двух близлежащих звуках. В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Они отсчитывают от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой и начинается игра попевки, следующий звук находится рядом с левой стороны. Игру на инструменте показывает музыкальный руководитель, потом дети играют индивидуально. Следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука. Постепенно ребята исполняют эту попевку ансамблем (два–три человека). 
Стараемся развивать творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. После исполнения попевки «Дождик» дети думают, какой еще инструмент может быть исполнен во время игры. Затем исполнение попевки на металлофоне сопровождается игрой на двух треугольниках. Ребятам надо следить за всей игрой и выполнять движения металлической палочкой. Не опережая и не отставая от общего исполнения. 
В старшей группе знакомим детей с новой попевкой «Василек». Ребята поют ее хором, показывая рукой движение мелодии, затем выкладывают мелодию кружочками на фланелеграфе, передают ритмический рисунок на бубнах, коробочках, трещотках. Эту попевку может играть ансамбль из четырех-пяти человек. 
Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трех звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок» работаем в обычной последовательности: поем песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаем ритмический рисунок на ударных и выкладываем карточками на фланелеграфе. 
При разучивании мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. Внимание обращаем на трудные места для исполнения – скачок в мелодии на кварту вниз (ля – ми). 

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки», «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи». «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик».

Подготовительная к школе группа (6-7 лет) 


          В подготовительной к школе группе уделяем большое внимание обучению игре на музыкальных инструментах. Дети владеют большинством  детских музыкальных инструментов. Ребята с помощью воспитателя или самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль. 
В подготовительной группе ставятся задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками. 

Обучение игре на музыкальных инструментах проводим в комплексе с распевкой, уделяя этому 5–6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, ребята дополняют простейшие мелодии, используемые как распевки. 

Продолжаем обучать игре на металлофоне, так как он является простейшим музыкальным инструментом, на котором дети могут не только сыграть знакомую попевку, но и подобрать по слуху простейшие мелодии песен и танцевальных мотивов. У ребят формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность. 

Сначала повторяем на металлофоне игру простых попевок, построенных на одном звуке. Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети показывают рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приемы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями.

В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с инструментами русского народного оркестра, применяя следующие методы и приёмы:

1. Наглядный метод (демонстрация русских народных музыкальных инструментов, видео, презентации, картин и т. д.)

2. Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение художественной литературы)

3. Игровые приемы (музыкально-дидактические игры, отгадывание загадок и т. д.)

4. Практический метод (игра на русских народных музыкальных инструментах)

5. Использование ИКТ технологий (презентации, познавательные мультфильмы).

Практика показывает, что наибольшие трудности у детей вызывает игра на ложках. Партия ложкаря, также как и умение держать две ложки в одной руке, даются детям нелегко.

Обучение игре на ложках начинаем в младшем возрасте, с самых простых приёмов. Особенно хорошо дети запоминают те приёмы, которые придумали сами. Названия приёмов помогают ребятам ориентироваться в исполнении произведения. Усвоив их, мы приступаем к знакомству с песней, которую предстоит учить. Потом подбираем приёмы игры на ложках.

Для сопровождения детского оркестра народных музыкальных инструментов я использую не только русские народные песни и мелодии, но и детские песенки, и классические произведения – главное, чтобы произведение воспринималось детьми, и процесс его исполнения вызывал у ребят удовольствие.

Мы с детьми играем:

«Колокольчики», «Турецкое рондо». В. Моцарта

«Полька». И. Штрауса

«Полька». Дунаевского

«Вальс-шутка». Д. Шостаковича

«Анна-полька». И Штрауса младшего

«Юмореска». А. Дворжака

«Дождик». М. Парцхаладзе

«Озорная полька». Н. Вересокиной и другие.

Методы и приёмы при работе над произведением:

  1. Знакомство с музыкальным произведением. Прослушиваем, беседуем о характере, о средствах музыкальной выразительности, выделяем части музыки. Подбираем музыкальные инструменты.
  2. Разучивание произведения. Прохлопываем ритмический рисунок, исполняем на инструментах. Прохлопывая, дети одновременно работают над правильным ритмом, умением вовремя вступить и над динамическими оттенками. Также на ритмический рисунок придумываются слова (или целые предложения, и во время разучивания партии дети проговаривают эти слова вслух).

Мы используем простейшие «ти» и «ТА».

  1. Сводные репетиции. Работа над выразительностью, динамикой.

С накоплением умений, навыков и знаний приемов игры на музыкальных инструментах у детей появляется желание музицировать самостоятельно. Дети применяют знания в повседневной жизни. В результате проводимой работы дети знают названия русских народных инструментов, умеют правильно ими пользоваться, владеют приемами игры.

В процессе музыкального воспитания детей с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах происходит их приобщение к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Использование русских народных инструментов в работе с дошкольниками

Цель – повысить педагогическую  компетентность воспитателей об истории и        составе русского народного оркестра.  Задачи: - вооружить воспитателе...

Знакомство детей с русским народным творчеством в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины (Из опыта работы)

Мы живем в мире технического прогресса, и многое забыли о прошлом нашего народа, о его традициях, духовном мире и культуре. И от этого беднеем мы сами и наши дети. С уверенностью можно сказать, что бо...

Презентация музыкальных игр для родителей по ознакомлению детей с русскими народными инструментами. Русские народные инструменты.

Пособие для родителей и детей дошкольного возраста по ознакомлению с русскими народными инструментами...

Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий Тематическое направление: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности Тема методической разработки: «За мир мы говорим: «Спасибо!»

Региональный конкурс методических разработок воспитательных мероприятий Тематическое направление:Патриотическое воспитаниеи формирование российской идентичности Тема методической разработки:...