Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
статья
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_emd.docx | 17.45 КБ |
prezentatsiya_nastavnichestvo.ppt | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении
Энгельс Е.И.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Родничок»
В практике работы любой дошкольной образовательной организации часты случаи, когда принятый на работу педагог – недавний выпускник вуза или колледжа, сдавший на высший балл все выпускные экзамены и защитивший дипломную работу в реальности испытывает большие трудности в начале своей профессиональной карьеры. Этот факт объясняется естественным процессом адаптации сотрудника к новым условиям перехода от учебной деятельности к трудовой или от одной профессии к другой, а также неким разрывом между теорией и практикой, т.е. по сути разницей в требованиях организаций, находящихся на разных ступенях образования, к компетентностям выпускника. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно. Молодые педагоги часто нуждаются в более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного образования, в освоении новых педагогических технологий. Это вовсе не означает низкое качество подготовки студентов в вузах и колледжах. Сами начинающие педагоги отмечают, что в процессе освоения профессии часть информации ими сознательно упускалась, поскольку они на тот момент считали ее ненужной.
Но уже в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении не в качестве гостя-практиканта, а работника они существенно меняют мировоззрение, расставляют иные приоритеты, формируют новые интересы.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то неминуемо начнутся конфликты. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И именно поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в дошкольном образовательном учреждении, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Для этого разработана Программа организации наставничества «Успешный педагог».
1.1. | Актуальность и новизна программы |
1.2. | Цели и задачи программы. Цель: организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: ⎯ оказывать практическую помощь молодым педагогам в период их адаптации в дошкольном образовательном учреждении. ⎯ обеспечивать непрерывность профессионального образования молодого педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию. ⎯ обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности. ⎯ оказывать помощь в работе с одаренными детьми и детьми с ОВЗ. ⎯ создавать условия для самореализации и саморазвития молодых педагогов. ⎯ создавать условия для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию. |
1.3. | Планируемые результаты реализации Программы Педагогу-наставнику наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с молодым педагогом. Таким образом, наставничество позволяет: ⎯ повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога; ⎯ создать положительный настрой в профессиональной деятельности; ⎯ быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ; ⎯ передать накопленный наставниками опыт; ⎯ регулировать текучесть кадров; ⎯ стимулировать молодых педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня. |
1.4. | Основные принципы Программы |
2.1. | Этапы и сроки реализации программы Программа рассчитана на 2 года и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач. Организация наставничества включает в себя три этапа. Первый этап – адаптационный. Определяются обязанности и права молодого педагога, а также исходный объем его знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества. Процесс повышения профессионализма молодых педагогов строится с учетом следующих факторов: базового образования; личных особенностей (творческий потенциал, индивидуальный стиль, способы усвоения информации и т. п.); педагогических потребностей. Второй этап – основной. Педагог-наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому педагогу материалы для самосовершенствования. Соответственно, должен быть разработан индивидуальный план наставничества на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы, направленный на знакомство «новичка» с программами, реализуемыми ДОУ и рабочей документацией; педагогическое самообразование и самовоспитание молодого педагога; участие в работе методических объединений, творческих групп; участие в режимных моментах и мероприятиях ДОУ. Третий этап – контрольно-оценочный. Наставник анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочеты, ставит задачи по их устранению, определяет степень готовности к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей молодого педагога. |
2.2. | Организационные основы наставничества |
2.3. | Формы и методы работы с молодыми педагогами. - индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве интернет сети; - групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические занятия, участие в конкурсах, лектории, выставки, дискуссии. |
2.4. | Перечень программных мероприятий |
2.5. | Механизм реализации программы |
2.6. | Система контроля |
3.1. | Оценка эффективности реализации Программы |
В приложении к Программе разработан план работы с молодыми специалистами на 2 учебных года
Разумеется, Программа носит примерный рекомендательный характер, и её выполнение зависит от личных, профессиональных качеств молодого педагога, и может быть скорректирована при необходимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа организации наставничества в МБДОУ «Детский сад № 4 «Родничок Акбулакского района Оренбургской области» «Успешный педагог» Цели и задачи программы Цель: организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи: ⎯ оказывать практическую помощь молодым педагогам в период их адаптации в дошкольном образовательном учреждении. ⎯ обеспечивать непрерывность профессионального образования молодого педагога, повышать его теоретико-методический уровень и квалификацию. ⎯ обеспечивать обмен опытом успешной педагогической деятельности. ⎯ оказывать помощь в работе с одаренными детьми и детьми с ОВЗ. ⎯ создавать условия для самореализации и саморазвития молодых педагогов. ⎯ создавать условия для повышения квалификации молодых педагогов через прохождение процедуры аттестации на 1 квалификационную категорию.
Планируемые результаты реализации Программы Педагогу-наставнику наставничество помогает передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с молодым педагогом. Таким образом, наставничество позволяет: ⎯ повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога; ⎯ создать положительный настрой в профессиональной деятельности; ⎯ быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ; ⎯ передать накопленный наставниками опыт; ⎯ регулировать утечку кадров; ⎯ стимулировать молодых педагогов для участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.
Формы и методы работы с молодыми педагогами: - индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве интернет сети; - групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические занятия, участие в конкурсах, лектории, выставки, дискуссии.
Содержание деятельности Ответственный 1 Собеседование с молодыми специалистами Заведующий 2 Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами Заведующий, педколлектив 3 Организационные мероприятия: · анкетирование; · выбор и назначение наставника Заведующий 4 Участие молодого специалиста в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинарах и т.д. Наставник, молодой специалист 5 Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД» Наставник, молодой специалист 6 Выбор темы по самообразованию Наставник 7 Участие в семинаре Молодой специалист 8 Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания» Наставник, молодой специалист 9 Изучение методических разработок «Формы работы с родителями» Наставник, молодой специалист 10 Консультация «Разнообразные виды планирования» Наставник 11 Консультация «Работа с родителями по адаптации ребенка к детскому саду» Наставник 12 Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа» Наставник, молодой специалист 13 Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Наставник 14 Консультация «Структура и содержание портфолио» Наставник 15 Участие в педагогическом совете Наставник, молодой специалист 16 Посещение НОД опытных педагогов Молодой специалист 17 Презентация по теме самообразования Наставник, молодой специалист 18 Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее» Наставник 19 Тренинг «Твое оригинальное начало ОД» Наставник 20 Подведение итогов работы Педагогический совет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы мониторинга в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию, ст. воспитатель Е.А.Никулина
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учрежде...
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...
РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...
Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...
«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....