Из опыта работы: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе знакомства с малой родиной.
опыты и эксперименты (старшая, подготовительная группа)

Динеева Елена Александровна

«Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине.

Понимание и чувство величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно

и имеет своими истоками красоту».

В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе знакомства с малой родиной.

 

«Красота родного края, открывающаяся

благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине.

Понимание и чувство величия, могущества

Родины приходит к человеку постепенно

и имеет своими истоками красоту».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой республики Башкортостан. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - районом, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой республики, а дети жители Башкирии, ее граждане.

 Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой цели:

  • Воспитание гражданина и патриота своей республики, формирование нравственных ценностей;
  • Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Для достижения целей поставила задачи:

  1. Воспитание у ребенка люби и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике;
  2. Формирование бережного отношения к природе;
  3. Знакомство с символикой г. Белорецк, Республики Башкортостан;
  4. Развитие интереса к башкирским традициями и промыслам;
  5. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики;
  6. Формирование чувства толерантности.

         Для реализации этих задач я использую такие виды и формы организации музыкальной деятельности как: музыкальные занятия - комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги.

В своей работе использую следующие методические пособия: Гасанова – «Фольклор и литература Республики Башкортостан», Петухова «Художники и композиторы Башкортостана - детям», Галяутдинов «Башкирские народные детские игры».

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Со старшими дошкольниками мы слушаем выдающихся башкирских композиторов: З. Исмагилова,  Х. Ф. Ахметова, Р. Муртазина, Н. Г. Сабитова, Р. В. Сальманова и др. Эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.

Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями башкирских песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. С башкирскими народными прибаутками, сказками, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами я знакомлю детей на занятиях, досугах и народных праздниках.

Ежегодно я провожу тематические недели, посвященные празднованию Дня Республики Башкортостан, дня башкирского языка с целью расширения представления детей о культуре и традициях родного края; воспитания чувства ответственности и любви к своей малой Родине.

В течении недели провожу музыкальные занятия «Я живу в Башкортостане», «Путешествие в прошлое Башкортостана», «День народного единства» посвященное ознакомлению дошкольников с историей и культурой Башкортостана. Провожу музыкальные развлечения «День народных башкирских игр», «Цвети моя Республика», «День национального костюма».

В течении недели дети узнали много интересного об истории, традициях, достижениях нашей республики, знакомились с народным фольклором (пословицы, поговорки, колыбельные).

С воспитанниками детского сада мы совершили виртуальную экскурсию по Башкортостану, экскурсию в библиотеку. Увидели природу родного края, познакомились с башкирскими народными промыслами, поговорили о национальностях, проживающих на территории нашей республики.

Традиционно провожу такие праздники, как «Осенины», «Сабантуй», на которых дети исполняют стихи, песни башкирских авторов, танцуют башкирские народные танцы, играют в игры.

Ежегодно дети участвуют в городских, региональных конкурсах, таких как конкурс чтецов на башкирском языке.

Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной республике, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыт работы: «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников на основе знакомства с малой родиной». Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 14 «Ладушки» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Разработала: музыкальный руководитель Динеева Е.А.

Слайд 2

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Цели: Воспитание гражданина и патриота своей республики, формирование нравственных ценностей; Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.

Слайд 4

Задачи: Воспитание у ребенка люби и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике; Формирование бережного отношения к природе; Знакомство с символикой г. Белорецк, Республики Башкортостан; Развитие интереса к башкирским традициями и промыслам; Развитие чувства ответственности и гордости за достижения республики; Формирование чувства толерантности.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по теме: "Приобщение младших дошкольников к истории и культуре малой Родины".

Презентация содержит ознакомительный материал из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию младших дошкольников....

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Конспект деловой игры с родителями Формирование нравственно- патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной

Цель: уточнить и закрепить знания родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...