Формирование основ безопасного поведения дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по обж

Сычева Татьяна Николаевна

В статье рассказывается, как с помощью экспериментальной деятельности на практике можно получить представление о безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности

Выполнила: воспитатель Сычева. Т. Н.

Челябинская область, Копейск

МДОУ «ДС № 53»

В организации образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения можно активно использовать опытно - экспериментальную деятельность. Опытно – экспериментальная деятельность всегда интересна детям любого возраста, поскольку можно не только провести опыт, но и увидеть результат.

При проведении опытов я стараюсь, чтобы дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. В процессе детского экспериментирования обучение идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка, на его расширение, активное освоение мира и формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в природе мною были отобраны и применяются в работе следующие опыты:

При изучении темы «Безопасное поведение на участке» мы рассматривали опыт «Следы – отпечатки». Цель: подвести к выводу, что в сырую погоду самой безопасной является песчаная почва, а самой скользкой, а, следовательно, травмоопасной – глинистая.

Яркое представление о пагубном воздействии прямых солнечных лучей в жаркую погоду даёт эксперимент с комнатными цветами. Мы с детьми поместили комнатные цветы в различные условия. Данный опыт показал, что на солнце растение вянет, почва быстро сохнет, растение может погибнуть. В тени растение чувствует себя нормально. Благодаря этому опыту дети узнали, почему в солнечную жаркую погоду необходимо надевать головные уборы, пить больше воды и находиться в тени деревьев.

При изучении темы «Свойства снега » в ходе экспериментов, мы с детьми пришли к выводу, что снег холодный, из влажного снега можно лепить, в помещении снег тает, вода, полученная из снега мутная, грязная. Снег нельзя есть – может заболеть горло и живот.

Во время гололеда мы с детьми проводили опыт «Свойства льда». Цель опыта: дать наглядное представление, что лёд (особенно подтаявший) очень скользкий и может привести к многочисленным травмам.

Наблюдая за ветреной погодой, мы с ребятами проводили опыт «Может ли воздух быть сильным?» Цель: определить, что ветер – движение воздуха – может быть очень сильным, опасным и разрушительным. Дети получили сведения о том, что сильный ветер может ломать ветки деревьев и даже сносить крыши домов. При сильном ветре нельзя находиться на улице.

Во время зимних прогулок, при изучении темы «Безопасное поведение на участке зимой» мы рассматривали эффективный опыт «Опасные железки».

Цель: дать наглядное представление о том, что влажные предметы в мороз примерзают к железу.

Очень серьёзную опасность зимой представляет мороз, поэтому целесообразным является проведение опыта «Замораживание жидкостей».

Цель: установить, что жидкости при низких температурах переходят в твёрдое состояние, поэтому сильное переохлаждение неминуемо приведёт человека к гибели. Данный опыт наглядно продемонстрировал детям и подвел их к пониманию того, что в мороз надо тепло одеваться и не находиться долго на улице.

Для формирования правил пожарной безопасности мною проводились демонстрационные опыты «Бумага горит» и «Пожароопасные предметы» Цель опытов: показать, какой вред приносят игры с огнем и сформировать представления о предметах, которыми детям пользоваться нельзя. Благодаря данным опытам дети наглядно увидели и узнали об опасных предметах – это спички, зажигалка, печь, газовые плиты.

При проведении занятий с применением колющих и режущих предметов в качестве эффективного инструктажа мы провели опыт «Игла и воздушный шар». Необходимо наполнить небольшого размера воздушный шар водой окрашенной в красный цвет. Проткнуть шар иглой. Рассмотреть, как шар повредился и из него вытекает жидкость. Тоже самое происходит с нашей кожей при порезе или повреждении острым предметом. Цель опыта: формирование представлений, что колющими предметами можно пораниться. Такие предметы нужно класть на свои места и держать в футляре, не играть с ними.

Очень часто дети приносят в детский сад мелкие предметы и игрушки. Чтобы предупредить возможные травмы мы с ребятами провели такой опыт «Хитрая бусинка». Необходимо поместить бусинку в трубочку таким образом, чтобы она там застряла. Цель опыта: дать представления о том, что с мелкими предметами играть нельзя. Нельзя засовывать предметы в нос и уши. Брать в рот – можно подавиться.

Для закрепления полученных знаний необходима обязательная фиксация результатов, которая может представлять собой: зарисовывание, схематическую зарисовку с использованием условных знаков, составление устного рассказа, включение в сюжетно – ролевые игры, моделирование «маленькими человечками», рисунки – прогнозы.

В заключение хочется отметить достоинства метода экспериментирования:

- Даёт реальное представление о различных сторонах гипотетической опасности объектов и явлений.

- Учит видеть и выделять проблему, видеть последствия.

- Учит анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы.

- Помогает увидеть существенные признаки, связи.

- Формирует навыки проведения опытно – экспериментальной деятельности.

- Содействует овладению норм и правил безопасного поведения.

Литература

«Азбука безопасности» Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2016.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Перспективный план работ по формированию основ безопасного поведения в совместной деятельности взрослого и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов....

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Формирование основ безопасного поведения через различные виды деятельности

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная ...