Формирование у младших дошкольников начальных знаний об истории малой Родины
статья (младшая группа)
Младший дошкольный возраст ребенка, это период когда формируется личность, его социальные чувства, отношения и интерес к окружающему миру. Для меня было важно в этот период, чтобы каждый ребенок интересовался, познавал и взаимодействовал со средой, в которой родился и живет. Сформировать интерес к малой Родине, заложить основы нравственных ценностей, способствующие воспитанию гражданина и патриота своей страны. Моя задача помочь каждому ребенку, открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. И в этом мне помогали мои родители группы. Тесное взаимодействие помогло раскрыть все стороны воспитания и познания детьми окружающего мира Малой Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_malaya_rodina.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта
Тема: «Формирование у младших дошкольников начальных знаний об истории малой Родины»
Воспитатель: Топорищева Е.И.
Младший дошкольный возраст ребенка, это период когда формируется личность, его социальные чувства, отношения и интерес к окружающему миру. Для меня было важно в этот период, чтобы каждый ребенок интересовался, познавал и взаимодействовал со средой, в которой родился и живет. Сформировать интерес к малой Родине, заложить основы нравственных ценностей, способствующие воспитанию гражданина и патриота своей страны. Моя задача помочь каждому ребенку, открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. И в этом мне помогали мои родители группы. Тесное взаимодействие помогло раскрыть все стороны воспитания и познания детьми окружающего мира Малой Родины.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к маме, папе, брату, сестре, бабушке, дедушке. Чувства любви. тепла, нежности вызывают отклик в его душе в беседах и общениях « Я и моя семья», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия пап и мам», «Чем ты можешь помочь маме и папе», «В гостях у бабушки и дедушки». Я с детьми рассматривала семейные фотографии, фотовыставку «Рядышком с бабушкой и дедушкой, выпустили стенгазету «Счастливы, потому что вместе», «Паровозик «Семейного счастья». Художественные произведения Н.Саконской, А.Димова, И.Косякова, С.Прокофьева,С.Капутикян помогали раскрыть образ и роль в семье родителей. Воспитывала чувства уважения и заботы к членам семьи «Красивый платочек для бабушки», лепили «Печенья и бублики для чая», «Прянички». В играх дети раскрывали свои знания и опыт «Бабушка встречает внучат», «Поможем дедушке отремонтировать машину», «У мамы болит горлышко» и другие, в дидактических играх знакомились и уточняли, кем папы и мамы работают: «Кому что нужно для работы?», «Профессии», «Кто куда?», «Кем быть?» Родители дома рассказывали: кем работает мама, папа, дедушка, бабушка. Родители давали первые трудовые поручения малышу по дому, приучая их к труду и вызывая желание оказывать помощь взрослым.
С детьми ходила с экскурсией по детскому саду. Познакомились с профессиями медицинской сестры, повара, прачки, дворника, музыкального руководителя.
С территории детского сада наблюдали за трудовой деятельностью людей. Увидели условия и особенности труда взрослых. Я рассказывала детям о разных профессиях, раскрывала детям значимость и важность их труда для людей.
Чувства любви, тепла, и отклик нежности вызывают в душе каждого ребенка его семья, и его родной дом. Я воспитывала у детей чувство сопричастности и привязанности к родному дому. Знакомились и рассматривали с детьми «Как устроен дом?», «Мебель», «Предметы бытовой техники», «Одежда», «Посуда», «Обувь». Узнавали назначение предметов, и как использовать в быту, воспитывала бережное и безопасное отношение у детей. В дидактических играх «За покупками», «Семья, дом» уточняла представления о предметах быта дома.
Беседовали с воспитанниками «Где я живу?», «Улицы моей станицы», «Моя Станица», «Достопримечательности моей станицы». Виртуально путешествовали в сюжетно ролевой игре «Поездка на автобусе» по памятным местам станицы». Рассматривали фотографии достопримечательностей станицы, вспоминали и рассказывали, где дети бывали с родителями
Вместе с родителями дети посещали общественные места: магазины, почту, аптеку, больницу, парикмахерскую. Красивые места в парке, реке Ея.
«Заглянули» с детьми на домашний двор, чтобы узнать, кто же здесь живет? Рассматривали иллюстрации, картины. В общении, познакомились «Какие животные живут на домашнем дворе», «Животные и их детеныши». Я рассказывала о безопасном общении с обитателями домашнего двора, читала народные потешки и песенки, рассказы В.Сутеева, Е.Чарушина, К.Ушинского, это помогло раскрыть перед детьми образы домашних животных. Изготовила игровой макет с домашними животными и птицами. Дети с удовольствием играли, трогали и выделяли внешние особенности. В играх: «Кто, где живет?», «Кто к кому?», «Кто что ест?», «Ты, чей малыш?», уточняли представления о детенышах, как зовут, как ухаживать за животными, чем кормить.
Огромный познавательный интерес проявился к растениям огорода и сада. Знакомили с плодами «Овощи» и «Фрукты», «Что растет на грядке, а что растет на дереве?», «Для чего выращивают овощи и фрукты?».
Играли в «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Чего не стало?» Разгадывали загадки «Назови овощ, фрукт». В дидактических играх «Овощи, фрукты, ягоды», «Зеленый друг», «Дары природы». Подготовила презентацию «Витаминная семейка», после просмотра уточняла представления о среде произрастания. Рассматривали вместе с детьми иллюстрации «Труд людей в природе» в разные сезоны года, дети пришли к пониманию как много надо потрудиться, чтобы получить вкусные плоды. Родители с детьми выходили в огород, сад, рассматривали, поливали, вместе собирали плоды. В течение теплого периода, мы с детьми периодически выходили на экскурсию в огород, сад на территории детского сада. Наблюдали за произрастанием плодов.
Наблюдали за растениями в разные периоды времени года, появлением насекомых. Любовались их красотой, читала короткие стихи, чтобы дети эмоционально восприняли объект наблюдения.
Знакомила с птицами их образом жизни, наблюдали за их передвижением. Родители активно приняли участие в создании макета «Зимующие птицы», птиц изготавливали из разного материала, рассказывали детям о птицах. На участке, в зимний период, вместе с детьми подкармливали птиц на кормушке.
В зимний период посадили с малышами «Зеленый огород бабы и деда» Дети рассматривали семена, совместно сажали и ухаживали, наблюдали за ростом и изменениями в огороде. Кушали зеленый лучок на обед, при этом рассказывала о пользе его витаминов.
В течение года знакомила детей с нашими традициями группы: готовили подарки своими руками и поздравляли с праздниками «Мамин день», «День бабушки и дедушки», «Защитника Отечества» , «8 Марта».
Вместе ставили и украшали елку к Новому году. Праздновали Масленицу.
Традиционными стали встречи с бабушкой. Я одевала костюм бабушки и приходила в гости с корзинкой, в которой всегда лежал какой - то сюрприз для детей, это были различные старинные предметы, изготовленные прабабушками и прадедушками. Это: большой русский платок, деревянные ложки, кувшин, вышивка, народные игрушки. Сама корзина вызвала огромный интерес, и сразу отреагировали дети, сказали, что в группе есть плетеный плетень. Яркие предметы привлекали детей, они с интересом знакомились с предметами старины: рассматривали рисунки, узнавали, из какого материала были изготовлены, как их в давние времена использовали. Дети с радостью ждут новой встречи с бабушкой. Я увидела, какой проявился у детей интерес к старинным вещам, какую они проявляют любознательность к жизни бабушек и дедушек.
И в группе появился «Казачий курень» дети познакомились с предметами быта казачьей семьи, сравнивали его со своим домом. Родители связали семью казака, передовая одетый образ прошлого времени. На «Казачьем подворье» знакомились с жизнью казаков в давние времена: как жили, трудились. Дети на макете, с интересом разыгрывают, уже короткие игровые сюжеты. И конечно «бабушка» рассказывала детям русские сказки у русской печи, песенки и потешки про кота, петушка, курочку.
Родители стали отмечать, что дети проявляют большую потребность в познавательном общении со взрослым. Вместе с родителями видим, как дети стали любознательны, проявляют интерес к окружающему миру, доброту к друг другу, бережное отношение к предметам и вещам, к природе. А значит, правильно и верно, заложены маленькие ростки любви к малой Родине.
Изучая новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования от 11.02.2023 года, обратила внимание на поставленные задачи по патриотическому воспитанию:
В Целевом разделе Федеральной программы:
«14. Пояснительная записка.
14.1.Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно – нравственных ценностей российского народа и исторических и национально – культурных традиций.
14.2. Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:
«Приобщение детей ( в соответствии возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права, и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крпкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.»
«15.3.Планируемые результаты в дошкольном возрасте.
15.3.1. К четырем годам:
«Ребенок проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям;
Ребенок знает об объектах ближайшего окружения: о родном населенном пункте, его названии, достопримечательностях и традициях.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "История малой родины".
Опыт работы по теме: "История малой родины"....
«Самоанализ педагога по взаимодействию с родителями в развитии патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством знакомства с историей малой Родины»
Презентация для педагогов...
Ознакомление дошкольников с историей малой Родины
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Р...
Педагогическая практика "Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей малой Родины"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, р...
Введение дошкольников в мир культуры и истории малой Родины, как один из этапов осознанной любви к своему Отечеству.
Ознакомление детей с родным краем, это составная часть формирования у него патриотизма....
Конспект образовательной деятельности "Формирование первичных представлений об истории малой Родины. У истоков родного края"
Воспитание любви к своей малой Родины...
Из опыта работы: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе знакомства с малой родиной.
laquo;Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и и...