РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
статья

Дильмухаметова Альмира Махмудовна
Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация: статья посвящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном образовательном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели, задачи и формы работы наставничества.

Ключевые слова: наставник; молодой специалист; педагогический опыт.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования повышаются требования к личности педагога и его профессиональным качествам [1, с. 8 - 9]. Дошкольная образовательная организация (далее ДОО) предоставляет образовательные услуги – помощь семье в воспитании и развитии дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в ДОО необходима профессиональная компетентность педагогов. К сожалению, выпускники педагогических ВУЗов всё реже работают по специальности. Очень часто в дошкольные учреждения приходят специалисты, не имеющие специального педагогического образования. Почти все молодые педагоги убеждены, что они вооружены знаниями, умениями, и только первый день работы в детском саду выявляет реальную картину их подготовки. Практика показала, что многие молодые специалисты имеют достаточно большой объём теоретических знаний, но совсем не имеют опыта практической работы. Молодые педагоги, приходящие в дошкольное учреждение, сталкиваются с разными проблемами: адаптации в новом коллективе, ведения разного рода документов, организации образовательной деятельности, написании планов, конспектов, наблюдаются трудности в грамотном применении знаний в практической деятельности. Исходя из этого, возникла необходимость поиска форм работы с молодыми педагогами для обеспечения их скорейшего профессионального роста. Особенностью труда начинающих воспитателей является то, что они в первый же день выполняют в полном объёме все должностные обязанности и несут ответственность наряду с опытными педагогами, имеющими многолетний стаж работы. Те педагоги, которые не получают в первый год своей работы поддержку коллег и администрации, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло воспитателю необходимо оказывать всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому всё чаще в дошкольных учреждениях стала использоваться такая форма работы, как наставничество.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу-наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт [2, с. 56]. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Назначение наставника должно проходить при обоюдном согласии наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать и о психологической совместимости наставника и стажёра, тут важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся нелёгкие задачи: привить интерес к профессии воспитателя, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. К педагогу-наставнику предъявляется немало требований:

- компетентность и опыт работы с людьми, умение выстраивать межличностные отношения с молодыми педагогами (доброжелательность и взаимное уважение, уважительное отношение к мнению подшефного);

- наставник – человек, который пользуется доверием коллектива, способный организовать процесс профессионального роста стажёра, поддержать его желание к самостоятельной деятельности, имеющий желание совершенствовать своё педагогическое мастерство.

Целесообразно наставнику начинать свою работу со стажёром с проведения анкетирования или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым воспитателем и её содержание. Педагог-наставник на основе полученных данных в ходе собеседования и наблюдения за работой воспитателя составляет план работы с молодым специалистом, согласовывает его со старшим воспитателем.

При этом используются разнообразные формы работы, так например:

- педагог-наставник предлагает совместно спланировать образовательную деятельность, оказывает помощь в составлении конспекта организованной образовательной деятельности (далее ООД);

- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической копилкой группы и ДОО;

- посещает режимные моменты, занятия у молодого педагога и анализирует их,

- приглашает понаблюдать за своей работой – проводит открытые показы проведения режимных моментов, организации прогулки, занятия и других видов деятельности с обсуждением увиденного;

- проводит консультации, беседы;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями воспитанников, оказывает помощь при подготовке консультативного материала для родителей;

- помогает в работе по самообразованию, при подготовке к педсоветам.

Наряду с традиционными формами работы большую эффективность имеют инновационные: творческие группы, профессиональные и творческие конкурсы, «Круглый стол», «Мозговой штурм», «Мастер-класс», деловая игра.

Наставничество – это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники по отношению к молодым педагогам должны быть уважительны, терпеливы, делиться своим опытом без назидания, не забывать отмечать положительные стороны в работе подшефного, поощрять педагогические находки. В свою очередь и молодые специалисты должны прилагать старания для правильного построения взаимоотношений с наставником.

В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени успешно используется система наставничества. Сначала старший воспитатель являлся наставником для молодых педагогов. С этого года наставниками являются опытные педагоги. Наставники чувствуют большую ответственность за это поручение. Ведь от них во многом зависит будущий профессионализм молодого воспитателя. Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является стажировка. В это время необходимо поддержать подшефного эмоционально, укрепить веру в свои силы, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе – с группой воспитанников наставника. Педагог знакомит подшефного с детским садом, с ведением документации, в это же время молодой воспитатель может наблюдать за проведением режимных процессов, прогулки, ООД и других видов деятельности (игровой, трудовой и др.). Демонстрация деятельности проходит так, чтобы воспитатель тоже постепенно включался в работу, приобретал опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке проведения ООД и других видов деятельности (развлечение, эксперименты, наблюдения и др.). Старается показать, что каждая минута тихого часа может пройти с пользой: написать план, подготовить образцы для рисования и аппликации, костюмы для игры-драматизации, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и т.п. Во время стажировки беседует с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает затруднения, старается это делать незаметно, не стесняя его. Эти наблюдения и результаты анкетирования педагога помогают в дальнейшем составить совместный план работы наставника и подшефного. При составлении плана учитывает пожелания и предложения молодого воспитателя (Таблица 1).

Наставник обращает внимание своего подшефного, что в своей работе он имеет помощников, не только в лице старшего воспитателя и наставника, но помощником может быть и его коллега в группе, имеющий практический опыт. Напоминает о взаимоотношениях педагога и помощника воспитателя. Старается на практике показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику, тем самым показывая пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа помощника строится под руководством и в тесном контакте с воспитателем.

Когда педагог начинает работать на своей группе, наставник посещает отдельные режимные моменты, ООД. Затем вместе с молодым специалистом проводит их анализ, обсуждает, какие ошибки были допущены, как их устранить. Помогает подшефному с написанием плана, консультирует по вопросам самообразования.

В дальнейшем педагог изучает не только опыт своего наставника, но и других коллег. Молодого специалиста приглашают на методические объединения воспитателей, творческие отчёты, открытые показы педагогов ДОУ, привлекают к работе в творческих группах, к подготовке педагогических советов. Так, например, наши подшефные принимали участие в конкурсах ДОУ «Лучшая сюжетно-ролевая игра», «Центр познавательно-исследовательской деятельности», «Что нам осень принесла?», работали в творческой группе «Разработка конспектов ООД по лепке в соответствии с ФГОС».

Когда педагог начинает всё активнее включаться в работу, как никогда важна положительная оценка наставника. Здесь важно заметить даже незначительные успехи – дети быстро и аккуратно убирают игрушки, не забывают благодарить за помощь, воспитатель старается быстро прийти на помощь детям в разрешении конфликта, продумывает предварительную работу, игровые приёмы. Похвала укрепляет уверенность в своих силах, повышает интерес к профессии.

На завершающем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недочёты и планирует работу по их устранению. При необходимости привлекает и других специалистов ДОУ (учитель - логопед, музыкальный руководитель, педагог – психолог).

Таблица 1

Примерное планирование индивидуальной работы наставника с молодым специалистом:

План работы «Клуба «Молодого «Боровичка»

наставник» Топорова Ирина Владимировна

молодой педагог: Бобкова Любовь Евгеньевна

п/п

Содержание деятельности

Мероприятие, форма организации мероприятия

Сроки

Ответственные

Предполагаемый результат

1

1.Выявление потребностей молодых педагогов.

2.Ознакомление педагогов со Школой молодого воспитателя, как одной из форм педагогических объединений.

Знакомство с должностными инструкциями педагога, традициями ДОУ.

3.Ознакомление с положением о Школе молодого педагога.

Принятие плана работы на год.

Анкетирование – определение трудностей в работе и профессионального роста педагога. Разработка и утверждение плана работы на 2022-2023 учебный год

09.2022

Старший воспитатель

Наставник

Разработка плана на учебный год

Анкетирование

1. Помощь в изучении ЛНА детского сада, Закона № 273-ФЗ, ФГОС, СанПиН.

2. Оформление документации воспитателя в соответствии с ФГОС.

3. Ведение и проверка календарно-тематических планов в рамках условия введения ФГОС ДО

3. Мониторинг развития детей.

4. Выбор темы самообразования

1. Знакомство с основными документами ДОО.

2. Консультации и ответы на интересующие вопросы.

3. Подбор диагностического материала

Ознакомление с разными вариантами оформления календарного плана воспитательно-образовательной работы.

Проверка документации.

09.2022

постоянно

Старший воспитатель

Наставник

Задание. Разработать календарный

план работы с детьми на месяц (форма – по ФГОС).

Составление аналитической справки.

Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.

Подбор методической литературы по теме самообразования

Составление документации по теме самообразования

2

1.Планирование разных видов деятельности в течение дня.

Анализ видов и форм планирования

Ведение и проверка календарно-тематических планов

постоянно

Старший воспитатель

Рекомендации

2.Организация развивающей среды в группе

Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала).

10.2022

Старший воспитатель

Наставник

Рекомендации

3. Организация и проведение прогулки и режимных моментов наставником »

Практикум.

Просмотр молодым специалистом режимных моментов, проводимых наставником.

Рекомендации

Составление аналитических справки.

3

1.Консультация

«Как правильно написать статью или оформить опыт»

Помощь в оформлении и написании статьи.

11.2022

Старший воспитатель Наставник

Выбор названия статьи и написание

2.«Структура и содержание портфолио»

Помощь в оформлении портфолио.

Оформление электронного портфолио

4.Сайт воспитателя

Консультация по ведению сайта.

Выбор ,оформление и создание страницы на сайте педагогом

4.

1.Просмотр конспекта, проведение и анализ молодым педагогом ОД по художественно-эстетическому развитию

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

12.2022

Наставники

Рекомендации

Аналитическая справка

2.Знакомство с технологией проектной деятельности

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Наставники

Анализ перспективного плана проектной деятельности.

5.

1.Организация индивидуальной работы с детьми.

Помощь в составлении плана индивидуальной работы с детьми.

Наблюдение за совместной игровой деятельностью молодого специалиста с детьми, обсуждение.

01.2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Рекомендации

Консультация

2. Особенности и формы организации работы с родителями»

Практикум.

Ориентировать педагога на выбор оптимальных форм работы с семьями воспитанников. Раскрыть сущность традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями

Познакомить со стилями общения педагога с родителями воспитанников.

Рекомендации

Консультация

Совместное проведение родительского собрания.

Составление протокола собрания.

3.Роль игры в развитии детей раннего возраста

Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность.

Рекомендации

Консультация

6.

1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по теме.

02.2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Рекомендации

Консультация

2.Использование современных здоровье - сберегающих технологий.

Консультация, планирование, помощь наставника.

педагог-наставник

Рекомендации

Консультация

7.

1.Просмотр конспекта и проведение ОД молодым специалистом

Посещение ОД молодого педагога, обсуждение

03.2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Аналитическая справка

2.Использование современных педтехнологий в образовательной деятельности.

Консультация

«Новые педтехнологии», обмен опытом, помощь наставника.

Рекомендации

8.

1.Организация режимных моментов второй половины дня молодым педагогом.

Совместное выявление затруднений педагога и определение путей их устранения.

Проведение молодым специалистом режимных моментов второй половины дня.

Обсуждение.

04.2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Рекомендация, Аналитическая справка

2.Организация ОД во второй половине дня.

Посещение ОД молодого педагога, обсуждение

Рекомендация, Аналитическая справка

9.

1.Подготовка к летнему оздоровительному периоду.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

05.2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Рекомендации

Консультация

2.Подведение итогов работы.

Самоанализ молодого педагога.

10.

3.Наблюдение за деятельностью молодого педагога.

Анализ и оценка деятельности молодого педагога.

Определение затруднений и наиболее успешных областей профессиональной деятельности.

Систематически

2022-2023

Старший воспитатель,

педагог-наставник

Аналитическая справка за год

Наставники организуют работу с молодыми педагогами по утвержденному плану. Данный план должен включать мероприятия, цель которых – помочь молодому педагогу адаптироваться, влиться в коллектив, приобрести практические навыки и умения работы.

На примере готового образца расскажите наставникам, какие пункты и мероприятия обязательно должны быть в их плане.

Пункт 1. Цели и задачи работы

Здесь важно уйти от глобальных целей наставничества и сформулировать конкретные цели и задачи работы с конкретным подшефным педагогом. Для этого необходимо выяснить, какие трудности он испытывает. Например, начинающий педагог не знает, как составить план работы с детьми. Это и будет одной из задач наставника – консультировать педагога и учить вести рабочую документацию.

Пункт 2. Мероприятия по адаптации педагога

Наставничество включает три этапа, один из которых – адаптационный. На этом этапе наставник знакомится с подшефным педагогом и знакомит его с ООП и годовым планом детского сада. Также он выявляет трудности педагога, его личностные качества, ожидания, помогает выбрать тему самообразования. Соответствующие мероприятия наставник должен заранее включить в план.

Пункт 3. Работа с документацией

Наибольшие трудности у молодых педагогов вызывает работа с документацией, на которую они тратят много времени. Поэтому в план необходимо включить мероприятия, в ходе которых наставник сможет не только показать, например, как составить план работы с детьми, но научить анализировать его и оценивать результативность.

Пункт 4. Мероприятия по обмену опытом

На втором этапе наставничества важно помочь педагогу сформировать свой арсенал методов и приемов работы и научить их правильно использовать, обучить педтехнологиям. Сделать это помогут открытые показы, семинары-практикумы, мастер-классы. Также важно включить в план мероприятия, в рамках которых молодой педагог сможет показать свои навыки и умения.

Пункт 5. Контрольные мероприятия

Третий этап наставничества – контроль работы молодого педагога. Наставник должен отслеживать, как педагог выполняет его рекомендации и исправляет недочеты в работе. Поэтому в плане важно предусмотреть разные формы контроля. Это может быть посещение занятия в группе молодого педагога, анализ документации.

Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Как сказал великий китайский мудрец Конфуций «Учитель и ученик растут вместе». Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: педагог старается следить за новинками методической литературы, участвует в педагогических конкурсах, конференциях, использует в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, наставник приобретает новые взгляды на развитие и воспитание детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

Наставничество в Дошкольном образовательном учреждении.

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. М...

Метод проектной деятельности как форма реализации наставничества в дошкольном образовательном учреждении

В последнее время наставничество выступает одним из приоритетов федеральной образовательной и кадровой политики на всех уровнях образования. Различные общественные и государственные организации и учре...

«Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

laquo;Организация системы наставничествав дошкольном образовательном учреждении»...

Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».

laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении.

Организация системы наставничества в дошкольном образовательном учреждении....

Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Притча о наставникеНаставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но ника...