Формирование основ безопасного поведения дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по обж
В статье рассказывается, как с помощью экспериментальной деятельности на практике можно получить представление о безопасности жизнедеятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov_sredstvami_opytno.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
Выполнила: воспитатель Сычева. Т. Н.
Челябинская область, Копейск
МДОУ «ДС № 53»
В организации образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения можно активно использовать опытно - экспериментальную деятельность. Опытно – экспериментальная деятельность всегда интересна детям любого возраста, поскольку можно не только провести опыт, но и увидеть результат.
При проведении опытов я стараюсь, чтобы дети были активными участниками. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям. В процессе детского экспериментирования обучение идёт с опорой на непосредственный опыт ребёнка, на его расширение, активное освоение мира и формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Для формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в природе мною были отобраны и применяются в работе следующие опыты:
При изучении темы «Безопасное поведение на участке» мы рассматривали опыт «Следы – отпечатки». Цель: подвести к выводу, что в сырую погоду самой безопасной является песчаная почва, а самой скользкой, а, следовательно, травмоопасной – глинистая.
Яркое представление о пагубном воздействии прямых солнечных лучей в жаркую погоду даёт эксперимент с комнатными цветами. Мы с детьми поместили комнатные цветы в различные условия. Данный опыт показал, что на солнце растение вянет, почва быстро сохнет, растение может погибнуть. В тени растение чувствует себя нормально. Благодаря этому опыту дети узнали, почему в солнечную жаркую погоду необходимо надевать головные уборы, пить больше воды и находиться в тени деревьев.
При изучении темы «Свойства снега » в ходе экспериментов, мы с детьми пришли к выводу, что снег холодный, из влажного снега можно лепить, в помещении снег тает, вода, полученная из снега мутная, грязная. Снег нельзя есть – может заболеть горло и живот.
Во время гололеда мы с детьми проводили опыт «Свойства льда». Цель опыта: дать наглядное представление, что лёд (особенно подтаявший) очень скользкий и может привести к многочисленным травмам.
Наблюдая за ветреной погодой, мы с ребятами проводили опыт «Может ли воздух быть сильным?» Цель: определить, что ветер – движение воздуха – может быть очень сильным, опасным и разрушительным. Дети получили сведения о том, что сильный ветер может ломать ветки деревьев и даже сносить крыши домов. При сильном ветре нельзя находиться на улице.
Во время зимних прогулок, при изучении темы «Безопасное поведение на участке зимой» мы рассматривали эффективный опыт «Опасные железки».
Цель: дать наглядное представление о том, что влажные предметы в мороз примерзают к железу.
Очень серьёзную опасность зимой представляет мороз, поэтому целесообразным является проведение опыта «Замораживание жидкостей».
Цель: установить, что жидкости при низких температурах переходят в твёрдое состояние, поэтому сильное переохлаждение неминуемо приведёт человека к гибели. Данный опыт наглядно продемонстрировал детям и подвел их к пониманию того, что в мороз надо тепло одеваться и не находиться долго на улице.
Для формирования правил пожарной безопасности мною проводились демонстрационные опыты «Бумага горит» и «Пожароопасные предметы» Цель опытов: показать, какой вред приносят игры с огнем и сформировать представления о предметах, которыми детям пользоваться нельзя. Благодаря данным опытам дети наглядно увидели и узнали об опасных предметах – это спички, зажигалка, печь, газовые плиты.
При проведении занятий с применением колющих и режущих предметов в качестве эффективного инструктажа мы провели опыт «Игла и воздушный шар». Необходимо наполнить небольшого размера воздушный шар водой окрашенной в красный цвет. Проткнуть шар иглой. Рассмотреть, как шар повредился и из него вытекает жидкость. Тоже самое происходит с нашей кожей при порезе или повреждении острым предметом. Цель опыта: формирование представлений, что колющими предметами можно пораниться. Такие предметы нужно класть на свои места и держать в футляре, не играть с ними.
Очень часто дети приносят в детский сад мелкие предметы и игрушки. Чтобы предупредить возможные травмы мы с ребятами провели такой опыт «Хитрая бусинка». Необходимо поместить бусинку в трубочку таким образом, чтобы она там застряла. Цель опыта: дать представления о том, что с мелкими предметами играть нельзя. Нельзя засовывать предметы в нос и уши. Брать в рот – можно подавиться.
Для закрепления полученных знаний необходима обязательная фиксация результатов, которая может представлять собой: зарисовывание, схематическую зарисовку с использованием условных знаков, составление устного рассказа, включение в сюжетно – ролевые игры, моделирование «маленькими человечками», рисунки – прогнозы.
В заключение хочется отметить достоинства метода экспериментирования:
- Даёт реальное представление о различных сторонах гипотетической опасности объектов и явлений.
- Учит видеть и выделять проблему, видеть последствия.
- Учит анализировать объект или явление, выдвигать гипотезы.
- Помогает увидеть существенные признаки, связи.
- Формирует навыки проведения опытно – экспериментальной деятельности.
- Содействует овладению норм и правил безопасного поведения.
Литература
«Азбука безопасности» Р. А. Должикова, О. А. Ботникова, С. Г. Скокова; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган, 2016.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ безопасности поведения на дороге "У нас в гостях Светофор - Светофорыч"
Методическая разработка для детей ...
"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...
Картотека игр для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасного поведения (По книге Т.И. Гризик и Г.В. Глушковой «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»)
Картотека игр по основам безопасного поведения для детей старшего дошкольного возраста...
Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности
Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности) Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...
Формирование основ безопасного поведения через различные виды деятельности
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная ...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников в игровой деятельности (из опыта работы)
Выступление на педсовете по безопасности в работе с детьми старшей разновозрастной группы...