Модель взаимодействия специалистов в группах компенсирующей направленности
консультация
Выступление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_vzaimodeystviya_spetsialistov_v_gruppah_kompensiruyushchey_napravlennosti.docx | 50.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68» НМР РТ
«Модель взаимодействия специалистов в группах компенсирующей направленности»
(выступление)
Подготовила:
старший воспитатель Шигапова З.Ф.
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», данная категория детей определяется термином ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.
Планирование и реализация коррекционно-обучающего процесса требует взаимодействия педагогов ДОО. Для этого учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, руководитель физического воспитания и другие специалисты, имеющиеся в ДОО, должны работать в тесном контакте друг с другом. Они должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход и единый стиль работы в целом.
Содержание и структура педагогической поддержки детей с ОВЗ во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.
Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности ДОО как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.
Координатором взаимодействия специалиста является методист, руководителем коррекционно-обучающего процесса учитель-логопед.
В задачи учителя-логопеда входит:
1. коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;
2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей;
4. консультирование специалистов в рамках взаимодействия коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности
Совместная деятельность учителя-логопеда и специалистов ДОО предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, разработку рекомендаций для педагогов, проведение семинаров и консультаций по вопросам речевого развития, посещение занятий, помощь в подборе речевого материала к занятиям.
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми С ТНР являются следующие:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
Одним из обязательных условий работы с детьми с нарушениями речи является требование к речи педагога.
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Наряду с требованиями к речи педагога необходимо сказать и о требованиях к речи детей.
1. Педагогу надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.
2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей)
3. Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться к ним, вовремя и тактично исправлять ошибки.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в группе компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.
Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В группах компенсирующей направленности взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.
Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.
Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закрепление результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п
Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Выполняются виды упражнений:
• автоматизация поставленных звуков
• повторение стихотворений, рассказов;
• упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
• активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.
В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера.
Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего.
Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.
Педагог-психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей с ОВЗ: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОО.
В работе специалистов выделяются следующие задачи:
• повышать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;
•своевременно предупреждать и преодолевать трудности речевого развития дошкольников;
• создавать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.
Таким образом, и учитель-логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.
При организации комплексной коррекционной работы с ребенком с ТНР необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.
Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:
развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи;
формирование правильного дыхания;
развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность;
формирование навыка осознанного восприятия пространства.
развитие и формирование слухового внимания и памяти, координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;
воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха, оральный праксиса.
Каждая образовательная деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, элементарная игра на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. В ходе интегрированной образовательной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику
Таким образом, интегрированная деятельность способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей, развивает и корректирует речевую функциональную систему, слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильный гнозис, интеллектуальные и творческие способности, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОО и объединения усилий в данном направлении выстраивается модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь специалистов способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
На занятиях физкультуры решаются задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Это способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
При работе в группе компенсирующей направленности руководитель изостудии также обязан учитывать специфику коррекционно-развивающей направленности. Взаимосвязь с учителем-логопедом подразумевает:
учёт лексического материала
развитие художественно-творческих способностей
оречевление режимных моментов
контроль за звукопроизношением детей
формирование умения действовать по словесной инструкции.
развитие мелкой моторики.
придумывание сказок по рисункам.
включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.
Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, методиста и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению речевых нарушений у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОВЗ. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению в соответствии с индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Взаимодействие всех специалистов и родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной адаптации и обучению детей в школе.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОО выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-образовательной работы по устранению речевых недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения
В рамках обмена опытом предлагаю вниманию коллег лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности...
Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности
Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности...
Организация работы и взаимодействие специалистов в группе компенсирующей направленности
освещены практические аспекты работы в логопедической группе...
Перспективно- тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от 5 до 6 лет
В плане можно видеть общие лексические темы, конкретные темы занятий специалистов по коррекционно-образовательной работе...
Перспективно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от4 до 5 лет
В плане показана коррекционно-образовательная работа специалистов с детьми среднего возраста с ЗПР....
Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития
Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР....
Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития
Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР,...
- Мне нравится (1)