РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_nastavnichestva_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.
Ключевые слова: наставник; молодой специалист; педагогический опыт.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам [1, с. 8 - 9]. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) предоставляет образовательные услуги – помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов. К сожалению, выпускники педагогических ВУЗов всё реже работают по специальности. Очень часто в дошкольные учреждения приходят специалисты, не имеющие специального педагогического образования. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Молодые педагоги, приходящие в дошкольное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведения разного рода документов, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Особенностью труда начинающих воспитателей является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло воспитателю необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому всё чаще в дошкольных учреждениях стала использоваться такая форма работы, как наставничество.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт [2, с. 56]. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра, тут важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:
- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);
- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.
Целесообразно наставнику начинать свою работу со стажёром с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой воспитателя составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.
При этом используются разнообразные формы работы, так например:
- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);
- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОО;
- посещает режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирует их,
- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;
- проводит консультации, беседы;
- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;
- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.
Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Мастер-класс», деловая игра.
Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.
В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Сначала старший воспитатель являлся наставником для молодых педагогов. С этого года наставниками являются опытные педагоги. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя. Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе – с группой воспитанников наставника. Педагог знакомит подшефного с детским садом, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.). Старается показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т.п. Во время стажировки беседует с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает затруднения, старается это делать незаметно, не стесняя его. Эти наблюдения и результаты анкетирования педагога помогают в дальнейшем составить совместный план работы наставника и подшефного. При составлении плана учитывает пожелания и предложения молодого воспитателя (Таблица 1).
Наставник обращает внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминает о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Старается на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем.
Когда педагог начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом проводит их анализ, обсуждает, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогает подшефному с написанием плана, консультирует по вопросам самообразования.
В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ДОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов. Так, например, наши подшефные принимали участие в конкурсах ДОУ «Лучшая сюжетно-ролевая игра», «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Что нам осень принесла?», работали в творческой группе «Разработка конспектов ООД по лепке в соответствии с ФГОС».
Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.
На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недочёты и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекает и других специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог).
Таблица 1
Примерное планирование индивидуальной работы наставника с молодым специалистом:
План работы «Клуба «Молодого «Боровичка»
наставник» Топорова Ирина Владимировна
молодой педагог: Бобкова Любовь Евгеньевна
№ п/п | Содержание деятельности | Мероприятие, форма организации мероприятия | Сроки | Ответственные | Предполагаемый результат |
1 | 1.Выявление потребностей молодых педагогов. 2.Ознакомление педагогов со Школой молодого воспитателя, как одной из форм педагогических объединений. Знакомство с должностными инструкциями педагога, традициями ДОУ. 3.Ознакомление с положением о Школе молодого педагога. Принятие плана работы на год. | Анкетирование – определение трудностей в работе и профессионального роста педагога. Разработка и утверждение плана работы на 2022-2023 учебный год | 09.2022 | Старший воспитатель Наставник | Разработка плана на учебный год Анкетирование |
1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН. 2. Оформление документации воспитателя в соответствии с ФГОС. 3. Ведение и проверка календарно-тематических планов в рамках условия введения ФГОС ДО 3. Мониторинг развития детей. 4. Выбор темы самообразования | 1. Знакомство с основными документами ДОО. 2. Консультации и ответы на интересующие вопросы. 3. Подбор диагностического материала Ознакомление с разными вариантами оформления календарного плана воспитательно-образовательной работы. Проверка документации. | 09.2022 постоянно | Старший воспитатель Наставник | Задание. Разработать календарный план работы с детьми на месяц (форма – по ФГОС). Составление аналитической справки. Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы. Подбор методической литературы по теме самообразования Составление документации по теме самообразования | |
2 | 1.Планирование разных видов деятельности в течение дня. Анализ видов и форм планирования | Ведение и проверка календарно-тематических планов | постоянно | Старший воспитатель | Рекомендации |
2.Организация развивающей среды в группе | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). | 10.2022 | Старший воспитатель Наставник | Рекомендации | |
3. Организация и проведение прогулки и режимных моментов наставником » Практикум. | Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником. | Рекомендации Составление аналитических справки. | |||
3 | 1.Консультация «Как правильно написать статью или оформить опыт» | Помощь в оформлении и написании статьи. | 11.2022 | Старший воспитатель Наставник | Выбор названия статьи и написание |
2.«Структура и содержание портфолио» | Помощь в оформлении портфолио. | Оформление электронного портфолио | |||
4.Сайт воспитателя | Консультация по ведению сайта. | Выбор ,оформление и создание страницы на сайте педагогом | |||
4. | 1.Просмотр конспекта, проведение и анализ молодым педагогом ОД по художественно-эстетическому развитию | Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение. | 12.2022 | Наставники | Рекомендации Аналитическая справка |
2.Знакомство с технологией проектной деятельности | Консультация и ответы на интересующие вопросы. | Наставники | Анализ перспективного плана проектной деятельности. | ||
5. | 1.Организация индивидуальной работы с детьми. | Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми. Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение. | 01.2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Рекомендации Консультация |
2. Особенности и формы организации работы с родителями» Практикум. | Ориентировать педагога на выбор оптимальных форм работы с семьями воспитанников. Раскрыть сущность традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями Познакомить со стилями общения педагога с родителями воспитанников. | Рекомендации Консультация Совместное проведение родительского собрания. Составление протокола собрания. | |||
3.Роль игры в развитии детей раннего возраста | Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность. | Рекомендации Консультация | |||
6. | 1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. | Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме. | 02.2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Рекомендации Консультация |
2.Использование современных здоровье - сберегающих технологий. | Консультация, планирование, помощь наставника. | педагог-наставник | Рекомендации Консультация | ||
7. | 1.Просмотр конспекта и проведение ОД молодым специалистом | Посещение ОД молодого педагога, обсуждение | 03.2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Аналитическая справка |
2.Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности. | Консультация «Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника. | Рекомендации | |||
8. | 1.Организация режимных моментов второй половины дня молодым педагогом. | Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения. Проведение молодым специалистом режимных моментов второй половины дня. Обсуждение. | 04.2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Рекомендация, Аналитическая справка |
2.Организация ОД во второй половине дня. | Посещение ОД молодого педагога, обсуждение | Рекомендация, Аналитическая справка | |||
9. | 1.Подготовка к летнему оздоровительному периоду. | Консультация и ответы на интересующие вопросы. | 05.2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Рекомендации Консультация |
2.Подведение итогов работы. | Самоанализ молодого педагога. | ||||
10. | 3.Наблюдение за деятельностью молодого педагога. | Анализ и оценка деятельности молодого педагога. Определение затруднений и наиболее успешных областей профессиональной деятельности. | Систематически 2022-2023 | Старший воспитатель, педагог-наставник | Аналитическая справка за год |
Наставники организуют работу с молодыми педагогами по утвержденному плану. Данный план должен включать мероприятия, цель которых – помочь молодому педагогу адаптироваться, влиться в коллектив, приобрести практические навыки и умения работы.
На примере готового образца расскажите наставникам, какие пункты и мероприятия обязательно должны быть в их плане.
Пункт 1. Цели и задачи работы
Здесь важно уйти от глобальных целей наставничества и сформулировать конкретные цели и задачи работы с конкретным подшефным педагогом. Для этого необходимо выяснить, какие трудности он испытывает. Например, начинающий педагог не знает, как составить план работы с детьми. Это и будет одной из задач наставника – консультировать педагога и учить вести рабочую документацию.
Пункт 2. Мероприятия по адаптации педагога
Наставничество включает три этапа, один из которых – адаптационный. На этом этапе наставник знакомится с подшефным педагогом и знакомит его с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет трудности педагога, его личностные качества, ожидания, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план.
Пункт 3. Работа с документацией
Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому в план необходимо включить мероприятия, в ходе которых наставник сможет не только показать, например, как составить план работы с детьми, но научить анализировать его и оценивать результативность.
Пункт 4. Мероприятия по обмену опытом
На втором этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить их правильно использовать, обучить педтехнологиям. Сделать это помогут открытые показы, семинары-практикумы, мастер-классы. Также важно включить в план мероприятия, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения.
Пункт 5. Контрольные мероприятия
Третий этап наставничества – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому в плане важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...
Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...
Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...
«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...
Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».
laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.
Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»
Притча о наставникеНаставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но ника...
- Мне нравится (1)