Модель взаимодействия специалистов в группах компенсирующей направленности
консультация

Шигапова Зульфия Фоатовна

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №68» НМР РТ

«Модель взаимодействия специалистов в группах компенсирующей направленности»

(выступление)

                             Подготовила:

 старший воспитатель Шигапова З.Ф.

    В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ», данная категория детей определяется термином ОВЗ.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ без создания специальных условий обучения и воспитания.

  Планирование и реализация коррекционно-обучающего процесса требует взаимодействия педагогов ДОО. Для этого учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели, руководитель физического воспитания и другие специалисты, имеющиеся в ДОО, должны работать в тесном контакте друг с другом. Они должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход и единый стиль работы в целом.

  Содержание и структура педагогической поддержки детей с ОВЗ во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

   Поэтому модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности ДОО как системы, включающей диагностический, коррекционно-развивающий и профилактический аспекты, обеспечивающие нормальный уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

  Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка.

  Координатором взаимодействия специалиста является методист, руководителем коррекционно-обучающего процесса учитель-логопед.

В задачи учителя-логопеда входит:

1.       коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей;

2.       своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;

3.       разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей;

4.       консультирование специалистов в рамках взаимодействия коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности

  Совместная деятельность учителя-логопеда и специалистов ДОО предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, разработку рекомендаций для педагогов, проведение семинаров и консультаций по вопросам речевого развития, посещение занятий, помощь в подборе речевого материала к занятиям.

 Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов, комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми С ТНР являются следующие:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности детей.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

Одним из обязательных условий работы с детьми с нарушениями речи является требование к речи педагога.

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Наряду с требованиями к речи педагога необходимо сказать и о требованиях к речи детей.

1. Педагогу надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети.

2. Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей)

3. Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться к ним, вовремя и тактично исправлять ошибки.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в группе компенсирующей направленности многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

 Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с воспитателем. В группах компенсирующей направленности взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы (педсоветы) по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для родителей.

Таким образом, воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционных задач, суть которых – в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель обращает свое внимание не только на коррекцию имеющихся недостатков в развитии ребенка, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

   Важный аспект работы в логопедической группе – развитие познавательной активности и познавательных интересов у детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательных процессов в целом, которое складывается у детей под влиянием речевого недоразвития, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

Правильное, педагогически оправданное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющее их усилия в интересах коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет веру детей в собственные возможности, позволяет сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

  Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закрепление результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.

  В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п

  Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна (до или после полдника). На вечерний логопедический сеанс приглашается 5-7 детей. Выполняются виды упражнений:

• автоматизация поставленных звуков

• повторение стихотворений, рассказов;

• упражнения на развитие внимания, памяти, логическое мышление, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

• активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы.

  В процессе коррекционной работы воспитателем уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время можно предложить детям складывать мозаику, пазлы, фигуры из спичек или счетных палочек, тренироваться в развязывании и завязывании шнурков, собирать рассыпанные пуговицы или мелкие предметы, карандаши разного размера.

  Особое место в работе воспитателя занимает организация подвижных игр для детей с речевыми нарушениями, ввиду того, что дети данной категории часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются.    Игры с движением необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. В них часто встречаются присказки, четверостишия, они могут предваряться считалкой для выбора водящего.

  Работа воспитателя по обучению детей сюжетно-ролевой игре – также необходимый элемент педагогической деятельности в логопедической группе. В сюжетно-ролевых играх воспитатель активизирует и обогащает словарь, развивает связную речь, обучает ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях (прием у врача, покупки в магазине, поездка в транспорте и пр.). Сюжетно-ролевые игры способствуют развитию коммуникативно-речевых навыков, стимулируют общительность детей, воспитывают социальные навыки и умения.

Педагог-психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей с ОВЗ: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОО.

В работе специалистов выделяются следующие задачи:

• повышать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;

•своевременно предупреждать и преодолевать трудности речевого развития дошкольников;

• создавать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.

  Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение образовательной деятельности, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

 Таким образом, и учитель-логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.

  При организации комплексной коррекционной работы с ребенком с ТНР необходимо придерживаться принципа «разносторонности усилий», в котором особая роль отводится взаимодополняющей работе учителя-логопеда и музыкального руководителя. Особенно перспективным в данном вопросе также является интегрированный подход, позволяющий расширить зону воздействия на ребенка. Наиболее ярко такое взаимодействие отражается в логопедической ритмике.

Работа музыкального руководителя в условиях интеграции может решать следующие задачи:

развитие и коррекция темпо-ритмической организации речи;

формирование правильного дыхания;

развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность;

формирование навыка осознанного восприятия пространства.

развитие и формирование слухового внимания и памяти, координации движений, умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок;

воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха, оральный праксиса.

 Каждая образовательная деятельность включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, элементарная игра на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. В ходе интегрированной образовательной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику

Таким образом, интегрированная деятельность способствуют формированию у ребенка целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей, развивает и корректирует речевую функциональную систему, слуховые функции, оптико-пространственные представления, праксис, тактильный гнозис, интеллектуальные и творческие способности, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОО и объединения усилий в данном направлении выстраивается модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Преемственность и взаимосвязь специалистов способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

На занятиях физкультуры решаются задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развитие двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путём специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учётом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
-    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Это способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

  В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем. Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

 В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

При работе в группе компенсирующей направленности руководитель изостудии также обязан учитывать специфику коррекционно-развивающей направленности. Взаимосвязь с учителем-логопедом подразумевает:

учёт лексического материала

развитие художественно-творческих способностей

оречевление режимных моментов

контроль за звукопроизношением детей

формирование умения действовать по словесной инструкции.

развитие мелкой моторики.

придумывание сказок по рисункам.

включение в занятие пословиц, поговорок, скороговорок и коротких стихотворений.

Взаимодействие логопеда, воспитателей, педагога, педагога-психолога, музыкального руководителя, методиста и других специалистов в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранению речевых нарушений у детей. Педагоги должны владеть соответствующим набором знаний и умений в целях обеспечения помощи детям с ОВЗ. Важно методически корректно планировать и проводить работу по преодолению в соответствии с индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.
Взаимодействие всех специалистов и родителей способствует развитию коммуникативных навыков, успешной адаптации и обучению детей в школе.
Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДОО выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового развивающего стиля их деятельности.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в группах компенсирующей направленности приводит к положительным результатам. Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОО позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-образовательной работы по устранению речевых недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения

В  рамках  обмена  опытом  предлагаю  вниманию  коллег  лист  взаимодействия  учителя - логопеда  группы  компенсирующей  направленности...

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности

Перспективный план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности...

Организация работы и взаимодействие специалистов в группе компенсирующей направленности

освещены практические аспекты работы в логопедической группе...

Перспективно- тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от 5 до 6 лет

В плане можно видеть общие лексические темы, конкретные темы занятий специалистов по коррекционно-образовательной работе...

Перспективно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности (ЗПР) от4 до 5 лет

В плане показана коррекционно-образовательная  работа специалистов с детьми среднего возраста с ЗПР....

Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с задержкой психического развития

Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР....

Календарно-тематический план взаимодействия специалистов в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития

Планирование раскрывает коррекционно-образовательную работу учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР,...