«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
проект (старшая группа)
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила: Ибрагимова Л. Ш
2021 г. Самара
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДО-ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.»
Актуальность
Проблема патриотического воспитания существует, потому что за последние годы произошли огромные изменения в нашей стране. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Но трудности переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута Президентом РФ. Утверждена специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы».
Актуальность и практическая значимость темы заключаются в том, что работа по ней является одним из путей совершенствования образовательно-воспитательной работы ДОУ, усиление ее патриотической направленности с учетом возможностей для Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. Туристско-краеведческая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов изучать свою страну, начиная с «малой Родины», патриотические, трудовые, боевые, духовно-нравственные традиции народа. А это начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, образ Родины.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов, приемов).
Чтобы помочь дошкольникам полюбить малую Родину, разработали концепцию патриотического воспитания в ДОУ.
Концепция патриотического воспитания в ДОУ
Перед были поставлены цели:
1. Разработать и обосновать педагогическую модель патриотического воспитания в ДОУ, обеспечивающую высокоэффективную индивидуальную и коллективную деятельность, позволяющую достигнуть повышения качества образования в патриотическом воспитании дошкольников.
2. Сформировать целостную систему личностно-социального развития дошкольников, направленную на включение туристско-краеведческой работы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать предметно-развивающую среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей.
2. Разработать педагогическую технологию поэтапного формирования патриотических представлений у детей.
3. Реализовать систему мер по обработке педагогической модели патриотического воспитания. Обосновать условия, найти оптимальный вариант его внедрения.
4. Конкретизировать содержание краеведо-туристских знаний у детей дошкольного возраста и показатели их сформированности.
5. Создать модель взаимодействия детского сада и семьи по патриотическому воспитанию средствами краеведо-туристской деятельности.
Такое нововведение в дошкольном учреждении необходимо для дальнейшего развития в области воспитания и образования дошкольников, повышения уровня квалификации педагогов ДОУ, улучшения методического обеспечения для ДОУ, повышения знаний родителей, формирования новой структуры образовательного процесса.
Работа в инновационном режиме охватывает все стороны деятельности учреждения, и нововведения касаются каждого ребенка, воспитателя, руководителя и дошкольного учреждения в целом.
Роль каждого работника детского сада по патриотическому воспитанию ребенка имеет свою специфику и зависит от профессиональной подготовки каждого педагога. Поэтому в детском саду сложилась определенная система повышения квалификации сотрудников. Это:
· Повышение квалификации на курсах в МРИО;
· Участие педагогов в работе методических объединений района;
· Участие в районных конкурсах;
· Взаимопосещения;
· Просмотр открытых мероприятий;
· Индивидуальная работа с воспитателями.
Целенаправленная, согласованная деятельность всех сотрудников образовательного учреждения позволяет осуществить, прежде всего:
· Воспитание начальных форм патриотического воспитания, гуманных чувств детей, осознанного отношения к окружающим, умение проявлять выработку первоначальных практических навыков туризма.
· Развитие нравственно-патриотического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Выдвигаемые принципы реализации педагогической идеи:
- принцип краеведения в ДОУ заключается в ознакомлении детей на доступном материале с историческим, культурным, национальным, природным своеобразием региона, который для ребенка начинается с того места, где он живет;
- принцип системно-организованного подхода;
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип учета региональных условий;
- принцип демократизации, который предполагает совместное участие воспитателей, специалистов, родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым условиям жизни;
- принцип индивидуализации, который, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку и его всестороннее развитие;
- принцип и интеграции, который предусматривает целостность и единство всех подсистем ;
- принцип развивающего обучения, который предполагает использование новых развивающих технологий образования и развития детей, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и проблемно-поисковых методов;
Дидактические принципы
1. Принцип вариативности моделей познавательной деятельности .
2. Принцип развития самоценных форм активности.
3. Принцип общего психологического пространства. Для реализации этого принципа необходимо использовать такие способы познания, где бы педагог и ребенок могли бы взаимодействовать, например: игры, труд, беседа, совместные наблюдения, экскурсии и т. д. В этом случае процесс познания будет протекать как сотрудничество.
4. Принцип игрового познания предусматривает реализацию различных видов деятельности через игру.
Ведущая педагогическая идея: патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности.
Чтобы реализовать идею, разработали программу «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности»
Цель программы: введение личности ребенка дошкольника в социально-нравственную атмосферу родного края, села, воспитание любви к родной природе. Воспитание патриота, гражданина через активизацию познавательной деятельности в процессе экскурсий, целевых прогулок, походов.
Задачи программы:
1. Воспитывать интерес и любовь к родному краю, к народам, живущим в нем, гордость за известных людей;
2. На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе отношение к людям, родному селу, району, республике, России;
4. Формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять ее от разрушений;
5. Воспитывать уважение к защитникам Отечества;
6. Оздоровлять дошкольников в процессе пребывания на свежем воздухе;
7. Познакомить детей с началом туристской техники.
Перспективно-тематическое планирование
разработали по разделам:
1. Раздел «Мой детский сад»
2. Раздел «Моя малая Родина»
3. Раздел «Защитники Отечества»
4. Раздел «Природа края»
5. Раздел «Мое село – часть России»
6. Раздел «Начала туристской техники»
Оптимальность и эффективность средств
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности, «малая Родина», социальная и природная сфера села, отдельные страницы истории и культуры села Большая Елховка.
Педагоги используют в своей работе разнообразные формы и методы работы, обучая детей навыкам сотрудничества.
Одним из главных методов ознакомления детей с окружающим миром является наблюдение, поэтому необходимо широко использовать целевые прогулки, целевые посещения социальных объектов.
В последние годы дети испытывают дефицит общения со взрослыми, поэтому много внимания необходимо уделять беседам, встречам с известными людьми, во время которых воспитатель не только закрепляет знания об окружающем мире, но и формирует у детей положительно – эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними. Такие беседы приучают детей участвовать в коллективном разговоре, задавать вопросы, отвечать на них, слушать ответы собеседников. Большое значение такой вид работы имеет и для развития связной речи: разговор с воспитателем учит ребенка связно рассказывать об увиденном, выражать свои мысли законченными предложениями грамматически правильно строя их, согласуя в них слова.
Большое внимание следует уделять и основному виде деятельности детей – игре. Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь.
Сделать это он сможет в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.
Многие знания закрепляются детьми во время трудовой деятельности. Следует помнить, что ребенок живет в обществе, где все люди трудятся, поэтому необходимо не только познакомить его с трудом близких людей, но и по возможности приобщить к этому труду, научить бережно относиться ко всему, что его окружает.
Большое значение при ознакомлении с окружающим имеет чтение произведений художественной литературы (не только на занятиях, но и вне занятий), заучивание стихов наизусть.
Немаловажную роль в патриотическом воспитании играет дополнительное образование. Для старших групп в детском саду функционируют кружки: «Люби и знай отчий край», «Хрустальная туфелька», «Веселая карусель», «Мокшень кяль».
Создали модель сферы предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей в ДОУ и вне его.
Модель сферы предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей в ДОУ и вне его.
Результативность опыта
Работа педагогического коллектива в инновационном режиме позволила:
1. Улучшить предметно-развивающую среду;
2. Сформировать новую структуру образовательного процесса;
3. Повысить профессиональный уровень управления процессом патриотического воспитания и образования воспитанников;
4. Улучшить методическое обеспечение педагогических кадров МБДОУ;
5. Повысить профессиональное мастерство педагогов, их творческий потенциал;
6. Распространить передовой педагогический опыт по данному направлению;
7. Повысить уровень образования ребенка дошкольного возраста по патриотическому воспитанию средствами краеведо-туристской деятельности;
8. Установить сотрудничество с социальными институтами;
9. Повысить знания родителей по патриотическому воспитанию детей при взаимодействии детского сада и семьи.
Работа по реализации программы проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Родители приняли активное участие в преобразовании предметно-развивающей среды.
Для родителей организован уголок для наглядной информации по патриотическому воспитанию.
Созданы фотоальбомы «Люби и знай отчий край», «Любимые места родного села», «Природа родного края», «Профессии наших родителей», «Знаменитые люди нашего села», «Чемпионы нашего села»
Совместно с родителями были организованы конкурс рисунков «Родное село», «Место, где я люблю бывать» и др.
Родители принимают активное участие в мероприятиях (праздниках, развлечениях, досугах).
У детей формируются начальные чувства патриотизма и гражданственности. Дети знают и любят свой отчий край. Они гордятся своими известными земляками и стремятся быть на них похожими. У дошкольников появляется желание украсить свое село, сажая цветы, появляется желание служить в Армии, быть защитниками Отечества.
Дети гордятся, что родное село Большая Елховка – это часть России.
Знакомясь с родными улицами, дети узнают о своем родном селе много интересного.
Контакт с окружающим миром, формирует образ Родины
Патриотические чувства формируются в процессе воспитания любви к детскому саду. Любовь к детскому саду остается на всю жизнь
Экскурсии к социальным объектам дают детям знания о значимости и их пользе. Соприкасаясь к работе этих социальных учреждений, они чувствуют свою значимость
Источник патриотического воспитания детей дошкольного возраста – это экскурсии, целевые прогулки по любимым места
Экскурсии к памятнику погибшим воинам вызывают живой интерес у детей. Они лучше усваивают понятия «памятник», «память». Закладывают основы патриотического воспитания
Около школы стоит памятник самолету МИГ17, который напоминает о военных годах. Дети с гордостью рассказывают о своих впечатлениях. Они узнали, что этот самолет не участвовал в войне, но является предшественником реактивных самолетов и летал над Большой Елховкой, когда проходили испытания
ЭКСКУРСИЯ НА ФУТБОЛЬНОЕ ПОЛЕ
НА ЭКСКУРСИИ ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С ПРАВИЛАМИ ТУРИСТЯТ
#1053;а экскурсии, прогулке
1) Никто не говорит: не могу, не хочу, не буду. Все говорят: могу, хочу, буду.
2) С самого начала маршрута смотрим, где мы идем, какие встретились на нашем пути объекты, явления, какие произошли события. Каждый особенно запоминает то, что ему как знатоку нужно запомнить.
3) В лес идем без палки и камня. Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветочек, ни кустик. Идем по силам слабейшего.
4) Учимся слушать тишину и музыку лес, поля, плеск воды у реки, переливы ручья…
5) Помогаем лесу и леснику: собираем в кучи бумагу, бутылки, сухие ветки и сучья; соберем с земли шишки, желуди, другие плоды, листья, мхи и т. п. для поделок дома, в детском саду.
6) Кто плохо себя почувствует (устал, заболел живот, голова), должен сразу сказать об этом руководителю или командиру. Слово командира и руководителя – закон.
7) В играх и конкурсах самодеятельности на большом привале должны участвовать все.
8) Место привала после нас должно быть чище, чем до нас. []
#1055;осле экскурсии, прогулки
1) Слушаем каждого: что увидел, заметил, нашел, кому и чем помог.
2) Кто много рассказал, сказать: «Ты – настоящий знаток!».
3) Готовим выставку даров лес, поделок, рисунков, записей рассказов о походе, воспоминаний.
4) Рассказываем родителям и знакомым, какие мы туристы – краеведы, как любим и бережем свой край.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКАХ И ЭКСКУРСИЯХ
· Знать, где и как переходить улицу; быть внимательным и осторожным на прогулке и экскурсии
Дети с интересом слушают рассказы о селе, районе Лямбирь, республике Мордовия, в которой мы живем, и о прекрасной стране России, частью которой мы являемся.
Родная земля
Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
П. Синявски
Список литературы:
1. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метд.реком.-М: ЦДЮТ РФ, #1089;.
2. Завьялова Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. …канд.пед.наук.- Тюмень, 2000-21с.
3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. –М.:Гном-Пресс, #1089;.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников средством культурно - досуговой деятельности
В данном материале представлен о описание опыта работы по нравственно- патриотческому воспитанию дошкольников, начиная с младшего возраста....
Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе
В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...
Лэпбук – чемоданчик «Моя Россия» – как средство формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Дидактическое пособие по НРК....
Статья на тему: «Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников».
Статья на тему :"Патриотическое воспитание"...
Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)
Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
В статье рассказывается, как с помощью экспериментальной деятельности на практике можно получить представление о безопасности жизнедеятельности дошкольников....